6 СЕНТЯБРЯ – ПАМЯТЬ ШМОНИ И СЫНОВЕЙ (МАККАВЕЙСКИЕ МУЧЕНИКИ)
СЕМЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ
Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан[1] поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов[2]. С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).
Вначале к этому деянию решили принудить писца Елеазара[3], открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Он сказал: «В нашем возрасте не стоит притворяться! Боюсь я, что многие молодые сойдут с пути из-за меня и моего утаивания мыслей, видя, что Елеазар в свои 80 лет присоединился к чуждым обычаям, и все это из-за короткого отрезка жизни, оставшегося мне. Я могу запятнать и покрыть позором свою старость. И если сейчас я избегу наказания человеческого, то не скроюсь, живой или мертвый, от руки Всемогущего». Говоря таким образом, он твердо принял истязания колесом. Под пытками он выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей. Умирая, Елеазар промолвил с улыбкой: «Господу, владеющему священным знанием, известно, что, имея возможность избежать смерти, я сейчас испытываю под бичом ужасные муки, но в душе я принимаю эту боль с радостью по причине трепета, который Господь мне внушает». И он предал душу Богу. Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик – их мать. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества»[4]. Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов».
Антиох, вне себя от гнева, приказал отрезать язык этому наглецу, потом снять кожу и отсечь конечности. После этого старшего брата подвергли пыткой колесом, а когда его положили на жаровню, он сказал: «Пусть вы отсечете мне руки и ноги, сожжете плоть, вывернете суставы! Через все пытки я покажу вам, что сын еврейского народа непоколебим, когда речь идет о добродетели!» Преображенный огнем, он казался нетленным и исполнил сказанное, не испустив ни единого стона. В это время его мать и братья, ободренные происходящим, молили Бога оказать им милость умереть так же мужественно, как старший брат.
Затем подвергли пытке второго из Маккавеев. Ему разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни». Третий с отвагой протянул руки палачам, высказав уверенность, что обретет их в будущей жизни. Он умер под пыткой колесом. Четвертый попросил Антиоха придумать для него самые жестокие пытки, чтобы он мог доказать тирану, что готов состязаться в отваге с братьями. Перед тем как ему вырвали язык, он произнес: «Даже если ты лишишь меня органа речи, Бог услышит голос немых. Сколь приятно лишиться членов ради Бога!»
Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями. Следующий брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!»
Так эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что разум, просвещенный верой, может не только усмирять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.
Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение. Она говорила им: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».
Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников[5].
Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности[6].
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
13 СЕНТЯБРЯ – ПАМЯТЬ МАР ШИМУНА БАР САББАЭ, ПАТРИАРХА-МУЧЕНИКА (+340)
Был патриархом Ассирийской Церкви Востока в те времена, когда Бет Нахрейн - Месопотамия находилась под владычеством персидской династии Сасанидов. Родился святой Мар Шиммун в семье красильщиков тканей, отсюда его прозвище Бар Саббаэ, то есть "сын красильщиков". Глубокая вера во Христа, неустанное служение во благо Церкви приводят к его избранию в 328 году епископом Селевкии-Ктесифона - столицы Сасанидского Ирана. Это было время правления Шапура II, вступившего на шахский престол в 309 году и стяжавшего себе славу самого беспощадного гонителя христиан. В противовес традиционно соперничающему с Ираном Риму, Шапур II пытался укрепить политическое единство своей страны, сделав опору на национальную религию персов - зороастризм, насильственно навязывая ее другим народам своей державы. В начале своего царствования юный шах скрывал свои истинные намерения. Удобный случай представился лишь после смерти римского императора Константина Великого в 337 году. Шапур II сразу же возобновил военные действия, пытаясь отбить у римлян Нисибин и ряд других областей, отошедших к Риму еще при императоре Галерии в 311 году. Удача не сопутствовала шаху в его начинаниях. Война поглощала все больше человеческих и материальных ресурсов. Злобу и горечь от понесенных им поражений шах вымещал на своих подданных - христианах, подозревая их в нелояльности и пособничестве врагам. Собравшись переложить всю тяжесть ведения войны на христиан, шах приказал удвоить взимаемые с них налоги. Сбор их был поручен Предстоятелю христианской Церкви Мар Шиммуну Бар Саббаэ. Христиане, конечно, не могли выплатить столь непомерных налогов, от сотрудничества с властями решительно отказался их духовный глава, обосновавший свой отказ невозможность для него, духовного владыки, заниматься светскими делами. Воспользовавшись этим, шах приказал начать настоящую бойню христиан во всех областях Персии. Пытки и преследования христиан продолжались в течение целых сорока лет, вплоть до смерти Шапура II в 379 году. В истории Церкви Востока они известны как "агона арбаиная", то есть период "сорокалетней борьбы за веру". Гонения достигли своего апогея в 341 году, когда их жертвой пали десятки и сотни мучеников в столице Ктесифоне во главе с Патриархом Мар Шиммуном Бар Саббаэ - приближенные к нему епископы областей Бет-Лапат и Карх Мейшан - Хадьяв, Сабина и Юханна, 97 священников и дьяконов, монахи и многие миряне, среди которых был и воспитатель самого шаха Гуштазад. Шах дважды предлагал патриарху отречься от Христа, поклонившись по зороастрийскому обряду солнцу и огню. Однако патриарх с презрением отверг эти предложения. История сохранила последние прощальные слова Мар Шиммуна Бар Саббаэ: "Да не стану предателем народа, врученного мне Господом, ради налога и подати, уводя его от Истины. Да приму смерть ради Него. И да склоню главу мою перед мечом ради паствы моей".
14 СЕНТЯБРЯ – ПАМЯТЬ РАББАН ХОРМИЗДА
Ассирийский подвижник VI – VII века, основатель знаменитого монастыря Раббан Хормизд, названного в его честь. «Раббан» – сирийское слово для обозначения монаха.
Согласно «Историям раббана Хормизда Перса и раббана Бар – Идта» (считается, что автор – ученик Хормизда Симон, время написания примерно до 12 века) Хормизд родился в конце VI – начале VII века в Бет – Лапате (Beth Lapat, сирийское название города Гондишапур) в Хузистане, находившихся под властью империи Сасанидов (отсюда вероятно его персидское имя и прозвище Перс) в семье христиан. В 12 лет пошёл в школу. В возрасте 18 лет он уже знал наизусть Псалтырь и Новый Завет. В том же возрасте, желая принять иночество, отправился в Вади-Натрун, перед этим посетив Святую Землю и Иерусалим.
По дороге ему встретились трое ассирийских монахов из обители Бар – Идта (возле Нусайбина), убедившие Ормизда стать насельником их монастыря. В монастыре Бар – Идте Ормизд вёл суровую подвижническую жизнь и от Бога был прославлен множеством чудес, включая воскрешение по его молитвам умершего юноши, сына правителя Ниневии. В Бар – Идте и в отшельнической келье рядом с монастырём он прожил 35 лет, кроме того, он подвизался и в обители Мар Абрахам в Рише (Risha) в течение 6 – 7 лет.
Когда Хормизду исполнилось 65 или 66 лет, он покинул обители в областях Марга и поселился пустынником в горах Бет – Эдрай (Beth Edhrai) рядом с ассирийским городком Алькош, где местные жители, почитавшие подвижника за святую жизнь, помогли ему возвести монастырь (примерно около 640 года), названный позже в его честь. Последние годы жизни святого отмечены религиозной полемикой с насельниками монастыря Мар – Маттай (это монастырь, который основал тот самый св. Маттаи, который обратил ко Христу ассирийского царевича Бехнама), принадлежавшими к миафизитской Сирийской Яковитской Церкви. Помимо этого, Раббан Хормизд занимался нравов местного населения и искоренением среди них остатков идолопоклонничества.
Почитается святым в Ассирийской Церкви Востока, в Халдейской Католической Церкви (память – во второе воскресение после Пасхи), в Сиро – Малабарской Католической Церкви.
Монастырь Раббан Хормизд был процветающим центром Ассирийской Церкви Востока вплоть до X века. Вплоть до конца XV века в нём хоронили предстоятелей Церкви Востока. Пять могил патриархов (похороненных с 1497 по 1804) до сих пор можно видеть в коридоре, ведущем к келье св. Раббана Хормизда.
С 1551 до 1743 года Раббан Хормизд являлся резиденцией патриархов АЦВ линии Элиа (Eliya)
В 1743 из – за эпидемий и нападений курдских разбойников монастырь обезлюдел. Возродил монашескую жизнь (несмотря на противодействие Юханнана VIII Хормизда, архиепископа Мосула) в этом святом месте Габриэль Дамбо (1775 – 1832), халдей – католик. Он также создал здесь семинарию. Кроме того, Дамбо создал халдейский католический монашеский орден Раббана Хормизда (подробнее здесь). Пострижеником Раббана Хормизда был халдейский патриарх Иосиф VIАудо.
Настоятеля Габриэля Дамбо убили в 1832 году солдаты Мухаммеда – Паши, курдского эмира Равандуза(Rawandouz). В 1838 году курды атаковали Раббан Хормизд и городок Алькош, сотни мирных ассирийцев – христиан были убиты. Начиная с 1843 года курды принялись устраивать регулярные денежные поборы с население и монахов. Тех, кто отказывался платить, нещадно мучили и убивали. Было замучено более 10 тысяч ассирийцев, монастырь разграблен, священные изображения осквернены, частично уничтожена богатая монастырская библиотека древних сирийских манускриптов.
В 1859 году халдейский патриарх Иосиф Аудо на расстоянии 1 мили от старой на равнинной местности основал новый монастырь. Новый монастырь получил название Нотр – Дам де Семенсе (Notre Dame des Semences) «Пресвятой Девы Посевов» и превратился в важный религиозный центр Халдейской Церкви.
27 СЕНТЯБРЯ – ПАМЯТЬ МАР ПАПЫ ПАТРИАРХА (+320) И МАР САВА И МАР БИШО
Мар Папа также известный как Папа бар Аггай – церковный деятель Ассирийской (Сиро – Персидской) Церкви Востока конца III, начала IV века, первый из епископов Селевкии – Ктесифона (Бех - Ардашира), столицы Империи Сасанидов, титулованный как Католикос (т.е. Вселенский глава).
Кроме того, Мар Папа – первый предстоятель этой Церкви, чьё существование не подвергается сомнению никем из историков. Его же предшественники некоторыми исследователями считаются легендарными личностями, появившимися из под пера восточно – сирийских (ассирийских) летописцев в более поздние времена для обоснования апостольского преемства от апостола Фомы.
Остался в истории как реорганизатор Церкви Востока, создатель её организационной структуры и строгой иерархии. До него епископы отдельных диоцезов были независимы друг от друга и не имели над собой общепризнанного главы.
Прежде чем Мар Папа был рукоположен в епископы, столица Ирана не имела епископской кафедры. Летописец Мшиха – Зха повествует, что будущего католикоса рукоположили в сан двое приезжих иерарха – Акха д’Абу (Abuh), епископ Арбелы (Арбиля) и епископ города Сузы.
В 315 году Папа бар Аггай принял титул католикоса, наладил отношения с шахским двором, став признанным главой этно – конфессиональной общины христиан – ассирийцев в Персидском государстве.
Централизаторская политика католикоса вызвала сильное противодействие остальных епископов страны. Его противники добились в том же 315 году созыва церковного собора в Ктесифоне, где выдвинули против святителя многочисленные обвинения. Главными оппонентами Мар Папы выступили Акиб – Аллаха, епископ Карка д’Бейт Слок (Karka d’Baith Slok) и Милес (Милий), епископ Суз.
Католикос отверг все обвинения против себя и отказался подчиняться воле собора. Главный противник Папы Милес прибег к последнему средству воздействия на строптивца – достал из своей сумки Евангелие, положил его на подушку перед участниками собрания и сказал, мол, пусть тебя судят не люди, а Слово Божье. Разозлённый Папа ударил рукой по Евангелию и воскликнул: «Говори, книга, говори». Все присутствующие были потрясены подобным святотатством. Но внезапно Папа упал без чувств – у него случился инсульт. Данное происшествие было расценено как Воля Божья, собравшиеся на соборе церковники единогласно проголосовали за низложение бар Аггая. На его место избрали архидиакона Симеона бар Саббаи, ученика Маар Папы и его помощника в делах епархиального управления. Хотя и против воли Симеона.
Через некоторое время Маар Папа оправился от последствий своего заболевания, только рука (видимо, та самая, которой он бил Святую Книгу) осталась у него до конца жизни парализованной. Стремясь вернуть себе титул и столичную кафедру Папа апеллировал к С’аде, епископу Эдессы и, возможно, к святому Иакому Нисибийскому. Усилия оказались успешными, обвинения с святителя были сняты, его восстановили в должности, при полном остутствии сопротивления со стороны Симеона, который, скорее всего, был только рад возвращению своего учителя и наставника. Мар Папа пробыл столичным епископом ещё 12 лет вплоть до своей смерти около 327 или 328 года.
Нет комментариев