Планирование на «листочке»
Первое спланируем экономику, потом займёмся моделью cash flow или ддс, в общем моделью прогнозного денежного потока.
Допустим вы подписали три классных на несколько миллионов единиц контрактов:
1. По первому контракту делаете полезные, железные, жилые ящики с дверью, окнами и мебелью. Цена проекта, 60 млн. единиц. Срок исполнения три года, оплата поэтапно за каждый выполненный ящик. Этап - квартал. Старт исполнения Контракта - 1е марта
2. По второму - строите небольшие домики полезные в медицине в сельской местности. Цена контракта 25 млн. единиц - срок исполнения - 9 мес. Платят поэтапно, за каждый построенный домик. Этап - квартал. Старт исполнения контракта - 1е марта.
3. По третьему делаете разметку особые значки на дорожном покрытии наносите - цена Контракта 15 млн. единиц, платят поэтапно. Этап - месяц. За месяц должен быть выполнен определенный объём. Срок исполнения проекта 9 мес. Старт проекта - 1 марта
С чего начнём ну конечно со сметы. Сейчас кто-то думающий скажет: «А как же вы подписывали контракт без сметы». А вот так. Тендерная система у нас такая. И все кто ввязываются в такие сделки, ввязываются по принципу: «главное ввязаться, а там разберёмся, главное есть заказ, есть сделка».
Итак смета. Я сейчас не буду расписывать смету по-компонентно, т.к. у каждого проекта, свои особенности по видам работ и материалов, мы знаем, что смета - это прямые расходы, т.е. расходы непосредственно связанные с проектом: - материалы, - заработная плата персонала основного производства, налоги с заработной платы - Аренда помещения основного производства, - коммунальные расходы, - транспортные расходы
Допустим маржинальность по проектам следующая:
1. 10% по проекту - изготовление железных ящиков или 6 млн. единиц в абсолютном выражении. из которых только 1,5 млн. единиц, Компания заработает в текущем году, мы помним, что проект исполняется три года
2. 12% по проекту - строительство домиков в медицинских целях или 3 млн. единиц в абсолютном выражении
3. 20% по проекту - нанесение разметки на дорожное покрытие или 3 млн. единиц.
Итак экономика на текущий год, бюджет Компании текущего года.
1,5 + 3 + 3 = 7,5 млн. единиц - валовая прибыль текущего года. Или маржинальность 13,64% (7,5 / ((60/36*9) + 25 + 15)
Теперь посчитаем операционную прибыль. Валовая прибыль минус Косвенные или накладные расходы компании. Они включают в себя все расходы не связанные напрямую с производством: - расходы на продажу, продвижение, маркетинг, - зп коммерческой службы и управленческого персонала, плюс налоги с их зп, Аренда помещения, где располагается коммерческий и управленческий персонал, - коммуналка данного помещения, - расходы на переподготовку персонала и пр.
Величина накладных расходов условно постоянная и не растёт прямо пропорционально с ростом объемов производства и объёмов продаж.
Допустим Ваши накладные расходы составляют - 5 млн единиц в год.
Соответственно прибыль Компании от основной деятельности или всеми любимая Ebitda, на которую смотрят банки составит 7,5 - 5 = 2,5 млн. единиц в год.
Ebitda - доходы без учета доходов/расходов по процентам, без учета амортизации и налога с доходов/прибыль
Мы понимаем, что год у нас будет не убыточным ввяжись мы в эти три проекта, главное соблюдать сроки исполнения проектов, чтобы не было проблем с Заказчиком и задержек по платежам. Итак Рентабельность наших продаж по операционной прибыли составит 2,5 / ( (60/36*9) + 25 + 15) = 4,55% Мы рады, принято решение работаем!
Теперь зная экономику этого года мы сразу можем спланировать следующий год. Мы видим, что на следующий год у нас гарантированны работы только по одному проекту, по изготовлению железных ящиков. Валовая прибыль или маржа, которая придётся на второй год по данному проекту составит - 2 млн единиц (6/36*12). Этого недостаточно, чтобы покрыть все накладные расходы, в разрезе года, нужны ещё проекты примерно на 30 млн. единиц при маржинальности проекта в 10%. Т.е. наша точка безубыточности при маржинальности проектов в 10% = 50 млн. единиц.
Сделав не сложные прикидки по цифрам мы поняли, есть ли смысл входить в проект или нет, и какой объём проектов компании необходим для балансирования у нуля и дальше для получения, желаемой операционной прибыли.
Теперь необходимо спланировать денежный поток, мы помним, что начинали освещать проблему с кассового разрыва. Важно понимать, что экономика проекта / прибыль по начислению и денежный поток, это разные вещи. Наверное некоторые слышали любимый вопрос генерального директора: «почему прибыль есть, а денег нет». Вот с этим «почему» разберёмся в следующей заметке. В следующей заметке спланируем денежный поток.
Всем отличной рабочей недели и прибыльного 2021го!
Автор Светлана Грачёва!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев