«Магическая сила Финика».
24-е Января 2021 думаю сегодня точно, все уже «проснулись». Скажете – праздники всего 10-ть дней, давно проснулись, нет. Как правило, бизнес-каникулы - это месяц, начинаются они за несколько дней до Католического Рождества, и заканчиваются примерно 25-го Января, после Российских, январских, христианских праздников.
Кто-то скажет: «бизнес никогда не спит», да нет, спит, еще, как спит.
Если все налажено и все идет по накатанной, повезло, бизнес работает во сне, а если не налажено, то тихо ждет пробуждения. Проснувшись многие сталкиваются с чем, о ужас с банальным дефицитом денег. В бизнесе подобный дефицит любят называть «кассовый разрыв», т.е. жила себе касса, жила и бац порвалась. Касса же - это такая типа сумка, у которой отвалилось днище и все потерялось. Что же такое - «кассовый разрыв» и как с ним бороться, а вернее, как укрепить «днище», чтобы не отрывалось.
Для начала необходимо понять причину кассового разрыва, основная причина – это отсутствие финансового менеджмента, отсутствие финансового управления, проще говоря, у вас нет «финика», а сами вы то же так себе «финик». Допустим «финик», финансовый менеджер, финансовый директор Вам не по карману, придется самому учиться управлять деньгами. Посмотрим немного назад, посмотрим на то, как начался «хреновы год», как поется в той знаменитой песне.
На начало «хренового» года у Вас была некий запас финансовый прочности, подушка безопасности, допустим в 20 млн. единиц. Плюс в начале «хренового» года Вы по-наподписывали несколько интересных договоров, понабрали прекрасных проектов тоже на много миллионов единиц, не обратив особого внимания на один нюанс. У проектов, есть такая особенность, такая укрепившаяся практика, ты вкладываешь в проекты свои средства, содержишь свой персонал, закупаешь за свой счет материалы, платишь субподрядчикам за работу, а деньги за проект получишь через месяц, а то и позже, после сдачи результатов работ Заказчику, где некая комиссия будет принимать работы тоже месяц, а то и больше.
Подписывая контракты, в голове рулила одна мысль: «проекты много миллионно- единичные все будет класс. Сначала вложу немного своих денежек, а потом буду в шоколаде, как поет Семен Слепаков в песне про «хреновый год»: «на Мальдивы все полетим». Проходит половина «хренового года» и ты видишь, что у тебя закончилась твоя подушка безопасности в 20 млн. единиц, денег по новым проектам еще три месяца, не будет, а субподряду и сотрудникам необходимо платить сейчас. Материалы заканчиваются, проект выполнен на 60%, денег нет от слова «совсем», хотя проект у тебя классный и не один, все много миллионно единичные, но денег нет. Первая мысль, которая приходит многим, нужно немного занять и дотянуть до исполнения проектов, тогда уже придут основные, проектные поступления и все будет супер, бежишь к «соседу Рудику» одалживать под небольшие проценты, допустим под 2% в месяц, сосед по-соседски одолжил, «недорого». Еще три месяца живешь спокойно, находясь на соседском счетчике по процентам, делаешь выплаты субподряду, покупаешь материалы и наконец-то сдаешь долгожданный проект Заказчику.
Потеешь, ждешь приемки, и вот она, приемка, к концу «хренового» долгожданная выплата по проекту. На Носу Новый Год выделяешь немного на корпоративчик, все веселятся, потом на месяц засыпают, просыпаются спустя месяц и понимают, все отдаем Рудику, который ждет и твердит, что пора возвращать займ и процентики. Ты смотришь на свою денежную массу и видишь, все что есть, все уходит Рудику. У тебя после стольких усилий, в итоге нет ничего, финансовая подушка безопасности, которая была на начало «хренового» года не восполнена, после проекта все, что пришло, ушло Рудику, у тебя Ноль. Кто-то из оптимистов скажет, хорошо, что не минус, не в долгах, просто ноль. И ты опять думаешь, ну почему ноль, трудились весь год, проекты много-миллинно-единичные, Рудик дал в долг под «недешевые», но более менее не «конские» проценты. Почему денег нет, кто-то шепчет под руку – «кассовый разрыв».
Вот сейчас стоп кадр, если остановить пленку, как в кино и посмотреть на всю эту «адскую» бизнес-движуху в течение года, то профессиональному «финику» сразу видно, что нет управления деньгами, нет управления проектами, проще говоря, нет управления Компанией. Есть лишь движуха, результатом которой явилась потеря подушки безопасности накопленной на начало «хренового» года.
Снова отмотаем назад и рассмотрим, как бы развивались события будь в Компании «финик», финансовый управленец, финансовый менеджер, либо Вы сами научились бы мыслить финансово. Первое, чтобы сделал финансово мыслящий человек - построил бюджет каждого проекта и спрогнозировал движение денег с учетом вложений в проект. Для этого не нужно обладать сверх способностями или изучить какую-то страшную финансовую программу с огромным количеством графиков на выходе, где ничего не понятно. Достаточно открыть excel, а если не знаешь excel, то можешь взять листочек, только понадобиться два листочка, и на одном листочке рассчитать экономику, а на втором построить свой денежный поток на год. Инфа на двух листочках покажет тебе картинку твоего бизнеса, ты поймешь, прибыльные у тебя проекты или нет, стоило ли в них ввязываться, зарабатываешь ты на них или у тебя бизнес-ради бизнеса. Помните тот древний анекдоте про вареные яица: «бульон остается и при деле».
А на втором листочке построить денежный поток, где сразу будет понятно в какой момент в проект нужно вливание, и стоит ли для этого тратить свои деньги. Такое планирование поможет не влезать в экономически не интересные проекты, поможет избежать кассового разрыва и после «спящего», новогоднего периода поможет не остаться без денег. Что касается вливания своих денег в проект, стоит это делать или нет, здесь нужно сопоставить, где доходность выше. Если процент по займу ниже процента, который ты зарабатываешь на инвестициях (недвижка, акции и пр.), то для вливания в проект, лучше занять деньги, и рискнуть в проекте заемными деньгами. К тому же ты минимизируешь риски, т.к. не будешь рисковать в своем бизнесе, всем своим капиталом.
Думаю пока на этом все, заметку заканчиваю, итак получилась длинной, думаю, информации для размышления уже достаточно, желание, что-нибуть погуглить и почитать про бизнес-планирование появилось. В следующей заметке приведу примеры, как на «бумажечке», на «коленочке», просчитать экономику проекта и построить денежный поток (cash flow). Всем высокой доходности, и помним создавать рабочие места интереснее, чем искать работу.
Автор Светлана Грачева.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев