Военные походы ХАЛИДа ИБН АЛЬ — ВАЛИДа
Халид ибн Аль-Валид был самым универсальным солдатом в истории и настоящим военным гением. У него было стратегическое видение Чингиз Хана и Наполеона, тактическое великолепие Тимура и Фредерика Великого, и личная сила и мощь полулегендарного Рустама Персии. И никогда в истории мы не видили, чтобы такие разные военные достоинства были в одном человеке. Халид был одним из двух великих генералов в истории, который ни разу не потерпел поражение. Другим был Чингиз Хан, но Чингиз Хан не был таким великим воином, хотя его завоевания покрывали большую территорию земли.
Этот полководец является одним из немногих в истории, кто не был побежден в битве. Известен победой в решающей битве при Йамаме и тактикой, использованной в сражениях при ал-Валадже и Ярмуке. Он никогда не любил отсиживаться в обороне, предпочитал наносить удар первым, заставая врага врасплох. Его армии всегда отличались мобильностью, резкостью и неустрашимостью.
Халид был единственным человеком, который нанес тактическое поражение Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) в Ухуде. После заключения Худайбийского мира, пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) выразил его брату Валиду свое сожаление по поводу того, что такой талантливый человек как Халид, все еще остается в рядах язычников. Валид передал слова пророка Халиду, и тот, вместе с Амром ибн аль-Асом, прибыл к Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям) в Медину и принял Ислам в 7 году хиджры.
В 8 году хиджры Халид впервые в составе мусульманской армии участвовал в битве при Муте с византийцами. В этой битве погибли мусульманские командиры и он взял командование на себя.
Благодаря верно выбранной им тактике боя, мусульманам удалось избежать разгрома и организованно отступить. За боевые заслуги в битве при Муте, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал его Сайфуллой (Меч Аллаха). Во время завоевания Мекки мусульманами, Халид командовал кавалерией и подавил сопротивление малочисленных групп мекканцев. После завоевания Мекки, пророк Мухаммад отправил его сокрушить идол Уззу, который был почитаем в среде арабов-язычников. Затем Халид геройски сражался в битве при Хунайне и получил там тяжелое ранение. Он участвовал и в осаде Таифа. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) отправил его против правителя Думат аль-Джандала Укайдира. Халиду удалось пленить его и привести в Медину.
В 10 году хиджры он отправился в Наджран и способствовал принятию Ислама значительной частью населения этого региона. После смерти Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), Халид был послан халифом Абу Бакром против вероотступников. Он разгромил лжепророка Тулайху ибн Хувайлида в Бузахе. Затем он отправился против племени Тамим. Там их лидер Малик ибн Нувейра сдался ему. Однако, несмотря на это, Халид убил его. Сменивший Абу Бакра халиф Умар не одобрил убийства Малика и посчитал действия Халида превышением своих полномочий. Затем Халид выступил в поход на Йамаму против лжепророка Мусайлимы, который был разгромлен и убит вместе со всеми его союзниками..
После разгрома лжепророков, Халид выступил против племен, которые отказывались выплачивать закят. Все они были приведены к покорности.
В 12 году хиджры, Халид ибн Валид отправился на войну с Сасанидским Ираном в Ирак. После двух месяцев ожесточенных сражений войска под его командованием полностью разгромили персов и установили контроль над Хирой и побережьем реки Евфрат. После этих побед пришло известие о том, что византийские войска перешли в наступление против мусульман в Сирии. В связи с этим, Халид получил от халифа приказ передать командование войсками в Ираке аль -Мусанне и двигаться с другой частью войск в сирийском направлении.
В 13 году хиджры войска под его командованием завоевали Аджнадейн, Дамаск, Хомс, Иерусалим. Была достигнута великая победа при Ярмуке. Таким образом, после этих побед почти вся Сирия перешла под контроль мусульман. Халид был достаточно строгим и требовательным командиром. Но, в то же время, он иногда совершал самовольные действия, не получив на это разрешения от политического руководства Халифата.
Он был первым Мусульманским командующим который вышел за пределы Аравии и завоевал иностранные земли; первый Мусульманин, который стёр с лица земли две великие империи, одну за другой. Почти все его битвы являются уроками в военном лидерстве, особенно Ухуд, Казима, Валаджа, Музая, Аджнадин и Ярмук. Его лучшая битва была Валаджа, а его величайшая была, несомненно, Ярмук.
Халид был по существу солдатом. Он также правил территориями, которые завоевал, но это он делал как рутинную обязанность большого генерала, который должен был не только завоевать территорию, но и править ей как военный губернатор. Его планы и маневры показывают великолепный военный интеллект; но к таким вещам как учеба и культура он совсем не был склонен. Халид был чистым, подлинным, неразбавленным, неизбалованным солдатом. Его судьбой, было сражаться в великих битвах и уничтожить мощных врагов… атаковать, убивать, завоевывать. Это судьба стала очевидной только, когда, после подъема Ислама, появился шанс Священной войны на Арабской земле. И только после принятия новой религии и подчинения Пророку эта судьба полностью проявилась. Где бы Халид не проходил, его враги вставали против него, как будто какой-то несчастный рок приговорил их к смерти его мечом. Где бы Халид не проходил, он оставлял позади след славы. Начиная с Битвы Ухуд и до его увольнения, в течении 15 лет, Халид сражался в 45 битвах (не считая мелких стычек), из которых 35 произошли в последние 7 лет. И он ни раз не проиграл, ни одну из них.
Таким был Халид, неотразимый, всезавоевывающий мастер. В 641году, умер Аяд бин Ганам. В тот же год, также, умер Билал, Муэдзин Пророка, а также побежденный Халидом, Ираклий, Император Византии. В следующем году, была очередь Халида.
В 642 году (21по хиджре), в возрасте 58 лет, Халид заболел. Мы не знаем, что это была за болезнь, но это была длинная болезнь которая забрала его силы. Как и со всеми сильными, активными мужчинами, на которых внезапно пришла без активная отставка, здоровье Халида сильно пошатнулось. Последняя болезнь оказалась слишком сильной для него. Он лежал в постели, с нетерпением и непокорный против судьбы, которая не дала ему славной, жестокой смерти в битве. Осознавая, что ему не долго осталось жить, его раздражало, что ему приходится ждать смерти в постели.
За несколько дней до смерти, старый друг пришел навестить его и сидел у его постели. Халид поднял покрывало с правой ноги и сказал своему гостю:
«Видишь ли ты место размером в ладонь на моей ноге, которое не было бы покрыто шрамом от раны от меча или стрелы или копья?»
Друг посмотрел на ногу Халида и сказал, что не видит. Халид поднял покрывало с левой ноги и повторил свой вопрос. Снова друг согласился, что между ранами самое большое расстояние, меньше чем ладонь. Халид поднял свою правую руку и левую, для такой же проверки и с таким же результатом. Потом он открыл свою грудь, и здесь также друг был встречен картиной, из-за которой он подумал, как мог человек с такими ранениями выжить, и он снова признал что не может найти места размером в ладонь не тронутой кожи.
Халид затем сказал:
«Разве ты не видишь? Я стремился к мученичеству в сотнях сражений. Почему я не мог умереть в бою?»
Друг ответил:
«Ты не мог умереть в бою».
«Почему?»
«Ты должен понять, О Халид»-сказал друг,
«что когда Посланник Аллаха ﷺ
назвал тебя Мечом Аллаха, это предопределило то, что ты не умрешь в бою. Если бы тебя убил неверующий, это значило бы, что Меч Аллаха был сломан врагом Аллаха; а такое никогда не могло быть».
Халид промолчал, а через несколько минут друг ушел. Халид понимал логику того, что сказал его друг, но его сердце все равно хотело славной смерти в бою.
В день его смерти, все имущество Халида состояло из его доспехов и оружия, коня и одного раба, преданного Хамама. В день своей смерти, он лежал в постели и только Хамам сидел рядом с грустью наблюдая за своим удивительным хозяином.
В последний момент, Халид набрался сил и сказал свои последние слова: «Я умираю, как верблюд умирает. Я умираю в постели, в позоре. Пусть глаза трусов никогда не найдут отдыха во сне».
Походы Халида ибн Валида.
Битвы в Аравии
Ухуд — Мутах — Таиф — Битва у рва — Худайбия — Хунаин — Мекка — Табук.
Войны с вероотступниками
Ямама — Зафар — Домат аль-Джандаль — Бузакха — Гхамра -Накра.
Арабское завоевание Персии
Битва сцеплённых — Битва на реке (633) — ал-Валаджа -Уллайс — Хира — Аль-Анбар — Айн Тамр — Домат аль-Джандаль -Музайях — Санийя — Зумаиль -Фираз — Кадисия.
Арабское завоевание Сирии
Фираз — Картин — Босра -Ажнадаян — Мардж-Рахит -Фахл — Дамаск — Марадж-аль-Дебай — Эмес — Ярмук -Иерусалим — Хазир — Алеппо.
Поход в византийскую Анатолию
Железный мост — Осада Мараша.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев