(ПРОЕКТ)
1. Этно-заповедные территории (далее ЭЗТ) выделяются для обеспечения выживания хакасского народа, сохранения и развития его исторически сложившихся отраслей производственной деятельности (овцеводство, коневодство, рыболовный промысел, звероводство, сбор и переработка дикоросов и т.д.) – материальной основы жизнеобеспечения и духовной культуры.
2. ЭЗТ хакасского народа включают в себя сельские населенные пункты с преобладанием хакасским населением, места исторического проживания коренного народа пастбищные, сенокосные, охотничьи, рыболовные, пахотные, ягодные – ореховые угодья, памятники природы и места традиционного религиозного поклонения.
3. Границы ЭЗТ хакасского народа определяются самим народом, утверждается районными Советами депутатами и Советом народных депутатов Республики Хакасия по предложению Совета старейшин родов хакасского народа, и удостоверяются соответствующими государственными актами.
4. ЭЗТ действует система самоуправления хакасского народа, призванная решать все вопросы местного значения с учетом особенностей его образа жизни, социальной и культурной самобытности, языка, обычаев и традиций.
5. Система местного самоуправления ЭЗТ хакасского народа состоит:
а) советов народных депутатов;
б) органов общественного самоуправления – Советов старейшин;
в) территориальных структур Совета старейшин родов хакасского народа.
Социально – экономические основы развития
этно – заповедных территорий.
1.Земля, ее недра, леса и водоёмы, растительный и животный мир, свидетельства человеческой деятельности, археологические находки, находящиеся на ЭЗТ-ях являются собственностью хакасского народа и используются по его усмотрению.
2.Фермерам, предпринимателям, семейным, родовым хозяйствам, артелям, товариществам, кооперативам и другим пользователям из числа хакасского народа, занимающимся сельскохозяйственным производством, земля, водоёмы, угодья передаются в приоритетном порядке в вечное пользование с правом передачи по наследству или долгосрочной аренды.
3. Предоставление и изъятие земель и угодий в ЭЗТ для нужд не связанных с хозяйственной деятельностью хакасского народа, производится органами местного самоуправления по результатам референдума проживающего в них коренного народа на договорной основе, а отчуждения земли заинтересованная сторона (предприятие, организация и т.д.), вносит в бюджет соответствующего Совета ЭЗТ разовый взнос в сумме определяемой договором.
4. Коренное население ЭЗТ пользуется правом приоритетного природопользованием: бесплатной охотой, рыболовством, собирательством и другими традиционными промыслами в объемах определяемыми местными органами самоуправления и удовлетворяющих личное потребление народа.
5. Некоренное население, постоянно проживающее ЭЗТ-ях, реализует право на охоту, рыболовство, собирательство за плату, устанавливаемую местными органами самоуправления. Не проживающие в ЭЗТ территориях население может заниматься охотой, рыболовством, собирательством по решению местных органов самоуправления с оформлением соответствующих договоров и именных платных лицензий.
Представительство хакасского народа в местных органах самоуправления.
1. Советом народных депутатов ЭЗТ формируется преимущественно из представителей хакасского народа путем установления специальных квот депутатских мандатов. определяется законом.
2. Глава местной администрации ЭЗТ избирается из числа представителей хакасского народа. Порядок выборов
Устав местного самоуправления ЭЗТ должен соответствовать нормативным актам РФ и РХ.
Разработчики ЭЗТ – члены Совета АХН Тун:
А.А. Костяков,
М.М. Табаткин-Янгулов,
В.Я. Бутанаев
В.И. Ивандаев,
Ю.А Тохтобин,
И.Ф. Иптышев.
Проект для рассмотрения и принятия был представлен на Втором внеочередном съезде хакасского народа, октябрь 1990 г. г.Абакан
Проект делегатами не принят В большинстве "против" проголосовали представители съезда из южных р-нов Хакасской авт. обл.
__________________________________________________________
ВОЗВРАЩАЯСЬ К СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ХАКАСИИ.
Исторический съезд хакасского народа
«…И сверху Небеса, а снизу Мать-Земля,
Что прежде вознесла отца и мать моих,
Сказали тюркам вновь: «Пусть имя не умрёт,
Коль слава не пройдёт – да будет жив народ»»
Большая надпись на стеле в честь Кюль-Тегина
Поэзия древних тюрков.
Первый съезд хакасского народа начался 10 августа 1990 г. в г. Абакане, в здании областного драматического театра. В повестке дня стояли следующие вопросы: о современных проблемах хакасского народа и пути их решения; о статусе Хакасской автономной области; о создании Ассоци-ации Хакасского народа; выборы делегатов на съезд народов Южной Си-бири.
Принятые решения Первого съезда хакасского народа имеет огромное историческое значение для судьбы Хакасии и ее народа. На съезд хакасского народа в качестве гостей прибыли делегации Горно-Алтай¬ ской автономной области, Тувинской АССР, Горной Шорни. из Кемеровской области, кумандинцев из г. Бнйска Алтай¬ ского края, эвенкийский поэт Алитет Нем-тушкин, а также представители хакасско¬ го народа, проживающие за пределами об¬ ласти, — из Москвы, Ленинграда, Томска, Ачинска, Красноярска, Ангарска, из Кир¬ гизии, Казахстана, Узбекистана, Туркме¬нии, Якутии. С докладом по первому вопросу высту¬пил председатель организационного коми-тета съезда хакасского народа А. Ф. Трош¬кин.
. На нем обсуждались вопросы:
1) о современных проблемах хакасского народа и путях их решения;
2) о статусе Хакасии;
3) о создании Ассоциации хакасского народа;
4) выборы делегатов на съезд коренных народов Южной Сибири. Съезд принял резолюцию «О преобра¬зовании Хакасской автономной области в Хакасскую АССР», на основании этого документа областной совет народных депутатов принял решение о статусе Хакасии. 3 июля 1991 Указом Президента РФ Хакасская АО была пре¬образована в Хакасскую АССР и выведена из состава Красноярского края.
На этом историческом первом съезде представителей хакасского народа, созванного по инициативе национального движения «Тун», создана национальная общественно – политическая организация – Ассоциация хакасского народа «Тун» (АХН «Тун»). На этом же форуме хакасского народа делегаты единогласно приняли решение о повышении государственного правового статуса Хакасской автономной области. Через четыре дня после съезда Совет народных депутатов Хакасской автономной области (ХАО) приняли решение о согласии заключить Договор ХАО с РСФСР о преобразовании ХАО в республику и об установлении федеративных отношений.
В это же время АХН «Тун» принимает обращение в Верховный Совет РСФСР, в котором говорится, что, учитывая положения «Декларации прав народов России» от 15 ноября 1917 года, «Всеобщей Декларации прав человека» от 10.12. 1948 года, « Итоговых документов Венской встречи» от 15.01. 1989 года, «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.1990 года и других документов, Совет АХН «Тун» считал, что в некоторых законах СССР и РСФСР нарушаются и ущемляются права хакасского народа, а также и других малочисленных народов СССР. АХН «Тун» считал, что основной причиной этого является отождествление понятий «равенство и суверенитет народа». Это совершенно разные подходы к решению вопроса о равенстве прав народов, особенно, если имеются ввиду малочисленные народы, которые на территории своих, так называемых «автономий» оказались в абсолютном меньшинстве.
Руководители АХН «Тун» по всему видно понимали, что ХАО получив юридический статус республики, при партийной номенклатуре КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) не добьются подлинного статуса Хакасии в особенности прав и свобод хакасов, и, поэтому на очередном совещание принимает решение об участив На Конференции по правам человека, который должен состоятся с 1-го по 4-ое сентября 1990 года, этот значимый форум делегатом был Валерий Иванович Ивандаев, депутат тогдашнего Хакасского облсовета, председатель комиссии по межнациональным отношениям ХАО.
« Инициатором проведения конференции выступила польская «Солидарность» и литовский «Саюдис». Первоначально предполагалось провести конференцию в Вильнюсе, - рассказывал В.И. Ивандаев, - но решили в Ленинграде. Конференцию открыла представительница из ФРГ Элле Фонко. В своей речи она обосновала, почему конференция необходимо было провести именно в нашей стране, в стране, « в которой никогда не нарушались права человека, так как в ней никогда не было прав человека». После выступили председатель Ленсовета Собчак, Президент Литвы Лансбергис. Лансбергис высказал такую идею, что в современных условиях как бы ни пришлось защищать права человека тех, кто постоянно говорит об этих правах, т.е. от тех людей, которые занимают ответственные посты в системе власти». И действительно, вскоре после первого съезда хакасского народа, АХН «Тун» обвиняли в «пантюркизме», национализме. Частности В.Ивандаева, руководителя АХН «Тун» А. Костякова, автора этих строк как руководителя районной АХН «Тун» и других членов Совета этой национальной организации, что можно подтвердить высказывание Президента Литвы пророческими.
«Делегат конференции, Сбитнев Ромашевский от польской «Солидарности высказал, что цель конференции,- «принести помощь тем людям, которые борются за демократические права человека». На пленарном заседании выступили представители зарубежных стран: Лаоса, Вьетнама, Кубы. Всего делегатов на конференции было 1500 из них зарубежных 250 человек.
В.И. Ивандаев далее рассказывал, что помимо пленарной работы проходили заседания секций,
в одном из которых он принял участие и высказал свой взгляд по проблемам народа. В.И.Ивандаев ознакомил делегатов с той ситуацией, которая сложилась в регионе демографическими процессами, которые происходят с хакасским народом.
На данной конференции тюркских представители решили провести фестиваль тюркских народов РСФСР в городе Казани. На этом фестивале предполагалось внести обсуждение вопроса о создании единого тюркского алфавита, чтобы тюркские народы имели возможность читать литературу, понимать и оказывать друг другу помощь.
Помимо многих других вопросов на конференции поднимался вопрос о депортированных народов: поволжских немцев, крымских татар, Турков месхетинцев, защита прав народов находящиеся на грани вымирания.
Первый съезд хакасского народа кардинально преобразовал положение хакасов. АХН «Тун» можно сказать, реализовал Программу съезда, продолжал участвовать в международных форумах, которые были направлены на решение проблем малочисленных народов, в том числе и хакасов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев