В конце XIX в. Н. Ф. Катанов отметил, что «прежде у них. в д. Утинской была своя Койбальская дума, но она впоследствии Была уничтожена и койбалы были причислены: одна часть к Качинской думе в с. Усть-Абаканском, а другая к Сагайской в с. Аскизском. Благодаря такому присоединению койбалы и вовсе отатарились» [Катанов, 2004, с. 251].
Формальная причина упразднения койбальского самоуправ ления была связана с резким уменьшением численности: среди койбалов интенсивно протекали ассимиляционные процессы. После полной ликвидации думы, которая способствовала консолидации койбалов, процессы ассимиляции резко ускорились, и они быстро ассимилировались среди других этнических групп хакасов. А часть койбалов, ушедшая на заработки, асси- милировалась среди русских.
Князь Костров точно подметил, что ликвидация думы в будущем приведет к исчезновению койбалов как отдельного племени [Костров, 1863, с. 109-117]. Через три десятилетия Д. А. Клеменц так описал койбалов: «Койбальская степь занимает угол между Енисеем и Абаканом, с юга и запада ограничена предгорьями Саян. К ней теперь уже не идет название Койбальская: она вся занята качинцами и русскими, и теперь от койбалов осталось в Минусинском округе только одно воспоминание. Язык, нечего говорить, совершенно утрачен, некоторые роды койбальские считают себя качинцами и очень немногие помнят свое происхождение. Во всей степи можно назвать только два центра, где остались койбалы или считающие себя койбалами,это улус под Синим камнем, чрез который пришлось нам ехать, и деревушка Уты, на речке Ут, где была лет 25 тому назад особая Койбальская инородческая дума. Койбалы на Утах до того перемешались с русскими, что среди них немногие знают и качинский язык, живут в избах, занимаются земледелием. Койбалы под Синим камнем, несмотря на близость города, более похожи на инородцев, чем их утинские собратья: большинство их живут в юртах, говорят по-татарски и почти не сеют хлеба» [Клеменц, 1886].
Во второй половине ХІХ в. реформа регионального управления и ликвидация инородческого самоуправления связаны с определенной вехой в смене политического курса, с пересмотром административно-территориального устройства в связи с ускоренной модернизацией страны, обострением польского вопроса, которые привели к эскалации национальных и региональ- ных противоречий [Ремнев, 1997, с. 15]. Высшие инстанции государственной власти, задумывая реорганизацию инородческого самоуправления, мало заботились о благе населения, равно как и руководители инородческих ведомств не являлись защитниками лучшей жизни населения, а формальные причины закрытия СД не совпадали с истинными мотивами их ликвидаций.
Степные думы Енисейской губернии окончательно упразднялись предписанием сибирского генерал-губернатора в 1892 г. Кызыльская дума и дума Соединенных и разнородных племен закрылись в 1893 г. Решение о ликвидации Сагайского ведомства и образовании Аскизской Инородной управы приняло Минусинское окружное полицейское управление [НАРХ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1412. Л. 7].
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2