Религиозная жизнь в Российской Империи являлась одним из основополагающих факторов формирования мировоззрения всех слоев населения. Более того, согласно существовавшему в стране законодательству, ведение метрических записей о рождении, бракосочетании и смерти возлагалось на церковь. Таким образом, основанное в 1866 году село Ольгинское с первых годов своего существования, нуждалось в появлении своей собственной церкви. Усилиями первопоселенцев села Ольгинского, уже в 1870 году ими было получено дозволение о строительстве первого молельного дома [1].
7 февраля 1873 года жители села Ольгинского согласно своему приговору, в целях обеспечения местного притча обязались производить жалования священнику и псаломщику, составляющее 500 рублей серебром в год, построить два дома из жженного кирпича, один – трехкомнатный, полагающийся священнику, второй – двухкомнатный, для псаломщика. Кроме того, жители села обязались отвести 60 десятин удобной земли, близлежащей к церкви [2].
21 октября 1873 года священником села Ольгинского был назначен Михаил Ковалинский, прибывший из станицы Кубанской. Также, Ковалинский занимал должность депутата по следственным делам 10-го благочиннического округа Кубанской области, а с 30 октября 1879 года стал законоучителем, согласно представлению директора народных училищ Кубанской области [3,4].
К 1875 году из станицы Подгорной в село Ольгинское была перенесена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, освященная 19 сентября того же года [5]. Должность псаломщика с 12 апреля 1874 года занимал Дмитрий Польский, вплоть до своего перевода в Михаило-Архангельский собор г. Ейска, состоявшегося 11 мая 1877 года [6]. 15 августа 1878 года на должность псаломщика был назначен Константин Чаленков, ранее занимавший такую же должность в станице Темнолесской [7]. 18 ноября 1881 года из станицы Успенской прибыл Александр Метаниев, ставший настоятелем церкви села Ольгинского, заменив в этой должности Михаила Ковалинского, 24 ноября 1881 года, переведенного в молитвенный дом поселка Темнолесского, согласно поданному им прошению [8]. 4 января 1883 года Александр Метаниев был утвержден в должности законоучителя местной школы [9].
Постепенно происходило облагораживание территории вокруг деревянной церкви, находящейся на центральной площади села Ольгинского. Так, например, 30 апреля 1882 года обществом села Ольгинского было получено разрешение на строительство новой кирпичной ограды на каменном фундаменте вокруг церкви [10]. Всячески помогали приходу и местные жители. В 1880-1890-е годы наиболее отличились в этом качестве церковный староста села Ольгинского – Карп Юрченко и его брат Мокий. Так, в 1887 году в пользу церкви ими было пожертвовано напрестольное Евангелие в серебряной с позолотой оправе. В 1889 году Карпом Юрченко была приобретена на свои средства для церкви икона св. Александра Невского, являющаяся выражением религиозно-патриотических чувств в память спасения Императора Александра III и его семьи во время крушения поезда около Харькова, случившегося 17 октября 1888 года [11,12]. В 1891 году им же была пожертвована в пользу церкви икона Богоматери «Скорбящих радости», в память спасения Наследника Цесаревича Николая Александровича, связанного с покушением на него в японском городе Оцу, произошедшим 11 мая 1891 года во время восточного путешествия [13].
В 1894 году в церковной сторожке была открыта Ольгинская школа грамоты. Заведующим школой был назначен священник Александр Метаниев, а учителем – псаломщик Константин Чаленков.
Периодически церковь села Ольгинского посещали противосектантские миссионеры. Так, 13-14 марта 1897 года церковь посетил иерей Симеон Никольский, оставивший в своем отчете следующие сведения: «13-14 марта, село Ольгинское Кубанской области. Прибыл, объявился притчу и волости. Селение маленькое, «по-Кавказски», всего 2000 душ обоего пола… В храме было много немцев. Многие православные люди звали меня в свои дома помолиться над болящими, и я, с согласия священника, в нескольких домах был и молился. Пришли несколько лиц в дом Алексея Ивановича Бойко, где я имел квартиру, и здесь молились, и приносили покаяние в грехах…» [14].
Известно и проведении архиерейских служений в Ольгинском. В 1901 году, путь архипастыря Ставропольской губернии лежал через станицу Беломечетскую, станицу Невинномысскую, село Ольгинское, село Богословское. О пребывании в селе Ольгинском, в путевых заметках были оставлены следующие сведения: «Короткий, ровный путь до с. Ольгинского, при быстрой езде, прошел незаметно. Он оживлен с одной стороны железнодорожным движением, группами рабочих, оправляющих рельсовый путь, а с другой – живописно, в одиночку разбросанными по долине Кубани хуторами и тянущимися по правому берегу реки селениями Богословским и Барсуковским.
Ольгинский приход небольшой, состоящий из 2000 душ обоего пола. Не велик и храм, построенный в 1874 году. Отец Александр Метаниев, служащий приходу со времени его основания, встретил Архипастыря общим громогласным пением входного; литию же громогласно вел большой хор, состоящий из любителей-прихожан. Во время благословления Владыкой собравшихся, прихожане пели всею церковью великое славословие. Руководил пением, покрывая всех своим сильным басом, отец Александр. Осмотрев храм, Архипастырь благодарил его за порядок в храме и за общее дело.
Церковно-приходская школа помещается в небольшой комнате при сторожке, и содержится на средства, изыскиваемые отцом Александром, при пособии от сельского общества в 50 рублей ежегодно и из сумм Отделения совета в 120 рублей. Есть и миссионерское одноклассное училище.
Посетив отца Александра в его общественной квартире, Архипастырь принял предложенный ему радушно завтрак, а через час был уже на пути в село Богословское.
Пространство не более 5 верст разделяет эти приходы. Все время приходится ехать по берегу Кубани, почти сплошь заросшему садами и дикорастущими деревьями. Красивый путь!» [15].
К началу XX века, здание деревянной церкви, стоявшее на центральной площади села уже более 25 лет, приходило в негодность. В связи с этим, жителями села Ольгинского был рассмотрен вопрос о строительстве новой церкви, принятый приговором от 14 декабря 1903 года и имеющим следующее содержание: «Приговор, 1903 года, декабря 14 дня. Мы нижеподписавшиеся жители селения Ольгинского Баталпашинского отдела Кубанской области, из общего числа 185 домохозяев, имеющих право участвовать в сходах, в числе 143 человек, были сего числа в сельском сходе, при доме волостного правления, в присутствии нашего волостного старшины Ефима Балацкого, где при обсуждении некоторых общественных дел, между прочим имели между собой суждение о предполагаемой нами постройке новой приходской церкви на месте имеющейся, но приходящей в ветхость и малой, и что на новую церковь проект и смета уже составлены чертежником Кубанского областного правления. Посоветовавшись об этом, мы единогласно определили: новую приходскую церковь в нашем селении Ольгинском, построить по составленному проекту и фасаду – каковое существует здание вблизи города Ставрополя – на Ташле и с утвержденного в 1900 году проекта церкви в станице Вознесенской, с добавлением колокольни, кирпичной с деревянными верхними частями, согласно проекта и сметы; соорудить церковь на старой церковной площади в селении холодную, вместительностью приблизительно на 800 человек. Посему проект сей церкви, представить на усмотрение в Духовную Консисторию с важнейшей просьбой его Священства, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора, о разрешении и благословлении постройки названной церкви. Затем, по разрешении Его Преосвященства, проект сей церкви со сметой предоставить на рассмотрение и утверждение в Кубанское областное правление по строительному отделению. В чем и постановили сей приговор и подписавшиеся: Кузьма Лавриненко, Федот Гавриленко, Павел Куличенко, Сергей Будник, Федор Белан 2-й, Осип Фалько 1-й, Осип Оробец, Харитон Цыбульник, Александр Тищенко, Семен Шевченко и др. (всего в приговоре 143 подписи – прим.)» [16].
Таким образом, в ходе дальнейшей переписки крестьян села Ольгинского с Ставропольской Духовной Консисторией, 4 июня 1904 года обществу села было дано разрешение на строительство новой церкви. Материалы для строительства церкви поступали вагонами на железнодорожную станцию Богословская, находившуюся между селом Ольгинским и немецкими колониями. Так, например, уполномоченному от общества села Ольгинского, крестьянину – Кузьме Иванову в марте 1908 года было выдано несколько свидетельств на закупку строительных материалов по льготному тарифу. Однако, в связи с замедлением строительства церкви, некоторая часть данных свидетельств осталась неиспользованной. В связи с этим, в январе 1909 года им было подано прошение в Ставропольскую Духовную Консисторию на получение новых свидетельств на провоз материалов для строительства, а именно: 11 вагонов леса от станции Сарепта (Царицынская губерния), 4 вагона леса от станции Царицын (Царицынская губерния), 1 вагон алебастра от станции Кисловодской (Терская область), 1 вагон алебастра от станции Пятигорской (Терская область), 1 вагон извести от станции Пятигорской (Терская область), 1 вагон извести от станции Владикавказской (Терская область). Помимо этих строительных ресурсов, в 1907 году в село Ольгинское прибыло несколько железнодорожных вагонов цемента, произведенного на цементных заводах в г. Новороссийске Черноморской губернии.
11 марта 1910 года, всего за несколько месяцев до завершения строительства нового храма, скончался настоятель Александр Метаниев, прослуживший в церкви села Ольгинского 29 лет [17]. 26 августа 1910 года Ставропольская Духовная Консистория была уведомлена об окончании строительства церкви.
3 августа 1911 года в присутствии нового настоятеля храма – Петра Карагачева, волостного старшины Н. Денисенко и членов строительной комиссии, был составлен акт о завершении строительства Успенской церкви в селе Ольгинском. 19 сентября 1911 года комиссия, состоявшая из Благочинного церквей 25 округа Кубанской области, священника – Георгия Осецкого, съездного притча, волостного старшины – Н. Денисенко и двух доверенных прихожан – Алексея Антоновича Гнедаша и Григория Емельяновича Куличенко произвела осмотр иконостаса в новой церкви [16].
После открытия новой церкви, от жителей села Ольгинского поступили следующие пожертвования: Андрей Шевчук – три массивных подсвечника, Прокофий Говенько и Матрена Пивень – икона Святителя Белгородского Иосафа и киот, Лука и Пелагея Цыбульниковы, Федора Шевчукова, Ксения Морозова, Анастасия и Ирина Куличенко, Лукия Ставицкая – три металлических и одна суконная хоругви, жена местного торговца – Елизавета Казачкова – полушелковая гладкая завеса для царских врат, торговец Григорий Куличенко – висячая лампада к иконе «Тайная Вечеря» над царскими вратами [18].
В 1914 году началась Первая Мировая война. Несколько десятков жителей села Ольгинского были отправлены на фронт. Петр Адамов, занимавший к тому времени должность священника Успенской церкви, 20 октября 1914 года подал прошение в Ставропольскую Епархию следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь и Отец! Осмеливаюсь убедительно просить Вас помочь мне Вашим высокоавторитетным словом пред его Высокопреподобием, Военным Протопресвитером, о предоставлении мне, на время военных действий, места в действующей армии. Страстное желание послужить Царю и Отечеству на кровавой ниве не дает мне возможности спокойно отправлять свое служение в приходе. Знаю, что и без меня много пастырей работает там, но ведь и много сил требуется для удовлетворения религиозных потребностей воинов. Ваше Высокопреосвященство! Два моих брата готовятся вступить в ряды армии. Помогите и мне попасть на театр войны, знаю, что и являюсь не последним работником и оправдаю Вашу помощь» [19].
Судя по всему, прошение Петра Адамова было отклонено, так как деятельность священника продолжалась в селе Ольгинском и в военные годы. Так, например, 17 декабря 1915 года в пользу воинов Первой Мировой войны, им был пожертвован ящик массой 10 фунтов с табаком, чаем, сахаром, спичками и бумагой, а 8 сентября 1916 года присоединен к православию из римско-католического вероисповедания заведующий Ольгинским одноклассным училищем – Юзеф-Габриель Леопольдович Минаковский [20,21].
В 1919 году на церковной площади села Ольгинского было произведено захоронение группы красноармейцев, убитых белогвардейцами в ходе Гражданской войны. Момент захоронения был запечатлен на фотографию, сделанную с колокольни церкви. На фотографии в общих чертах видно устройство площади, часть церковной ограды. На данный момент, доподлинно известных снимков церкви села Ольгинского не обнаружено. Предположить, как выглядело строение, можно лишь исходя из облика сохранившейся до настоящего времени церкви станицы Вознесенской Лабинского района Краснодарского края, по проекту которой была построена Успенская церковь села Ольгинского.
После Октябрьской революции, церковная деятельность в селе Ольгинском была прекращена, в связи с разработкой нового законодательства, строго запрещавшего любую религиозную деятельность. Старожилы утверждали, что в 1930-е годы церковь намеревались разобрать для нужд села, но при разборке здания, кирпич кололся и становился непригодным для повторного использования. В связи с этим, было принято решение о подрыве бывшего церковного здания. Впоследствии, на площади долгие годы был глубокий котлован, оставшийся после взрыва здания. По некоторым сведениям, обломки кирпичных стен были использованы для восстановления взорванного в 1943 году немецкими захватчиками здания Ольгинской средней школы (ныне – Средняя общеобразовательная школа №1 с. Кочубеевского).
Ю.В. Новиков, 14 января 2025 г.
Фотографии:
1. Похороны группы красноармейцев в 1919 году на центральной площади села Ольгинского. Фотография выполнена с церковной колокольни. Из фондов Кочубеевского историко-краеведческого музея;
2. 1905 год, фотография церкви станицы Вознесенской Лабинского отдела Кубанской области, по проекту которой в 1904-1911 гг. была построена Успенская церковь с. Ольгинского, вероятно, имевшая похожий внешний вид. Из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве;
3. Образец свидетельства и купона на провоз материалов в село Ольгинское для строительства новой церкви. ГАСК Фонд 135. Опись 63. Дело 409.
Источники:
1. ГАСК, Фонд № 135. Опись № 28. Дело № 589 «О дозволении построить молитвенный дом в селе Ольгинском»;
2. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1874, выпуск № 6;
3. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1875, выпуск № 3;
4. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1879, выпуск № 22;
5. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1875, выпуск № 19;
6. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1877, выпуск № 11;
7. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1878, выпуск № 17;
8. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1881, выпуск № 23;
9. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1883, выпуск № 2;
10. КЕВ. Ставрополь, 1873–1886, 1882, выпуск № 10;
11. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1887, выпуск № 4;
12. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1889, выпуск № 22;
13. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1891, выпуск № 22;
14. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1900, выпуск № 9;
15. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1902, выпуск № 4;
16. ГАСК, Фонд № 135. Опись № 63. Дело № 409. О построении церкви в селе Ольгинском Кубанской области;
17. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1910, выпуск № 13;
18. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1911, выпуск № 51;
19. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1916, выпуск № 26;
20. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1915, выпуск № 15;
21. СЕВ. Ставрополь, 1886–1918, 1916, выпуск № 40.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 18
А школьная кочубея угловая хата это был банк.