⠀
Во время Великой Отечественной войны подводным силам Северного флота (СФ) пришлось выполнять непростые задачи.
Немногочисленным советским субмаринам нужно было, как оборонять побережье, так и наносить удары по вражеским морским коммуникациям.
Тем не менее, подводники-североморцы осуществили несколько очень дерзких операций, прорвавшись в гавань Линахамари и атакуя стоявшие там суда.
⠀
Особого упоминания заслуживает подлодка Валентина Старикова, побывавшая в Линахамари дважды – 13 сентября и 2 октября 1941 года.
Накануне войны Северный флот по сравнению с Балтийским и Черноморским был не очень
силен.
Но задачи перед ним стояли серьезные: уничтожение вражеских ВМС при появлении их в Баренцевом и Белом морях, совместная с армией оборона советского побережья и крейсерские действия подлодок у западного побережья Норвегии и в проливе Скагеррак.
Однако выполнению таких задач состав СФ явно не соответствовал.
⠀
Подводные силы Северного флота оставляли желать лучшего, как по численности, так и по уровню боевой подготовки.
В предвоенное время на север перевели 18 подлодок, для формирования трех дивизионов.
Но вскоре 2 лодки погибли в катастрофах, а еще одна ушла на капитальный ремонт в Ленинград.
Гибель упомянутых субмарин напугала командование, что существенно сказалось на организации подготовки подводников.
Теперь она проводилась с большими ограничениями – в частности, запрещалась отработка ряда важных упражнений, включая практику глубоководных погружений и скрытных торпедных атак.
Система обучения изменилась только к 1941 году, время было упущено.
В результате, когда началась война лишь немногие экипажи субмарин могли действовать на вражеских коммуникациях в любых условиях.
⠀
Все это привело к тому, что в первые военные месяцы действия подлодок Северного флота на вражеских морских коммуникациях были малоуспешными.
Многие командиры вели себя нерешительно, не проявляли инициативы и настойчивости в поиске и атаках противника.
Тем ярче на этом фоне выделяются такие командиры как Израиль Фисанович, Валентин Стариков и Николай Егоров.
⠀
Капитан-лейтенант Фисанович возглавил команду «М-172» в конце июля 1941-го.
Он был полной противоположностью прежнего командира этой лодки, снятого с должности за трусость и паникерство.
Фисанович обладал незаурядными качествами подводника, подтвердив это в первом же походе.
Учитывая его неопытность, начальство отправило вместе с ним в море командира дивизиона подлодок Ивана Колышкина.
Но Фисанович быстро доказал, что няньки ему не нужны.
18 августа «М-172» вышла в поход, направившись в район Варангер-фьорда.
⠀
Уже на 2-е сутки Фисанович предложил Колышкину войти в залив Петсамо-Вуоно (ныне Печенгский) и атаковать вражеские суда на рейде гавани Линахамари. Ожидавший от молодого командира осторожности, комдив был удивлен лихостью его предложения.
Понаблюдав за входом в залив и убедившись, что он свободен, Колышкин дал добро на прорыв.
Днем 21 августа «малютка» проникла в Петсамо-Вуоно, обнаружив на рейде Линахамари крупный транспорт «Монсун».
Казалось бы, перед Фисановичем идеальная цель.
Но неопытного подводника подвела спешка, так как он совместил торпедный выстрел с поворотом лодки, желая побыстрее покинуть гавань.
В результате, торпеда не попала в судно, а врезалась в причал рядом с ним.
Но Фисанович этого не видел, так как после выстрела опустил перископ, продолжая разворот «М-172».
Услышав взрыв, он решил, что уничтожил транспорт.
⠀
Уже выйдя из залива, на следующий день лодка атаковала торпедой немецкое госпитальное судно, приняв его за паровую яхту.
И хотя нападение было неудачным, командир и комдив сочли «немца» потопленным.
Вернувшись на базу, Фисанович доложил об успехе.
Ему было засчитано потопление 2-х судов, как результат этого похода.
Проникновение «М-172» во вражескую гавань, вдохновило других командиров подлодок повторить ее успех.
Правда, действовать им пришлось уже в иных условиях, так как дерзкий рейд Фисановича насторожил противника.
Второй, после «М-172», в Петсамо-Вуоно побывала «М-171» Валентина Старикова.
С начала войны он был не на самом хорошем счету у командования, раскритиковавшего его действия в первом походе (июль 1941-го).
⠀
Чтобы улучшить свое реноме, во втором походе Стариков решил проникнуть в Линахамари.
И вновь обеспечивающим с ним вышел в море комдив Колышкин.
Вечером 13 сентября «малютка» вошла в залив, желая попасть в заветную гавань.
Двигаясь под водой по узкому и длинному «рукаву» Петсамо-Вуоно, лодка въехала носом на мель.
Сняться с нее удалось лишь всплыв и показав рубку на поверхности.
В конце концов, Старикову все-таки пробрался в Линахамари, но судов он там не обнаружил.
А на обратном пути, при выходе из залива, «малютку» атаковал вражеский сторожевик.
Как вспоминал Колышкин, взрывы первых глубинных бомб подбросили ее на несколько метров.
Но все обошлось.
«М-171» вернулась на базу целой, хоть и без победы.
⠀
Следующей, по проторенной дорожке в Линахамари пришла «М-174» Николая Егорова.
Патрулируя Варангер-фьорд и не найдя там целей, Егоров решил идти на прорыв в эту гавань.
Чутье не подвело подводника.
26 сентября его «малютка» вошла в Петсамо-Вуоно, и обнаружила у причала несколько судов.
Егоров выпустил по ним 2 торпеды.
Увы, далее произошло то, чего он менее всего ждал – взрыватели не сработали.
Одна торпеда ударилась в скалу и разрушилась, вторая пробила деревянный пирс и застряла в нем.
После залпа «М-174» бесконтрольно начала всплывать, показав противнику свою рубку.
По ней стали бить пушки и пулеметы, но Егоров сумел погрузиться, и направился прочь из залива.
Выдержав атаку глубинными бомбами, «М-174» вырвалась в открытое море.
Егоров привел поврежденную лодку на базу, где его встретили, как героя.
⠀
Любопытно, что в своем рапорте он не отразил результат торпедной стрельбы.
Но командование, сочтя его действия успешными, засчитало подводнику потопление двух вражеских судов.
А вскоре Егорова наградили орденом Ленина.
Как ни странно, но после всего вышеперечисленного противник так и не укрепил оборону Петсамо-Вуоно.
⠀
В итоге 2 октября 1941 «М-171» командира Старикова снова пришла в Линахамари, где у причала стояли 2 транспорта.
Лодка начала разворачиваться и на медленной циркуляции выпустила по ним 2 торпеды.
Увы, производя залп подобным образом, Стариков повторил ошибку своих предшественников.
В итоге, обе торпеды попали в пирс рядом с судами, но этого командир лодки не увидел, так как уже начал маневр уклонения.
Поэтому на «М-171», услышав взрывы, сочли цели пораженными.
Выходя из залива, «малютка» запуталась в рыбачьей сети и попала под обстрел вражеских батарей.
Экипажу казалось, что конец неминуем и «М-171» придется всплыть и принять бой.
Но все обошлось, субмарина смогла вырваться из ловушки и вернулась на базу.
На этот раз командование осталось довольно действиями Старикова.
Ему засчитали потопление двух транспортов и наградили орденом Ленина.
⠀
Тем не менее поход «М-171» стал последним звеном в цепочке рейдов советских подлодок в Линахамари.
В дальнейшем их командирам было рекомендовало воздерживаться от проникновения в эту гавань. Командованию Северного флота успех 3-х «малюток» во вражеской гавани казался очевидным и сомнению не подвергался.
Однако в январе 1943-го из Главного Морского штаба поступил запрос о мотивах засчитывания потопления транспортов в Линахамари в 1941-м.
К запросу прилагались показания пленного немца, служившего в охране гавани в момент проникновения в нее «М-174».
По его словам, атака подлодки была неудачной.
⠀
Немцы обнаружили застрявшую в причале советскую торпеду, разоружили ее и отправили в Хельсинки.
К слову, она сохранилась до наших дней и выставлена в местном военном музее.
Ответ штаба Северного флота о том, что победы засчитаны на «основании устного доклада командира ПЛ Егорова», повлек за собой скандал.
Началось расследование, выявившее оверклейм в зачтении результатов подлодкам бригады СФ.
В итоге начальник штаба Северного флота приказал исключить из списков потопленных судов транспорты, якобы уничтоженные «малютками» в Линахамари.
Окончательно разобраться с результатами атак Фисановича, Старикова и Егорова удалось лишь после концы войны.
Правда оказалась горька.
⠀
Когда Линахамари стали расчищать от потопленных кораблей и мин, выяснилось, что на дне нет ни одного торпедированного советскими подводными лодками судна.
Впрочем, экипажи «малюток» все равно заслуживают уважение за проявленный риск и желание нанести урон врагу, даже несмотря на отсутствие положительного результата их атак.
Возможно, им не хватило для этого опыта, но храбрости им было не занимать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев