На первый взгляд может показаться странным, почему данный комментарий говорит так определённо, что празднование воскресного дня есть "начертание зверя".
И действительно, что может быть предосудительного в том, что христиане с самых ранних времён своей истории наряду с библейской субботой праздновали и первый день недели в честь воскресения Христа?
Хотя в Священном Писании нигде нет указания на необходимость празднования воскресения, всё же такая традиция утвердилась повсеместно. В этом, конечно же, не было ничего предосудительного и греховного, как и в том, что в обиход постепенно вошли и другие праздники. Это был результат свободного творчества церкви.
На Востоке, в том числе и в Константинополе, долгое время были почитаемы оба дня — суббота как памятник сотворения мира и воскресенье.
Римская церковь очень рано прекратили празднование субботы. Тайна беззакония развивалась воистину незаметно. Церковная иерархия стала всё больше возвышать себя над народом Божьим. Традиции всё более и более умножались и им начали придавать большее значение, чем заповедям Божьим. Так было и в ветхозаветные времена, и во дни Христа и Апостолов.
Через триста лет после воскресения Христа впервые на церковном соборе было решено совершенно отметить субботу Господню (364 г. Лаодикийский собор Канон 19).
Издания указов о праздновании первого дня недели (дня солнца) как христианского праздника в честь воскресения Христа было тем первым государственно-церковным законом Римской империи, в котором соединились главные интересы государства и церкви. Этими актами обе стороны закрепили своё право контролировать и регламентировать важнейшие жизненные процессы всего населения, а именно: производительный труд и общественное богослужение.
С этих пор каждый человек в империи попадал под осуждение церковных и государственных властей в случае, если бы он продолжал соблюдать четвертую заповедь закона Божия так, как она изложена в Библии.
Лаодикийский собор запретил христианам праздновать субботу. Затем последовала целая серия государственных указов и церковных соборов, ужесточающих соблюдения воскресеного дня недели. (Указ императора Константина Великого, 321г., Указы императора Феодосия — 368 и 386 гг. (Ι, 1, 3 Codex Theod. VIII, 8) и другие).
Таким образом, традиция празднования воскресения, вначале светлая и безвинная, впоследствии сделалась поводом для гордых и властолюбивых епископов, чтобы утвердить свою власть над религиозной жизнью христианского народа.
Совершенно очевидно, что виноват не день, а тот дух, который движет людьми. Люди делают день только определённым внешним знаком своей псевдорелигиозной активности. В своё время евреи, прикрываясь своей мнимой набожностью, превратили субботу в некий лозунг, во имя которого они гнали Иисуса Христа. А спустя триста лет христианские епископы пошли тем же путём под лозунгом воскресного дня, преследуя соблюдающих субботу. И в первом, и во втором случае проявился один и тот же дух — человеческая гордыня, утверждающая свою власть посредством насилия.
Никто не должен заблуждаться по этому поводу. Был бы совершенно неверным вывод, что злоупотребления людей лишили смысла соблюдения субботы Господней. Ни извращения иудеев в отношении субботы, ни запрет её царскими и церковными указами не могут умалить значения святого субботнего дня сегодня потому, что Бог от создания мира определил этот день как памятник сотворения мира. Он освятил его как день вселенского поклонения Богу всего разумного творения на все века «Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1–3). «8Помни день субботний, чтобы святить его; 9шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмый почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8–11). «Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих... Посему для народа Божия ещё остаётся субботство. Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евреям 4:4, 9–10). «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:6, 7).
С другой стороны, празднование воскресного дня навсегда останется только церковной традицией и никогда не будет иметь статуса заповеди Божьей.
Комментарии 3
Слово ,, церковь" происходит от греческого выражения"έκκληεια", что означает ,, Собрание, принадлежащее Господу.
Как и всемирная, история церкви подразделяется на три периода: Древние века (30–538), Средневековье (538–1517), и Новое время (1517–?).
В Откровении (гл. 2 и 3) история церкви разделена на 7 периодов.
Ефес 30–100, Смирна 100–313, Пергам 313–538, Фиатира 538–1517, Сардис 1517–1798, Филадельфия 1798–1844, Лаодикия 1844–?
а. Прощаясь с апостолами на Елеонской горе, Христос повелел им: ,, Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Марка 16:15).
б. В канун Своего вознесения Иисус обещал ученикам, что они в силе Духа Святого будут Его свидетелями по всему миру «... но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8).
в. Это обещание Иисуса начало сбываться с излитием Святого Духа в день Пятидесятницы в 31 году. Вскоре Евангелие Христово распространилось по всей Римской империи, а к нашему времени — по всему миру.
г. Распространению Евангелия в Римской империи способствовал ряд обстоятельств, а именно
— объединённость многих народов в одном государстве;
— хорошая коммуникация, мощёные римские дороги, плюс пассажирский морской транспорт.
— единый язык (греческий).
— единое право «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а ...ЕщёАпостольское время:
а. Прощаясь с апостолами на Елеонской горе, Христос повелел им: ,, Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Марка 16:15).
б. В канун Своего вознесения Иисус обещал ученикам, что они в силе Духа Святого будут Его свидетелями по всему миру «... но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8).
в. Это обещание Иисуса начало сбываться с излитием Святого Духа в день Пятидесятницы в 31 году. Вскоре Евангелие Христово распространилось по всей Римской империи, а к нашему времени — по всему миру.
г. Распространению Евангелия в Римской империи способствовал ряд обстоятельств, а именно
— объединённость многих народов в одном государстве;
— хорошая коммуникация, мощёные римские дороги, плюс пассажирский морской транспорт.
— единый язык (греческий).
— единое право «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились» (Деяния 16:37–40).
Нива мира была хорошо подготовлена к посеву Слова Божьего «... но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» (Галат4:4).
д. Религию того времени в целом отличало сильное стремление найти истинного Бога. Каждый народ поклонялся своим божествам. Даже императору, обычному смертному, воздавали божественные почести. Поэтому многие язычники с радостью восприняли проповедь о вечном и единственном Боге христиан и обратились к Нему.