, я собирал в основном модели Комбрига выпущенные достаточно давно, когда технологии их производства были не столь продвинуты как в настоящее время. Соответственно практически все модели мне приходилось дорабатывать или конверсировать. И однажды я услышал в свой адрес фразу «Ты же собираешь старый Комбриг, возьми новую модель и почувствуй разницу». И вот я решил собрать новую модель. Выбрал крейсер «Забияка». Модель появилась в каталоге комбрига сравнительно недавно.
Маленькая историческая справка:
Крейсер «Забияка» Был спущен на воду 9 октября 1878 года. Строился в США фирмой Крампа. В тот период времени корабль, развивавший скорость 13-13,5 узлов считался хорошим ходоком. Крамп самонадеянно решил, что он сможет построить корабль со скоростью полного хода 16 узлов. В контракте на постройку была в числе прочих пунктов оговорена максимальная скорость 15 узлов. Понятно, что за невыполнение любого из пунктов контракта на фирму налагался штраф. На испытаниях «Забияк» достиг максимальной скорости 14,5 узлов. И стал на тот момент одним из самых быстроходным из крейсеров. Но он не дотянул пол узла до контрактной скорости. По совокупности фирме Крампа пришлось заплатить несколько штрафов: За недобор скорости на испытаниях 35 000 долларов, за просрочку готовности 9 дней 63 000 долларов, за пере углубление корабля на 9 дюймов 60 000 долларов. Первоначальная стоимость крейсера Забияка» была заявлена 275 000 долларов. А в итоге он достался русскому флоту со стоимостью всех переделок и комплектации припасами за 167 662 доллара. И оказался самым дешёвым из построенных за рубежом. «Забияка» прослужил в составе Российского флота достаточно долго, побывав на всех четырех морских театрах Российской империи. Но основную часть своей службы он нес на Тихом океане. Участвовал в Русско-японской войне. Где и погиб в гавани Порт Артура накануне сдачи крепости. Кому интересно узнать историю создания и службы «Забияки» рекомендую книгу издательства «Гангут» «Крейсер «Забияка». Я её и использовал при постройке модели.
Но возвратимся к модели. Первое что предстояло решить по набору деталей, на какой период службы можно сделать модель, не сильно занимаясь переделками. Тот состав артиллерии, который находился в комплекте крейсер нёс, начиная с 1898 года и видимо до конца службы. Делать его в оливковом цвете на военный период я не хотел. Он мне виделся именно в черно белом окрасе. Таким он был видимо в конце 19 века, потому что перед войной он, как и все корабли Тихоокеанской эскадры был окрашен в белый цвет. Выбрав фото, соответствующие нужному периоду, я начал муки творчества. Лёгкой и быстрой сборки не получилось. Получилось все, как всегда. Я решил начать с изготовления паяных мачт из металлических прутков разного диаметра. И сразу возникло два вопроса:
1. В инструкции была указана длина заготовок для мачт, но не указан диаметр.
2. Длинна заготовок была указана для изготовления укороченных мачт (Видимо с опущенными стеньгами). Меня это не устраивало, так как я хотел делать модель как на фото конца 19 века. С высокими мачтами с поднятыми стеньгами. Поиск ответа привел меня к разработчику этой модели. Оказалось, что я знаю этого человека. И тут начались «открытия». Как у классика «Молодая» была уже не молода». Оказывается, 3Д модель «Забияки» была разработана давно по просьбе одного коллекционера и отлита в единственном экземпляре. Спустя время какое-то время она была передана «Комбригу». И спустя еще какое-то время была отлита. То есть в моих руках была достаточно аккуратная отливка, но далеко не новой разработки. Пришлось погружаться в тему и изучать матчасть. В отношение мачт это вылилось в то, что для определения их высоты и толщины пришлось перемерить их на все подходящих фото из книги, на чертежах и схемах. И пересчитывать в 700 масштаб результат с каждого изображения. Задача не так проста, как кажется. На фото корабль снят обычно с разных ракурсов и это порождает искажения размеров ближних и дальних предметов. Полностью доверять отчетным чертежам, где все начерчено красиво, и строго под углом 90 градусов с борта, нельзя. Потому что в ходе строительства уже могут вносить изменения в проект, а в ходе долгой службы они изменения могут проходить не один раз. Я потратил на эти обмеры, расчеты и сравнения результатов с разных фото не один вечер. Полученные результаты «плавали» то, что на чертеже отличалось от того, что на фото. Да и результаты с разных фото отличались. В итого я вывел немного усредненный вариант из тех которые мне показались, наиболее похожими на истину. Это был у меня не первый опыт изготовления паяных мачт. Но пришлось потрудиться. Собственно, о самой сборке модели в следующей части обзора. На фото обложка книги с фотографией «Забияки». Содержимое коробки с комплектом деталей и процесс изготовления мачт.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев