Н. РЕРИХ
ТИБЕТ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ II
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ В ТИБЕТ
(1926-1928)
* * *
Экспедиция выступила из Урги (ныне Улан-Батор-Хото) 13-го апреля
1927 в составе 17 человек на пяти машинах системы «додж брос». Маршрут экспедиции лежал в направлении на Юм-Бэйсэ - монгольский таможенный и пограничный пункт на юго-западной границе. Пришлось остановиться на этом пути, ибо обычные караванные пути на Тибет, ведущие
из Урги - один через Гурбун-Сайхан на Эцзин-Гол, другой через ДынЮань-Инь в Алашани - на Синин-Кумбум, были малопроходимы из-за
деятельности шаек хунхузов и отрядов восставших против Народной Армии Китая ордосцев во всём юго-восточном пограничном районе.
Путём Урга-Юм-Бэйсэ-Аньси-Чжоу-Западный Цайдам пользуются, главным образом, политические посольства и торговые караваны, везущие в Тибет
оружие контрабандным путём. Этим же путём прибыл в Ургу Далай-лама
во время своего вынужденного бегства в Монголию в 1904-1905 гг.
Второй путь: Урга-Агван-Хурэ-монастырь Тухумын-Дагын-ИлоденДели-Хурэ (Уцзень-Ван)-урочище Хара-Нидун-Юм-Бэйсэ. Этот путь значительно минует труднопроходимые реки. Труднопроходимая река Онгин
переходится в верховье.
Третий путь совпадает со вторым до Агван-Хурэ, откуда поворачивает
на юго-юго-запад в направлении на Цаган-Нор и Орок-Нор. На этом пути
встречается только одна река Онгин, которая в своём дальнейшем течении
очень илиста. Большая часть дороги пролегает по галечной гоби, только
в районе озёр Цаган и Орок приходится огибать значительное болотистое
пространство.
Существует и путь на Аньси-Чжоу, минующий Юм-Бэйсэ. Путь этот
совпадает со вторым маршрутом до урочища Хара-Нидун, где следует по
южному Улясутайскому тракту в направлении на Нараванчи-Гэгэн-Хурэ
и урочище Цаган-Лук. Отсюда дорога поворачивает на юг на ставку Чжасакту-хана и далее, через отроги Южного Монгольского Алтая, на урочище Бур, откуда поворачивает на восток и через урочище Харичайн-Ама
достигает дороги Юм-Бэйсэ-Аньси. Большая часть этого пути проходит
по галечной гоби и, следовательно, проходима для машин. Этот путь совершенно не устраняет трудности к югу от Юм-Бэйсэ.
Теперь намечается возможность пятого пути из Урги на Ганьсу, проходящего через Гурбун-Сайхан на Сучжоу. Уже в Цайдаме мы узнали, что начальник тыла Народной Армии проехал этим путём из Урги на Лань-ЧжоуФу. Я не упоминаю путь на Ганьсу через Баотоу, ибо он давно известен и
им неоднократно пользовались. Плохое состояние машин (чрезмерная перегрузка и отсутствие ремонтного гаража в Урге - это две причины недолговечности машины «додж» на монгольских трактах), а также незнание шофёрами района заставили экспедицию отказаться от следования на машинах за Юм-Бэйсэ на Аньси и выбрать путь, по которому машины уже проходили.
Из всех автомобильных систем, машины «додж брос» наиболее отвечают
местным требованиям. Конечно, по получении новой машины из Китая приходится укреплять раму и рессоры. Совершенно необходимы особые широкие шины для прохождения песков. К сожалению, к моменту выступления экспедиции таких шин в Урге не имелось. Пришлось выступить на обыкновенных и испытать ряд аварий в дороге. Проходимые расстояния распределяются по дням крайне неравномерно - в один день удаётся пройти 60 миль, в другой день проходим только десять - всё зависит от состояния дороги.
Экспедиция спешила выступить, чтобы пройти гобийские пески,
встречаемые до Юм-Бэйсэ, ещё в апреле, покуда песок ещё не тронулся,
не оттаял.
#РЕРИХ_ЮНРерих #ЮрийРерих #ТибетиЦентральнаяАзия2 #АгниДневникЭкспедициивТибет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев