БЕЛОЛУЦК
Белолуцк. – Название слободы указывает на ее прежнюю местность – на луку р. Белой.
Белолуцк сперва расположен был в угле, образуемом соединением реки Белой с Айдаром. Угол и левый берег Айдары покрыты были лесом и камышами. В этом то глухом углу думали жить безопасно от татар первые поселенцы Белолуцка. Но татары и здесь нашли их, разорили жилья их, сожгли церковь; колокол же сами казаки бросили в Айдар, для сохранения от хищных глаз. Так говорит предание дедов и прадедов. После того жители Белолуцка перешли на правый берег Айдара, которого высокие берега представляли удобство для наблюдений за близостью татар и для принятия мер к защите. Белолучцы построили для защиты прочную крепость: брёвна весьма толстые, составлявшие острог, остатки рва и вала поныне ещё видны; кроме того крепость защищалась озером и потоками.
Когда и в чьё имя построен был храм, сожжённый татарами, не известно. Ныне в Белолуцке два храма и оба каменные: один Покровский, другой Преображенский.
Покровский храм, построенный на новом месте Белолуцка, был деревянный. Девяностопятилетний старец, ротмистр Николай Андреевич Головинский, говорил о себе, что он маливался в том деревянном храме, когда был ещё мальчиком восьмилетним, и он же говорит, что около 1771 года храм перенесён был на то место, где ныне стоит каменный, по той причине, что река Айдар, изменив своё течение, стала во время полой воды подмывать его. Очень помнят старожилы и то, что священник, Иоанн Бутков, когда деревянный храм приходил в ветхость, обратился к жителям с словами Пророка: лучше ли кивоту святыни обитать под кожаным шатром, а нам в домах крепких? или приличнее стоять кивоту святыни в доме, а нам потерпеть хотя несколько в хижинах? Христиане, прибавлял добрый священник, Бог одарил нас довольством, обилием хлеба и скота, а храм Божий – в развалинах: грешно, если не примем на себя на время скудности домашней, чтобы построить каменный дом Божий. Прихожане отвечали, на вызов пастыря своего, готовностью на дело благое. Вследствие сего, в 1808 году испрошено и получено было Архипастырское разрешение строить каменный храм. Постройка его шла не быстро, особенно к концу дела. Прихожане несколько охладели к делу. Но Господь Сам подвинул сердца их. Внезапная буря сорвала верхнюю половину с старого деревянного храма и разбила вдребезги, разбросав куски, куда попало. Поражённые тем прихожане поспешили кончить дело, и храм освящён в том же году. Книги храм: Триодь цветная, Московской печати, 1731 года; Евангелие страстное, Московской печати 1744 года; Чиновник, Московской печати 1747 года; Служебник, Московской печати 1748 года, другой – Черниговской печати 1754 года; Минеи служебные 12 книг, Московской печати 1750 года; Устав, Московской печати 1749 года; Требник, Московской печати 1750 года.
Преображенский каменный храм стоит в 200 саженях от бывшей, внутри крепости, деревянной Покровской церкви, на возвышенном песчаном берегу реки Айдара. Он построен около 1750 года, и главным строителем его был отставной вахмистр Иван Иванов Середа.
Бедствия недавних времён открывались в Белолуцке в следующем виде:
а) Голод 1833 года был так велик, что очень многие уходили в дальние места для прокормления работою, а оставшиеся питались корою и травою.
б) Холера 1848 года, действовавшая с июня до начала августа, положила в гроб в Покровском приходе 26 мужчин, 65 женщин; в Преображенском 34 мужчины, 78 женщин.
в) От цинги, последствия сильного неурожая, умерло в первом приходе 24 мужчины, 65 женщин; во втором – 42 мужчины, 81 женщина.
Число прихожан:
При церквах
1800
1810
1830
1850
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен.
Покровской
1305
1301
658
631
1496
1612
1440
1286
Преображенской
737
746
862
904
646
453
1088
1007
А всего
2042
2047
1520
1535
2142
2065
2528
2293
/Филарет (Д.Г. Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»/
МАТЕРИАЛЫ:
– 1850 г. Обновлен иконостас в деревянной Преображенской церкви. Иконостас местной столярной работы, резной. Покрыт голубой краской с позолотой. В иконостасе 4 яруса, 28 икон, неакадемической живописи. Иконы: Над царскими вратами Благовещение, а внизу 4 Евангелиста, по правую сторону Спаситель, Преображение Господне, по левую сторону Божия Матерь, Святитель Чудотворец Николай; во втором ярусе над царскими вратами Тайная вечеря, по правую сторону 6 Господних праздничных икон, по левую сторону 6 Богородичных праздничных икон; В третьем ярусе над царскими вратами воззвание из Египта, справа и слева 12 Апостолов; в четвертом ярусе над царскими вратами снятие Спасителя с креста, справа и слева 12 Пророков. В верху иконостаса резьбой изображен крест Распятия Господня, по правую сторону Иоанн Богослов, по левую сторону Матерь Божия.
– 16 мая 1864 г. Священник Преображенской церкви сл. Белолуцкой Иоанн Попов и церковный староста военный поселянин Михаил Соловьянов подали прошение о том, что у них церковь маловместительная (7,5 аршин в диаметре средней части), рассчитана на 100 человек, в то время как прихожан в церкви состоит 3141 обоего пола душ, поэтому им необходимо построить новую церковь. На этот день было собрано 2000 руб. серебром. Однако значительная часть прихожан не соглашались на строительство новой церкви, поэтому просили они также выдать им просительную книгу.
– 18 июля 1865 г. Для строительства новой церкви было выбрано место, а землемер Сушильников оно было отрезано на выгонной на земле на Юго-Западной стороне слободы Белолуцкая. Был собран дикий камень для фундамента, вновь устроенные кирпичные заводы в которых планировалось заготовить 200 000 штук кирпича. Предполагалось вместо Преображенской церкви устроить её во имя Святой Троицы. Прошение подписанное в этот день касалось выдачи им храмоздатной грамоты и организации временного строительного комитета. Прошение подписали прихожане: Дмитрий Соловьев, Василий Кандыбин, Елисей Соловьянов, Яков Некрытый, Андрей Колодкин, Петр Соловьянов, Василий Вихрев, Герасим Соловьянов, Семен Белый, Федор Кравченко, Федор Лысаков, Иван Некрытый, Иван Самарский, Семен Сыровой, Александр Кандыбин, Трофим Мандоровский, Василий Радченко, Козьма Соловьянов, Василий Белый, Козьма Белый, Марк Зинченко, Иван Лободин, Павел Пульный, Карп Яценко, Даниил Бондарев, Тихон Ковалев, Стефан Синчин, Трофим Колодкин, Григорий Садовой, Василий Бондарев, Гавриил Соловьянов, Андрей Кандыбин, Иван Сороковый, Алексей Рыбцов, Алексей Колодкин, Иван Шостак, Алексей Копылов, Максим Ткаченко, Изот Зима, Ефим Колодкин, Аким Белый, Петр Кузнецов, Корнилий Таранухин, Пегосей Олейников, Андрей Худобин, Мирон Иванов, Семен Рыбалкин, Сергей Шевцов, Корнилий Яценко, Косьма Капустин, Прохор Олейников, Игнат Артеменко, Никита Котелевский, Косьма Полонский, Тимофей Острожный, Моисей Остапенко, Григорий Бортюхов, Мефодий Любкин, Алексей Невагин, Тихон Уразов, Фома Острожный, Фома Колесников, Давид Науменко, Ефим Жевагин, Иван Достов, Савва Бортюхов, Самсон Каськов, Павел Науменко, Орест Шарый, Антон Ятленко, Михаил Тарасенко, Илья Полупанов, Давид Радченко, Иван Содовой, Иван Мацюцин, Мартин Тютюнников, Иван Лукашов, Онисим Лысаков, Сергей Таранухин, Стефан Гречаный, Иван Каськов, Иван Кульков, Захарий Рыбцов, Пимон Тютюнников, Василий Уставицкий, Евдоким Неумывакин, Дмитрий Кандыбин, Даниил Синчин, Максим Копылов, Фёдор Соловьянов, Филипп Выхров, Яков Неумывакин, Пётр Сыровой, Григорий Копылов, Павел Таранухин, Иван Синчин, Моисей Туров, Иван Лысаков, Алексей Радченко, Иван Марченко, Максим Бондарев, Пётр Приколотный, Никита Корякин, Демьян Савицкий, Дмитрий Литвинов, Семен Некрытый, Фёдор Грушкин, Фёдор Копылов, Илья Кузнецов, Пётр Ткаченко, Семен Полупанов, Косьма Оноприенко, Фёдор Черняков, Трофим Кропивцев, Дмитрий Мирошников, Косьма Выхров, Михаил Кандыбин, Стефан Оноприенко, Савва Черняков, Пётр Синчин, Дмитрий Кононов, Яков Белый, Филипп Белый, Андрей Оноприенко, Александр Белый, Пётр Бортюхов, Пётр Радченко, Ефим Веремеев, Фёдор Сабилин, Никита Ткаченко, Стефан Колодкин, Андрей Яценко, Иван Петров, Андрей Белый, Мартин Деркачев, Савва Яценко, Игнат Когодин, Михаил Козиев, Семен Созонов, Даниил Белый, Илья Дмитренко, Иван Созонов, Иван Зинченко, Терентий Головинский, Дмитрий Кропивкин, Александр Головинский, Илья Лысаков, Корнилий Лебединский, Даниил Улезков. Вместо их неграмотных прошение подписал Степан Лисовин.
Во временный строительный комитет вошли: Димитрий Соловьев, Стефан Лиховидька, Андрей Колодкин, Семен Белый. Председателем комитета был избран священник Иоанн Попов.
– 31 августа 1870 г. Жители сл. Белолуцкая, желающие выделить Преображенскую церковь в отдельный приход со своим причтом избрали для этой цели уполномоченных Фёдора Ткачева Игнатия Шипилова. Повторное их избрания для ходатайствования по этому вопросу они были избраны 7 февраля 1885 г.
– 1885 г. Старая деревяннаяПреображенская церковь после восстановления, была вновь выделена отдельным приходом. В приход вошли жители сл. Белолуцкой и селение Можняково (вторая часть этого селения относилось к Александро-Невской церкви с. Рогово).
– 15 декабря 1885 г. Прихожане Преображенской церкви Фёдор Ткачев и Игнатий Шипилов обратились к Обер-Прокурору Святейшего Синода с просьбой указать священнику Троицкой церкви Иоанну Попову вернуть взятые им вещи из Преображенской церкви. Вещи были возвращены по указу Харьковской духовной консистории.
– 5 августа 1891 г. Харьковский епархиальный архитектор В. Х. Немкин составил проект каменной колокольни для Покровской церкви в сл. Белолуцкой.
– 11 января 1892 г. Харьковская духовная консистория предоставила в строительное отделение Харьковского губернского правления проект каменной колокольни для Покровской церкви сл. Белолуцкой. Проект был утвержден харьковским губернатором 21 января 1892 г.
Андрей Федорович Парамонов
Проект «ОТКУДА РОДОМ»
Департамент генеалогии Харьковского частного музея городской усадьбы
ул.Мироносицкая 43, оф.204, г.Харьков, Украина, 61002
тел.: (057)756-79-50; (057)728-21-59
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3