Умар назначил … Хузайфу ибн ал-Йамана правителем Азербайджана… Хузайфа двинулся во главе большой армии в Азербайджан и прибыл в Ардабил, который был тогда столицей Азербайджана. Однако еще до прибытия сюда Хузайфы марзбан (правитель) Азербайджана собрал здесь воинов из Баджарвана, Мимаза, ал-Базза, Сараба, Шиза, Майаниджа и других городов Азербайджана, и они вступили с мусульманами в жестокое сражение, которое продолжалось несколько дней. Но затем марзбан заключил с Хузайфой перемирие от имени всего Азербайджана, обязавшись выплачивать по 800 тысяч полновесных дирхемов, с тем, что никто из жителей не будет убит, не будет пленен, и ни один храм огня не будет разрушен…, а жителям Шиза не будут препятствовать исполнять во время их праздников пляски и совершать то, что они раньше совершали… Вслед за этим жители Азербайджана нарушили мирный договор, что заставило ал-Валида предпринять в 25 г. хиджры (645 г н.э.) против них поход. Он напал на жителей Мугана, Табриза и Тайласана (Талыш), захватил много добычи и пленных, а затем заключил с азербайджанцами такой же мирный договор, который был заключен до этого Хузайфой”.
Еще средневековые арабские авторы нередко называли территорию Кавказской Албании «Азербайджаном», «Верхним Азербайджаном». Арабский историк IX-X векoв Аль-Куфи, описывая пребывание в 723-724 гг. правителя Азербайджана аль-Джарраха ибн Абдаллаха, пишет, что халиф Йазид ибн Абд ал-Малик приказал ему «остановиться в Азербайджане», он «достиг аль-Баба (Дербента) в области Азербайджана», «отправился в страну Азербайджан и расположился в Байлакане…», «отправился в страну Азербайджан и остановился в Барде».
Также Аль-Куфи пишет о событиях в Азербайджане в 735 году: «Марван выступил из Сирии во главе 120-тысячного войска и вскоре достиг Азербайджана. Он остановился в населенном пункте, называемом Касак, расположенном в 40 фарсахах от Барды и в 20 фарсахах от Тифлиса». Тут речь идет о Казахе на северо-западе современной Азербайджанской Республики. Далее в том же труде Аль-Куфи отмечает: «После этих событий Марван направился в земли Азербайджана и совершил походы против жителей Мукана». (Муган – и сегодня регион на территории Азербайджанской Республики).
«Затем Абу Муслим отправился с этого места в один из городов Азербайджана – Нахичеван, захватил его, собрал харадж и распределил его среди своих сподвижников. Отсюда он направился к городу Дабил, осаждал его в течение четырех месяцев, но взять не смог. Он повернул назад и через Сиджистан добрался до Байлакана, где и расположился». [Абу Мухаммад Ахмад Ибн А’сам Аль-Куфи, «Китаб ал-футух» («Книга завоеваний»).
В этой книге Аль-Куфи есть ценные факты VII века, которые опровергают евроцентристскую концепцию о пришлости всех тюрков на Кавказ и в Азербайджан. Аль-Куфи приводит диалог халифа Муавийи ибн Абу Суфьяна (правил в 661-680 гг.) с путешественником аль-Джурхуми (Убейд (Абид) ибн Шарийя аль-Джурхуми), недавно вернувшимся с длительного путешествия по Востоку: «Именем Всевышнего, что ты скажешь об Азербайджане?» На что путешественник отвечал халифу: «Это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились».
Азербайджан упоминается и в наиболее достоверном в исламском мире сборнике хадисов «Аль-Джами ас-Сахих» имама Мухаммада аль-Бухари. В хадисе, описывающем период правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба (581-644 гг.), отмечается: «Как передает Абу Осман, когда они вместе с Утбой ибн Фаргадом находились в Азербайджане, до них дошло письмо Умара(Омара – Р.Г.) ибн аль-Хаттаба». [11] Этот же хадис об Азербайджане также упоминается в труде второго по известности и достоверности после «Сахих Аль-Бухари» сборнике хадисов «Аль Джами ас-Сахих» имама Муслима ибн аль-Хадджаджа (821-875 гг.). [Абу ал-Хусайн Муслим ибн ал-Хадджадж, «аль-Муснад ас-Сахих», №642].
В труде арабского историка IX-X векoв Аль-Куфи «Китаб-уль-Футух» есть ценные сведения об Азербайджане VII-IX вв., его областях и городах, правителях и их влиянии на Кавказе во времена арабских завоеваний и первых лет владычества здесь Арабского халифата. В труде Аль-Куфи приводится переписка халифа Умара ибн Абд аль-Азиза (правил в 672-720 гг.).
ТАК ЧТО, БЕЗРОДНЫЕ ЦЫГАНЕ ИЗ ИНДИИ- ХАЙИ, ЭТО У ВАС НЕТ ИСТОРИИ И ВАМ НУЖНО ЕЁ ЛЖИВЫМ ПУТЕМ ПРИДУМЫВАТЬ, ЭТО ВЫ УКРАЛИ ИЗ ИСТОРИИ ИМЯ АРМЯН, ЭТО ВЫ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИДУМЫВАТЬ СЕБЕ ИСТОРИЮ, ЧТО БЫ СКРЫВАТЬ, ЧТО ВЫ- БЕЗРОДНЫЕ ЦЫГАНЕ-БОШИ ИЗ ИНДИИ,А АЗЕРБАЙДЖАН НЕ НУЖДАЕТСЯ ПРИДУМЫВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ ИСТОРИЮ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев