Сегодня многие специалисты -коучи, психологи, менторы, арт-терапевты и прочие – активно используют различные колоды метафорических ассоциативных карт, обещая чуть ли немедленное просветление и волшебные изменения. Но все ли они, не говоря уже об их клиентах, понимают механизмы работы МАК? Вопрос риторический. Предлагаем вашему внимания краткий экскурс по теоретическим основам метафорических карт. Для начала определим два основополагающих понятия из аналитической психологии К. Юнга – «архетипы» и «принцип синхроничности».
- Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. среди множества архетипов, описанных Юнгом, основные - мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть;
- Принцип синхроничности — одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу.
В целом метафорические карты базируются на основополагающих понятиях ряда психологических теорий:
1. На понимании феномена "инсайта" в рамках клиент-центрированной терапии К. Роджерса, который объединяет несколько типов восприятия. Во-первых, восприятие взаимосвязей между ранее известными фактами. Иногда этот опыт называют "ага-переживание", имея в виду неожиданную вспышку сознания, которая сопровождает этот процесс. Во-вторых, самопринятие всех побуждений с точки зрения их естественных взаимосвязей. Это значит, что не нужно, как обычно, отрицать те чувства и эмоции, которые являются социально неприемлемыми или которые не соответствуют требованиям идеального "Я", что, в свою очередь, даёт возможность увидеть взаимосвязь между собственным "Я", как мы обычно его себе представляем, и этими менее приемлемыми побуждениями. И, в-третьих, подлинный инсайт включает позитивный выбор тех целей, которые принесут наибольшее удовлетворение клиенту.
2. На принципе отношения «фигуры и фона» из гештальт-терапии Ф. Перлза. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план и выступает в качестве фона. Поэтому карты не имеют определённого или "правильного" значения. Только человек, который вытянул карту, имеет право толковать значение карты: "Хозяин карты — хозяин рассказа".
3. На понимании проекции бессознательного в рамках психоаналитической теории З.Фрейда, в которой бессознательное воспринимается, как накопление всех переживаний, воспоминаний и подавленных вопросов. Это бессознательное психическое не пассивно и не инертно. Напротив, оно весьма действенно, активно и способно вызвать к жизни такие внутренние процессы и силы, которые могут вылиться в созидательную деятельность или оказаться разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей. Карты помогают безопасно идентифицировать поведенческие паттерны и вытесненные события, при необходимости скорректировать их.
Таким образом, при умелом подходе МАК позволяет достаточно точно выявить проблему и
индивидуально найти новое, эффективное решение, которое полностью вас устроит.
!!! Если вы заинтересованы и стремитесь к действенным личным изменениям, приглашаем принять участие в тренинге-путешествии «ДОРОГА к СЕБЕ и ДРУГИМ»:
- глубокое личностное погружение
- трансформация смыслов, целей, поведения
- формирование результативных стратегий поведения.
В ходе тренинга системно используются метафорические ассоциативные карты, приемы провокативной терапии, сказкотерапии, гуманистической психологии (окно Джохари).
4 июля (офлайн), 11.00-16.00
Группа – не более 8 человек.
Есть ограничения для участия, подробности в личном сообщении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев