В этот день, 40 лет назад, 7 января 1985 года, состоялась премьера фильма «Любовь и голуби»
«Любовь и голуби» — советская лирическая комедия 1984 года режиссёра Владимира Меньшова по сценарию Владимира Гуркина на основе одноимённой пьесы, написанной им в 1981 году. Снят Вторым творческим объединением киностудии «Мосфильм». В широкий прокат картина вышла 7 января 1985 года.
Василий Кузякин, работник леспромхоза, увлекающийся разведением голубей, живёт с женой Надеждой и тремя детьми: Людой, вернувшейся обратно из города после расставания с мужем, весёлым парнем Лёнькой, любителем техники, и Олей, любимицей отца. Надежда считает мужа шалопаем и баламутом. По соседству с Кузякиными живут баба Шура и дядя Митя, в чьей семье тоже постоянный конфликт. Дед любит выпить, но жена пытается держать его в ежовых рукавицах. Дядя Митя использует все, подчас, самые невероятные возможности, чтобы выпить тайком от строгой жены (например, пытаясь устроить по ней импровизированные поминки, хоть она не умерла).
Однажды Василий получает производственную травму, а затем, в компенсацию за причинённый ущерб — путёвку на море. На курорте у Василия возникает роман с экзальтированной дамой Раисой Захаровной, которая просто завораживает его своими удивительными рассказами и увлечениями.
Очень добрая и лиричная комедия о сибиряке (Михайлов), поехавшем отдохнуть на юг и встретившем там свою любовь (Гурченко). А дома, в деревне, у него жена, дети и... голуби, его страсть. Раиса Захаровна полюбила деревенского работягу и одобрила его увлечение голубями.
Вернулся Василий Кузякин с курорта не к себе в деревню, а в дом Раисы Захаровны. Началась для него новая жизнь, в которой было много непонятного и интересного, но не было дома, где остались Надя, дети и голуби.. smotrim.ru/brand/5959 Производство Мосфильм
Премьера 7 января 1985
Количество зрителей в СССР 44 500 000
Жанр комедия, мелодрама
Экранизация пьесы Владимира Гуркина.
Фильм "Любовь и голуби" входит в число самых любимых в нашей стране. Как и многие другие киноработы, впоследствии снискавшие всеобщее признание, руководители советской киноиндустрии пытались переделать его на свой лад. Воспоминаниями о работе над фильмом "Любовь и голуби" делятся: режиссер Владимир Меньшов, Людмила Гуркина – вдова автора пьесы В.П. Гуркина, актер Александр Михайлов.
Тайны кино www.doverie-tv.ru/videos/14315 Что характерно! Любили друг друга! smotrim.ru/brand/64567 Большое кино ok.ru/video/4711 ...
Рождение легенды www.1tv.ru/doc/pro-ki ...
Тайны нашего кино www.tvc.ru/brands/76/ ...
Снять «народное кино» весьма непросто, но режиссеры чаще и не ставят перед собой такую задачу. У Владимира Меньшова таких «народных» фильмов оказалось два. В первую очередь это, конечно, мелодрама «Москва слезам не верит», сюжет которой привлекает зрителей и сейчас, спустя 45 лет после премьеры. А второй картиной, которую сам режиссер относил к «народному кино» в большей степени, стала лирическая комедия «Любовь и голуби», которая могла оказаться совсем не такой, какой её знают и любят миллионы.
В своей книге «Судьба протягивает руку» Меньшов вспоминал, что после успеха фильма «Москва слезам не верит» он оказался в странном положении. Он переживал о «незавидном положении в киношной тусовке» и предательстве, пытался понять, почему его не пустили получать «Оскар» — и в своих изысканиях дошел до Филиппа Бобкова, который в те годы возглавлял Пятое (диссидентское) управление КГБ СССР. В общем, занимался делами, далекими от творчества, хотя материал и подыскивал — претендовал, например, на пьесу «Мы, нижеподписавшиеся» (фильм по ней сняла Татьяна Лиознова), обдумывал фильм о дипломатах...
Но нужный сценарий Меньшов обнаружил в театре «Современник» — сходил по рекомендации приятеля на спектакль «Любовь и голуби» и загорелся идеей снять фильм на этот сюжет. Меньшов вспоминал, что на киностудии ему пошли навстречу — без сценарной заявки поставили фильм в план.
Но в реальности для пьесы Владимира Гуркина нужно было «найти кинематографическую форму». Любопытно, что решение пришло после многочисленных поездок по городкам и деревням Иркутской области — в том числе в Черемхово, где происходит действие пьесы.
«Машину обступили местные жители, уже прилично поддатые, и я смотрел на их лица, утверждаясь в мысли, что не буду снимать картину в документально-реалистической манере. Становилось всё яснее: историю... надо театрализовать», — вспоминал Меньшов и признавался, что крестьянская пастораль начала 80-х произвела на него тяжелейшее впечатление.
Сергей Соловьев называл Раису Захаровну «самым сомнительным элементом» картины и сетовал, что её в фильме слишком много.
Меньшов считал, что с подбором актеров были определенные сложности, хотя, наверное, коллеги-режиссеры с ним бы не согласились. Например, Надю — супругу Васи Кузякина — он нашел прямо в «Современнике»; ею стала игравшая в этом спектакле ту же самую роль актриса Нина Дорошина, которая, по его словам, «была рождена именно для роли Нади». Правда, он всё-таки попробовал Любовь Полищук, но в итоге быстро вернулся к Дорошиной.
С исполнителем роли Васи Меньшов тоже определился сразу — он изначально хотел пригласить Александра Михайлова. Была только одна загвоздка — Михайлов в те годы был очень востребованным актером. Он играл в театре имени Ермоловой, да и в кино его приглашали частенько — в 1981-82 годах вышло семь фильмов с его участием, не считая «Любовь и голуби».
«Сашу вроде бы заинтересовала роль, но он всё никак не приходил на пробы: сегодня не может по одной причине, завтра по другой, и стало понятно, что мы этого артиста упустили, — не будет он сниматься», — вспоминал Меньшов.
Он отсмотрел других артистов — Бориса Сморчкова, Виктора Борцова; думал о том, чтобы сыграть эту роль самому... Но потом Михайлов как-то разобрался со своим расписанием — и сразу же был утвержден.
Довольно долго Меньшов искал «стариков», то есть актеров на роли дяди Мити и бабы Шуры, соседей Кузякиных. Он даже предлагал роль дяди Мити Олегу Табакову — тот в те годы ещё работал в «Современнике» и считал спектакль «Любовь и голуби» позором для театра. Правда, от предложения сняться в фильме не отказался («с присущей ему практичностью», как отметил Меньшов), но потом всё равно предпочел «Мэри Поппинс, до свидания!».
«И тогда я вспомнил о Юрском, у которого получались замечательные старики», — писал Меньшов. А вслед за Сергеем Юрским в фильме появилась его супруга — актриса Наталья Тенякова.
Сложнее всего оказалось найти актрису на роль разлучницы Раисы Захаровны, которая в пьесе, по признанию Меньшова, представляла собой «некую функцию». Поэтому сначала он придумал ей своеобразные краски — то самое увлечение эзотерикой, которое в те годы входило в моду. «Вот чем прельстит Васю Раиса Захаровна! Вот какой женщине Вася ответит восхищённо на кокетливый вопрос: Я вас не утомила?..» — писал Меньшов.
Он предложил эту роль своей жене Вере Алентовой, но та тоже предпочла другой проект — фильм «Время желаний» Юлия Райзмана. Потом от роли Раисы Захаровны отказались Татьяна Доронина и Ольга Яковлева. В последний момент появилась идея позвать Людмилу Гурченко, и она приехала на «смотрины» прямо на съемочную площадку в карельском Медвежьегорске. Впрочем, знакомство прошло успешно, хотя Меньшов и Гурченко оценивали их совершенно по-разному.
В итоге у главных действующих лиц появилась весьма любопытная чересполосица возрастов. 65-летнюю бабу Шуру играла 40-летняя Тенякова, а 68-летнего дядю Митю — 49-летний Юрский. Семейная пара Кузякиных тоже выделялась — в ней невероятным образом удачно сочетались 40-летний Михайлов и 50-летняя Дорошина. Возрасту своей героини соответствовала только 49-летняя Гурченко — по сценарию Раисе Захаровне было около 50 лет.
Вообще о работе над фильмом Меньшов всегда вспоминал с явным удовольствием — даже о том эпизоде, в котором герой Михайлова шагал из двери своего дома в пятнадцатиградусное Чёрное море, где несколько дублей подряд плескалась замерзшая Гурченко. «Аттракцион получился эффектный, потому что снималось всё одним кадром», — с удовлетворением отмечал режиссер.
Трудности возникли с приемкой готового фильма. На студии всё прошло спокойно, а вот на уровне руководства Госкино возник затык — киночиновники посчитали, что в картине слишком много алкоголя.
«Павлёнок [Борис Павлёнок, заместитель председателя Госкино] со всей категоричностью продолжает: „Это пропаганда пьянства! Это вообще бред какой-то! Какими вы изображаете наших тружеников!“», — вспоминал Меньшов.
Ему предложили переделать фильм; он отказался, и его отстранили. На переделку назначили режиссера Алексея Сахарова, и тот через некоторое время представил свой вариант. Его показали в Госкино, но остался недоволен председатель комитета Филипп Ермаш. Меньшов предложил взять его вариант монтажа и убрать из него эпизод с пивом. На этом приемка ленты завершилась.
«Но в любом случае фильму была уготована незавидная прокатная судьба: картине дали вторую категорию и даже после очень приличных сборов не повысили до первой. „Любовь и голуби“ выпустили почти без рекламы, и только молва обеспечила посещаемость», — сокрушался Меньшов.
В прокат фильм выпустили 7 января 1985 года, но она, видимо, сильно удивив киноначальников, собрала внушительную аудиторию в 45 млн зрителей. Больше тогда было только у индийского «Танцора диско» — 60,9 млн.
А Владимир Меньшов ещё переживал, что «Любовь и голуби» из-за проблем со сдачей так и не попали в фестивальные и премиальные отборы — по его мнению, эта картина могла «наделать шуму» и даже претендовать на «Оскар».
«Но, к сожалению, не сложилось», — констатировал он.
Кадры из фильма www.kinopoisk.ru/film/45146 ...
Интересные факты dzen.ru/a/Z26P2b3D ... www.5-tv.ru/tabloid/39 ...
В чем секрет ошеломительного успеха фильма «Любовь и голуби» Предперестроечная лирическая комедия Владимира Меньшова до сих пор горячо любима зрителями.
Владимир Меньшов – классик отечественного кино. За свою долгую режиссерскую карьеру он снял всего пять полнометражных игровых картин, но сразу три из них стали подлинными народными хитами.
«Любовь и голуби», снятая по сценарию сибирского драматурга Владимира Гуркина и выпущенная на экраны в 85-м. История непутевого деревенского работяги Василия Кузякина, завязавшего на южном отдыхе курортный роман с экстравагантной городской женщиной и бросившего ради нее родной дом с любимой женой и детьми, прекрасно известна многим российским зрителям. И если с ключевым образом фильма – чистыми благородными голубями, летающими в небесной выси и хранящими любовь друг к другу, несмотря на расстояния – все в общих чертах понятно: эти голуби и есть моральный идеал для давшего слабину Василия, то главная мысль картины – вовсе не комическая – прячется между строк.
По сути, центральный эпизод фильма – рассказ главного героя младшей дочери о Володьке-дурачке, добродушном, отзывчивом и работящем слабоумном парне, которого любила вся деревня и которого убили в пьяной драке, да не кто-нибудь, а «шабашники из города». Именно от Володьки, которого Василий Кузякин знал еще в детстве, герой унаследовал бескорыстную любовь к голубям и именно его путь много лет спустя повторил сам, пусть и не в столь трагичной форме. Он и сам бесхитростный и беззлобный Васька-дурачок, покупающий голубей на последние деньги, а затем внезапно сталкивающийся с загадочным миром города и его манящими соблазнами. Противопоставление деревни и города, человека земли и человека современной цивилизации – ключевое для философии фильма. Вспомните, чем именно увлекает Василия на чужбине разлучница Раиса Захаровна в исполнении Людмилы Гурченко? Вовсе не женской красотой или социальным положением, а знаниями.
И невдомек Василию, что продвинутость его городской пассии фиктивна, знание – ложно, а свобода – мнима. Вся та чепуха, которую Раиса Захаровна рассказывает Василию об экстрасенсах, телекинезе и гуманоидах, нужна лишь для того, чтобы заполнить бездумное существование одинокой женщины. Позже, попав в закрытое пространство городской квартиры и окунувшись в чуждый быт, Василий – человек земли, природы и воли – быстро осознает, что такая жизнь ему не по нраву, а Раису Захаровну, запавшую на Василия не столько от большой любви, сколько от тоски и жажды новых впечатлений, глубоко раздражает его деревенское нутро.
Отсюда вытекает одна из ключевых мыслей фильма: то, что горожанину хорошо, селянину смерть, и наоборот, против своей природы не попрешь. Линия с Раисой Захаровной, по сути, вся про губительное влияние города на человека земли и трагическую невозможность найти компромиссы. Он искренне не понимает ее, она – его, и ничего с этим не поделаешь. Неслучайно для Раисы Захаровны голуби всего лишь «глупые птахи», ведомые «инстинктом размножения». Неслучайно старшая дочь Василия Людка не находит в городе счастья, уходит от мужа и возвращается в родительский дом. Неслучайно даже то, что поглаженный галстук (неслыханная проблема для советской деревни!) завязать обратно может только она, побывавшая в городе и приобщившаяся к благам цивилизации.
Комедия Владимира Меньшова плоть от плоти советская. И смех, и грех – главное отличительное свойство ее специфически русского юмора. Буффонадные погони в духе Гайдая, забавные режиссерские камео, как у Рязанова, крылатые цитаты в стиле Данелии. Вместе с тем «Любовь и голуби» вещь не только веселая, но и местами крайне чудная – необычная, странная. Много вы видели комедий, пусть и лирических, где безо всякого комизма показаны похороны? Где сценарист между делом отсылает зрителей то к Афгану, то к Великой Отечественной? И где концентрированный фарс чередуется с мощнейшими драматическими сценами в духе камерных семейных шедевров Бергмана?
Утонченный интеллигент Сергей Юрский блестяще исполняет роль пронырливого и крайне изобретательного провинциального алкоголика. Для нашего зрителя типаж понятный и родной: веселый дед из дома напротив, главный интерес которого на закате жизни – выпить тайком от мегероподобной жены. Последнюю виртуозно играет Наталья Тенякова – актриса, которой на момент съемок было меньше сорока и которая легко перевоплотилась в образ импульсивной деревенской старушки. Что характерно, Юрскому она была супругой и в фильме, и в жизни.
Помимо этого картина пестрит волшебными пространственно-временными парадоксами. Дядя Митя, спасаясь от бабы Шуры, демонстрирует чудеса телепортации, Василий Кузякин падает с домашнего порога прямо в Черное море, а звездное южное небо тревожным текстом предупреждает будущего изменника о грядущей беде. В причудливом мире этой комедии военный оркестр появляется вдруг из ниоткуда, а цветы на деревьях распускаются моментально сами собой. Однако в конечном счете массовому зрителю вряд ли есть дело до этих фокусов, равно как ему плевать на допотопные титры или скудный саундтрек фильма. И неважно, что действие оригинальной пьесы, на основе которой написан сценарий, разворачивается в Восточной Сибири, а съемки проходили в Карелии. Главное достоинство картины не в монтажных трюках и не в визуальной образности. Куда важнее высочайшее актерское мастерство, живые персонажи, искрометные реплики и до боли знакомые нашим людям обстоятельства быта и сюжетные перипетии, которыми всегда славились лучшие советские комедии. А с этим у фильма Владимира Меньшова полный порядок! www.novochag.ru/stars/zvez ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1