Кинематограф (тогда его больше называли Синематограф) появился в России примерно в одно время со всем миром. Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты — например, 6 апреля 1896 года почётный гражданин Санкт-Петербурга В.И.Ребриков подаёт прошение в Министерство Императорского двора о разрешении кинематографической засъёмки коронационных торжеств. В этот же день состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже».
Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46. Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи. Однако после 1908 года ситуация начинает меняться: фирма Братьев Пате выпускает документальный фильм «Донские казаки» (1908), который только в России сразу же разошёлся в 219 копиях (большой объем по тем временам), что по сути дало старт отечественному кино.
Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). Российское национальное кино быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов. Помимо множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием и распространением просветительского кино.
Появлялись собственно и сами кинотеатры. Если сначала киносеансы проходили в неприспособленных для этого помещениях с наспех сделанным оборудованием, то с 1910-х годов начинается строительство полноценных зданий кинотеатров. К таким, например, можно отности здание кинотеатра Художественный в Москве, кинотеатра Форум там же, множества кинотеатров в Петербурге и других городах империи, включая даже такие отдалённые, как Красноярск. Правда, назывались они поначалу Электро-театрами. О популярности кинематографа до революции могут говорить следующие цифры: в 1916 году в России было продано не менее ста пятидесяти миллионов билетов в кинотеатры, то есть в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет — десять-двенадцать проданных кинематографических билетов. Выходило 11 периодических кинематографических журналов.
Самый первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин» / «Понизовая вольница» вышел в 1908 году. С той поры и до окончательного исчезновения русская дореволюционная кинематография произвела на свет несколько тысяч картин. Большинство из них не сохранилось — многие мистические декадентские драмы, которые теперь назвали бы триллерами или хоррорами, после 1917 года были уничтожены по идеологическим соображениям. Ещё больше плёнок было смыто — новой власти нужно было на что-то снимать собственное агитационное кино и хронику, а производить материалы не хватало ресурсов. Относиться же к «старорежимным» фильмам бережно и сохранять их для потомков тогда было не принято.
Подавляющее большинство дореволюционных кинолент на сегодняшний день считаются утраченными. Для некоторых из них есть подробные синопсисы из старых журналов или краткие пересказы из справочников. Для других — ничего. Бывает, что не удаётся восстановить даже фамилию режиссёра и год премьеры. И только яркие афиши Серебряного века продолжают зазывать в кинозалы, не подозревая, что их сеансы давно прошли, а новые вряд ли состоятся.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев