В настоящий момент в нормативном акте предусмотрено отстранение от натуральных выплат сроком на один год, если выявленные при восстановительном ремонте нарушения, превышают 1%. Статистические данные показывают, что в настоящий момент объем натуральных выплат составляет не более 10%. Это указывает на то, что так называемая «ремонтная реформа» не состоялась. И практика отстранения страховщиков только ухудшит ситуацию.
На сайте Центробанка появилась информация, в которой указываются условия отстранения страховщиков от возможности возмещать ущерб по ОСАГО путем восстановительного ремонта. Около года назад страховым компаниям, имеющим право работать в области страхования ответственности автовладельцев, было предоставлено право предлагать клиентам вместо денежной компенсации провести ремонт в одном из автосервисов по предлагаемому списку. Для транспортных средств, которые находятся на гарантии - это одна из авторизированных станций. Если автомобили старше двух лет - то может быть другой вариант. При этом должен соблюдаться ряд условий: длительность ремонта не более месяца и месторасположение автосервиса - не дальше 50 км. от места проживания владельца транспортного средства или от места аварии. Если хоть одно из условий не соблюдается, то выплаты должны проводиться в денежном выражении.
В соответствии с нововведением ЦБ, если процент нарушений при восстановительном ремонте менее 1%, то страховую компанию от возможности проводить такое возмещение отстранят на срок до полугода. Если более 1%, то период отстранения может достичь одного года.
Каким образом фиксируются нарушения в порядке выплат? Регулятор учитывает жалобы потребителей страховых услуг. Однако только лишь сам факт жалобы не является основанием для отстранения. ЦБ намерен тщательно учитывать все обстоятельства каждого конкретного случая. По имеющимся данным говорить о приоритете натурального возмещения над денежными выплатами нельзя. Всего в 10% случаев речь идет о восстановительном ремонте. Соответственно, количество страхователей, обратившихся с жалобами, является незначительным - всего около 200 заявлений за весь период прошлого года. В общем объеме жалоб на страховые услуги это составляет совсем небольшой процент. По отношению к количеству страховых случаев в сфере ОСАГО количество жалоб также очень мало. За прошлый год страховые компании проводили выплаты по 2,2 млн. ДТП.
Владельцы транспортных средств и все участники процесса автострахования уверены - «ремонтная» реформа не состоялась. Задумывалась она как средство борьбы с мошенниками. Однако цели достичь не удалось. Авантюристы быстро разработали меры по обходу условий предоставления восстановительного ремонта. Как результат - страховщики вынуждены выплачивать денежное возмещение. Автодилеры также недовольны реформой, поскольку механизм осуществления ремонтов не соответствует требованиям этих организаций. Вызывают возмущение и цены, существенно отличающиеся не в лучшую сторону от рекомендованных.
Фактически, страховые выплаты в натуральной форме осуществляет только одна страховая организация - «Росгосстрах». При этом с ее финансовым состоянием не все благополучно и она находится под контролем ЦБ. Что касается мнения экспертов, то многие из них не видят смысла в такой реформе.
При этом новый нормативный акт создает препятствия для распространения натуральной формы возмещения. Проблем несколько. Первая - очень низкий процент для отказа. Второе - очень простой процесс предъявления жалобы. Автоюристам несложно будет опротестовать качество ремонта и потребовать компенсации в денежном выражении.
В настоящий момент работа над новым документом еще ведется. Центробанк планирует учесть все поступившие замечания. Это свидетельствует о том, что сворачивать ремонтную реформу не планируется. Конструктивный и аргументированный диалог со всеми участниками ОСАГО поможет изменить ситуацию и сделать указ более логичным и эффективным.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев