ПРИТЧА
Любовь забыта
Возможна ли истинная радость без покаяния, и почему это понятие вызывает у некоторых людей недоумение? Вопрос о необходимости покаяния становится особенно актуальным в свете современных взглядов на христианство.
В книге: «Размышления над избранными тропарями Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского» читаем:
Есть еще одна, более важная, по-настоящему принципиальная тема, о которой нужно упомянуть, прежде чем приступить к разговору о содержании канона святого Андрея Критского. Я бы назвал ее апологией канона.
Дело в том, что есть люди, в том числе и церковные, которые не понимают, зачем вообще нужен подобный канон. Они живут по такому принципу: «Христос пришел, и, значит, надо радоваться. А то придумали какой-то канон преподобного Андрея Критского, зачем-то надо плакать, сокрушаться... Делать вам нечего. И вообще Великий пост не нужен, только себя томим без толку, близких угрызаем, пользы никакой, а Пасха все равно будет радостной. И незачем зря сорок дней и Страстную мучиться. Лучше кому-нибудь пользу принести, а поститься толку никакого нет...»
А ведь согласно восточнохристианскому преданию, пониманию и осмыслению жизни в Боге со времен преподобного Антония Великого и заканчивая святыми отцами ХХ века, покаяние является неотъемлемой частью подлинно христианской жизни и константой человеческого бытия в этом мире. И это очень принципиальная, по существу своему новозаветная, евангельская установка. Пока человек живет в мире, он должен творить покаяние. И радость, по мысли святых отцов, как раз и является плодом покаяния. Человек настолько радостен, насколько он пребывает в покаянии. А всякая радость, которая не рождена в покаянии, не будет истинной, правильной и спасительной. А если покаяние и воспоминание о своих грехах приводят к отчаянию и унынию, то на самом деле это уже не покаяние и никакого отношения к нему не имеет.
Покаяние отнюдь не является противоречием известным словам апостола Павла о том, что нужно всегда радоваться (см. 1 Фес. 5:16). Если бы человек всегда пребывал в покаянии, то он был бы всегда радостным. Преподобный Симеон Новый Богослов называет это парадоксальное делание «радостотворное покаяние» и «радостотворный плач», то есть плач, который делает человека способным радоваться. Конечно, можно радоваться и без плача, но эта радость будет душевной, надуманной, наигранной, иногда льстивой, иногда лживой, бывает, и просто погибельной. А для того чтобы созидалась душа, необходимо покаяние. Потому что человек пребывает в погибели, в отлучении от Бога, и к нему приходит Спаситель, чтобы его спасти.
Покаяние есть действие человека, который определяет свое бытие как нуждающегося в спасении. То есть, когда человек сокрушается и плачет, он этим свидетельствует, что нуждается в Спасителе, в спасении, помощи, защите, он нуждается в Искупителе, в Том, Кто бы его простил и исцелил. Покаяние приводит человека в такое состояние, что он начинает призывать Господа, оно помогает человеку занять правильное место перед лицом Бога, то есть обрести смирение.
Нет комментариев