лётчики полка вели напряжённые воздушные бои в районе Краматорска. Несмотря на
сложность обстановки и трудности со снабжением горючим, воевали они
превосходно. Однажды группа из 10 истребителей Як-1, возглавляемая Клещёвым,
вылетела в район Ново-Александровки на прикрытие наших войск. Неожиданно со
стороны солнца появилось 15 "Мессершмиттов". Обнаружив нашу группу
они, действуя неторопливо и самоуверенно, пошли на сближение с ней. Но на этот
раз они нарвались не на тех... Майор Клещёв решительно направил свой самолёт
навстречу врагам. За ним последовали остальные. С первой же атаки удалось сбить
3-х "Мессеров". Противник не ожидал такой дерзости и поспешил
ретироваться. 15 июня лётчики 434-го авиаполка впервые встретились с немецкими
асами из Берлинской школы воздушных снайперов. В тот день группа из 17
"Яков" вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного
района, когда на неё внезапно напали сверху 19 "Мессеров". Затем на
помощь противнику подоспели ещё 9 истребителей. Завязался ожесточённый бой.
Немцы, имея преимущество в количестве самолётов, в скорости и высоте, вели себя
очень агрессивно. Наши лётчики оказались в трудном положении, но уйти из - под
удара не могли - им строжайше запрещалось покидать район барражирования...
Пришлось в основном
обороняться и лишь в редких случаях - контратаковать. В итоге боя наша группа
недосчиталась 3 самолётов. Правда, майор Клещёв, лейтенанты Котов, Баклан и
Карначёнок тоже сбили по "Мессеру". Однако это слабым утешением. На
сей раз и эти победы не радовали: каждый сознавал, что противнику удалось
навязать нашим лётчикам свою волю и заставить их драться в невыгодных условиях.
Лишь мужество, самоотверженность и взаимная выручка наших пилотов позволили
избежать более значительных потерь. В середине сентября 1942 года, после
очередного переформирования, лётчики 434-го истребительного авиаполка в 3-й раз
перебазировались под Сталинград. К тому времени обстановка ещё более
осложнилась - на улицах и площадях города кипели жаркие бои. Не легче было и в
воздухе. О степени напряжённости достаточно красноречиво говорят такие цифры: с
16 по 28 сентября лётчики 434-го ИАП сбили 74 немецких самолёта, а сами
потеряли 15 боевых машин. Первый боевой вылет 16 сентября возглавил майор
Клещёв. 11 машин под его командованием получили задачу прикрыть наземные войска
в районе станции Котлубань. На подходе к станции они встретили до 30 "Юнкерсов",
изготовившихся для бомбометания. Выше кружило несколько пар
"Мессеров". Клещёв быстро оценил обстановку: истребители противника
находятся на значительном удалении от своих подопечных, у нашей группы скорость
максимальная, за спиной - солнце. Это позволяло нанести внезапный удар по
"Юнкерсам". Помешать ему сразу "Мессера" не могли. А потом
следовало уходить на вертикаль и разделиться на две группы, одна из которых
свяжет боем "Мессера", а другая нанесёт повторный удар по
"Юнкерсам". Истребитель Як-7Б из состава 434-го ИАП, сентябрь 1942
года. Судя по количеству победных звёздочек, на машине летал кто - из
результативных лётчиков полка. Бортовой номер "1" может указывать на
то, что это самолёт командира части майора И. И. Клещёва ( или же - одного из
комэсков ).
Приняв такое решение,
командир полка повёл группу в атаку. Самому ему и Долгушину удалось сбить по
"Юнкерсу". Остальные вражеские бомбардировщики нарушили строй и стали
поспешно освобождаться от бомб. Разделившись на две группы, "Яки"
снова ринулись на противника. Завязался воздушный бой с "Мессерами".
Клещёв и Якимов подожгли при этом 2 немецких истребителя. Но и один наш
"Як" был подбит, после чего вражеские истребители удалились вслед за
своими бомбардировщиками. В тот же день лётчики полка участвовали ещё в
нескольких воздушных схватках. Особенно успешно действовал в них майор В. П.
Бабков, увеличивший свой боевой счёт. Накал боёв нарастал... Во второй половине
дня 19 сентября 1942 года вражеские истребители подожгли самолёт майора И. И. Клещёва.
Попытка сбить пламя не удалась. Командир полка выбросился с парашютом. Сильно
обгоревшего, его отправили в госпиталь.
Командование полком
временно было возложено на Героя Советского Союза А. Ф. Семёнова. Вспоминая о
тех днях, Александр Фёдорович пишет:
"Заменить такого
командира, как Иван Клещёв, было непросто. У всего личного состава полка он
пользовался безграничным авторитетом. Во всём чувствовалась его твёрдая рука.
Клещёв смело брал на себя ответственность за самые рискованные решения и настойчиво
претворял их в жизнь. У него были свои устоявшиеся взгляды на нормы поведения
авиационного командира. Коротко их можно сформулировать так: пока ты сам
летаешь - ты не только командир, но и воздушный боец, а прекратишь полёты и
личное участие в воздушных боях - сразу утратишь моральное право называться
лётчиком и перестанешь быть настоящим авиационным командиром. Установка эта,
может быть, была и спорная, однако она не лишена истины. В своей командирской
деятельности И. И. Клещёв неизменно проявлял новаторство, инициативу, особенно
в области управления истребителями и совершенствовании приёмов борьбы с
вражеской авиацией. Одним из первых он наладил надёжную связь между самолётами
и землёй, всегда обнаруживал деловую заинтересованность в организации пунктов
наведения. Ему же в первую очередь принадлежит инициатива эшелонирования боевых
порядков истребителей по высоте и налаживания взаимодействия лётчиков в паре.
Командуя полком, Клещёв с аэродрома отдавал приказы по радио. Однако, если
обстановка в воздухе того требовала и противник нажимал, Клещёв немедленно
садился в свой самолёт, и его появление в воздухе и участие в бою, как правило,
приводили к победе. Был случай когда майор Клещёв на своём "Яке"
вступил в бой с 7 "Мессерами". В этом бою он сбил 2 самолёта и
выиграл сражение. В другом вылете он сбил сразу 3 немецких самолёта.
Истребитель Як-9 И. И. Клещёва. Выход из строя Героя Советского Союза Ивана
Клещёва глубоко опечалил весь полк. Но это был крепко сколоченный боевой
коллектив, и уже на следующий день он дрался так же, как и при Клещёве. К 3
октября в полку осталось лишь около трети штатной численности лётчиков и боевых
машин. Люди безмерно устали, а самолётный парк требовал серьёзного ремонта.
Поэтому полк, уже в третий раз, был выведен на отдых и пополнение в тыл. Лишь
за 3 недели боёв лётчиками было уничтожено 83 вражеских самолёта. В ноябре 1942
года 434-й истребительный авиаполк был преобразован в 32-й Гвардейский".
Иван Клещёв, бесстрашный боец, выходивший победителем из самых горячих боёв,
погиб в авиационной катастрофе 31 декабря 1942 года. К тому времени он совершил
уже около 380 боевых вылетов и уничтожил лично и в составе группы около 50
самолётов противника. Однако, точных данных
пока нет. Вот, к примеру, что рассказывает известный советский лётчик Герой
Советского Союза С. А. Микоян: "Я слышал, что после гибели И. И. Клещёва
были предложения переименовать Рассказово, где его похоронили, в Клещёво, но
этого не произошло. К сожалению, ему не присвоили и звания дважды Героя, хотя
после Сталинграда на его счету было уже 24 сбитых лично самолёта и 32 в группе.
Я думаю, что если бы он не погиб, то превзошёл бы и Покрышкина и
Кожедуба". За период своей боевой деятельности Иван Клещёв освоил
самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б и Як-9. Похоронен он в городе Рассказово
Тамбовской области. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды),
Отечественной войны 2-й степени; медалями. Истребитель Як-9 Ивана Клещёва с 14
звёздочками на борту, отметками о личных победах, в настоящее время хранится в
"Музее Техники" Вадима Задорожного.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев