Подготовка Курильской десантной операции
Как вспоминал впоследствии командующий войсками Камчатского оборонительного района генерал-майор Гнечко, он вместе с оперативной группой своего штаба в 8 часов утра 15 августа выехал в расположение Петропавловской военно-морской базы, где и обосновался до завершения всех подготовительных работ по осуществлению Курильской десантной операции. Здесь он встретился с командиром ПВМБ Понамарёвым, командирами 101-й стрелковой и 128-й авиационной дивизий, командиром 60-го морского пограничного отряда.
Исходя из наличия сил и средств, особенно транспортных и высадочных, а также театра предстоящих боевых действий, замысел командования Камчатского оборонительного района на Курильскую операцию состоял в том, чтобы внезапно высадить морской десант в северо-восточной части острова Шумшу, между мысами Кокутан и Котомари, примыкающими к Первому Курильскому проливу. Это позволяло сосредоточить наши корабли перед высадкой десанта там, где японцы привыкли наблюдать советские транспорты и не раз фиксировали локаторами грузовые караваны советских судов в их обычных рейсах из Петропавловска во Владивосток и обратно. Кроме того, именно здесь силы десанта могли воспользоваться огневой поддержкой 945-й береговой батареи, расположенной на южной оконечности Камчатки - мысе Лопатка.
В дальнейшем предполагалось нанести главный удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом Шумшу и используя его в качестве плацдарма, освободить от противника острова Парамушир, Онекотан и другие. Исходя из этого замысла, решение на операцию предусматривало главным образом овладение островом Шумшу, захват которого предопределял успешность захвата последующих островов Курильской гряды.
В 11 часов тогоже дня было объявлено принятое решение. В нем указывались пункты посадки и порядок сосредоточения там войск и средств; их материально-техническое обеспечение; состав эшелонов десанта и их боевые задачи; этапы операции и сроки их выполнения; меры по обороне основных районов Камчатки от возможного нападения со стороны японцев. Тогда же штаб КОР получил от командующего десантной операции дополнительные задачи по оформлению её плана, в том числе указания по обеспечению авиационной разведки в направлении острова Шумшу, а также по организации контроля и помощи войскам.
Ввиду недостатка на ПВМБ транспортных средств для доставки десантных войск в район боевых действий началась срочная, круглосуточная разгрузка находившихся в порту гражданских пароходов, загруженных народнохозяйственными грузами. На судоремонтной верфи специально созданные бригады ускоренно вели ремонт боевых кораблей, сооружали крупногабаритные каркасы для оборудования дополнительных причалов. одновременно в Петропавловске и на ближайших рыбокомбинатах снаряжались самоходные баржи, катера и другие мелкие плавсредства для нужд десанта.
Исходя из того, что времени на подготовку было очень мало (всего около 36 часов с переходом к месту высадки), наряду с проведением штабом ПВМБ необходимых расчётов, составлением боевой документации, организацией разведки и взаимодействия сил десанта с авиацией и армией, сразу же началась подготовка кораблей, высадочных средств и подтягивание личного состава десанта к местам посадки.
Время настолько лимитировало подготовку, что возникло опасение недоработки ряда серьёзных мероприятий по проведению операции. Поэтому Гнечко и Пономарёв, доложив в Военные советы фронта и флота истинное положение дел, попросили несколько отсрочить выход десанта. Через 12 часов с начала подготовки было получено разрешение командования отнести операцию на одни сутки с целью более тщательной её подготовки.
Эти сутки позволили в некоторой степени скоординировать действия флота, авиации и армии на всех этапах операции, провести сбор всех командиров кораблей и разработать детально план операции и схему решения командира ПВМБ, увязать действия и способы их выполнения непосредственным участниками и населением.
Так как скрытность в подготовке к проведению операции достигнуть было невозможно ввиду того, что места посадки, с целью ускорения погрузки войск, были в самом Петропавловском порту и его окрестностях, а войска находились под наблюдением населения города в течение двух дней, командирам ПВМБ было приказано: на время подготовки и перехода десанта к месту высадки запретить выход, рыболовных и других судов в море и прекратить радиопереговоры.
Погрузка боевой техники в условиях оборудованного Петропавловского порта особых трудностей не представляла. Однако отсутствие чёткой организации и неверное руководство со стороны выделенных для этих целей офицеров штаба Камчатского оборонительного района и штаба командира высадки, а также растянутое по времени сосредоточение войск в порту привели к тому, что часть боевой техники и снаряжения, предназначенная к выгрузке в первую очередь, оказалась погруженной в трюмы, в следствии чего их нельзя было быстро выгрузить с началом высадки десанта. Из-за недостатка транспортов и их перегрузки не были взяты необходимые десанту высадочные средства - кунгасы и кавасаки. которых в порту было вполне достаточно.
В состав десанта были выделены два усиленных стрелковых полка и батальон морской пехоты, сформированный из береговых подразделений и 60-го морского пограничного отряда (всего 8824 человека, 205 орудий и миномётов, тяжёлые и лёгкие пулемёты, запасы всего необходимого для ведения боевых действий), корабли и суда Петропавловской военно-морской базы (всего 64 вымпела), 128-я авиадивизия и полк морской авиации. С мыса лопатка высадку десанта на остров Шумшу должна была поддерживать береговая батарея (четыре 130-мм орудия).
В целом силы, выделенные в операцию, были незначительны. на стороне противника было превосходство в живой силе и танках (десант танков не имел), а на нашей стороне - в авиации и артиллерии. Но при этом условия применения сил сторон были совершенно различные. Нашим войскам предстояло высаживаться на побережье, когда вся полевая артиллерия находилась на борту кораблей и судов и могла быть использована только после её выгрузки на берег (а это требовало много времени), тогда как противник опирался на сильные инженерные сооружения, и его артиллерия могла эффективно действовать по заранее пристрелянным участкам побережья. Относительным было и наше превосходство в авиации. Из-за постоянных туманов и большого удаления наших аэродромов от острова Шумшу действия её были затруднены, и наоборот, базирование даже небольшого числа японских самолётов в районе высадки позволяло противнику максимально использовать их на поле боя. Наконец, наличие у противника такого важного рода войск, как танки, и отсутствие их у десанта ставило японцев в ещё более выгодное положение.
Войска, выделенные для проведения Курильской десантной операции, командование КОР и ПВМБ разделили на четыре группы: передовой отряд, первый и второй эшелоны главных сил ДЕС и отряд демонстративной высадки.
Передовой отряд (первый бросок) состоял из сводного батальона морской пехоты численностью 1000 человек, сформированного из частей Петропавловской военно-морской базы ТОФ и подразделений 302-го стрелкового полка и саперной роты 119-го отдельного сапёрного батальона. Ему предписывалось прорвать оборону противника и создать плацдарм на берегу в районе мыс Кокутан-Саки - мыс Котомари-Саки, а при слабом противодействии противника развивать наступление вглубь острова Шумшу. что должно было обеспечить высадку первого и второго эшелонов главных сил десанта.
Первый эшелон главных сил десанта предполагалось высадить через час после первого броска. В случае сильного противодействия противника высадку следовало произвести на участке высадки передового отряда ДЕС с задачей наступать на Катаока, а при слабом противодействии противника высадить в районе озера Беттобу с той же задачей - наступать на Катаока.
Выбор участка второго эшелона главных сил ДЕС зависел то того, где будет высажен первый эшелон. Поэтому было решено высаживать второй эшелон следующим образом:
а) если первый эшелон будет высажен на участке высадки передового отряда, второй эшелон высадить в районе озера Беттобу с задачей наступления на Катаока;
б) если первый эшелон высадится в районе озера Беттобу и встретит сильное сопротивление противника. второй эшелон высадить здесь же и с той же задачей - наступать на Катаока;
в) при слабом противодействии противника на острове Шумшу второй эшелон ДЕС высадить северо-восточное побережье острова Парамушир с целью овладения военно-морской базой Касивабара.
Отряд демонстративной высадки десанта предполагалось высадить в бухте Нанагава-Ван (юго-восточная часть острова, вблизи базы Катаока) для введения противника в заблуждение относительного места высадки главных сил ДЕС.
Командование Тихоокеанским флотом, решая одновременно не менее сложные задачи по овладению портами Северной Кореи и Южного Сахалина, не имело возможности оказать Петропавловской военно-морской базе помощь боевым кораблям.
Самыми крупными кораблями, направленными в Курильскую десантную операцию, были сторожевые корабли "Киров" и "Дзержинский", имевшие на вооружении по три орудия калибром 102 мм на каждом, и минный заградитель "Охотск" (три орудия калибра 130 мм и два орудия калибром 76 мм). Кроме того на мысе Лопатка расположились четыре орудия 130 мм калибра. Очевидно, что такого количества орудий было явно недостаточно для артиллерийской поддержки десанта.
Корабельный состав десанта, помимо упомянутых выше двух сторожевых кораблей и минного заградителя, включал в себя четыре тральщика, подводную лодку, 17 транспортных и 16 десантных судов. Он был также сведён в четыре отряда.
В отряд транспорта и высадочных средств вошли плавбаза "Север", гидрографические суда "Полярный" и "Лебедь", транспорты "Е.Пугачев", "Чапаев", "Коккинаки", "Урицкий", "Менжинский", "Туркмен", Буревестник", "Дальневосточник", "Красное знамя", "Москальво", "Рефрижератор № 2", "Генерал Панфилов", "Максим Горький" и "Волхов"; 16 десантных судов, две самоходные баржи и четыре катера - кавасаки. Отряд брал на борт войска и боевую технику. Каждому судну предстояло занять определённое место в районе развертывания согласно принятой диспозиции и действовать по указанию командования.
Отряд охранения состоял из восьми сторожевых катеров типа МО. В его задачу входило охранение десанта на переходе морем и в районе боевых действий.
В состав сил прикрытия десанта с моря была выделена одна подводная лодка и два торпедных катера.
В отряд траления вошли тральщики "Веха", ТЩ-155, ТЩ-156 и ТЩ-525. Ему предстояло решать задачи противоминной обороны десанта.
Привлеченные к операции суда торгового флота, стоявшие в Петропавловском порту, имели самые разные скорости хода, причём некоторые из них были весьма тихоходными. В связи с этим корабли в общем походном порядке могли идти только с незначительной скоростью, что увеличивало время перехода десанта океаном. Благоприятным фактором было то, что в состав отряда транспортов и высадочных средств входили десантные суда специальной постройки (получены по ленд-лизу из США), пригодные для высадки на берег личного состава (производить с них выгрузку непосредственно на берег тяжеловесных грузов, орудий, автомашин и других средств не представлялось возможным).
Из-за недостатка времени постановка боевых задач войскам и кораблям практиковалась в устной форме, а специальная подготовка (огневая и тактическая подготовка, отработка задач по совместным действиям войск, кораблей и авиации, тренировки личного состава по посадке и высадке, по погрузочно-разгрузочным работам и т.д.) не проводилась. Более того, части 101-й стрелковой дивизии в боевой подготовке отрабатывали в подавляющем большинстве оборонительные задачи. Не имел такого опыта и батальон морской пехоты, созданный за один день из моряков Петропавловской военно-морской базы.
Для высадки десанта на остров Шумшу кораблям предстояло пройти 170 миль, на что требовалось более суток. Такие длительные переходы советским десантом морем в годы второй мировой войны осуществлять не приходилось. К тому же плавание предстояло в составе большого числа кораблей, в тумане, а высадка десанта, кроме того, на необорудованное побережье. Всё это предъявляло большие требования к достижению твёрдого управления силами, чётких и инициативных действий всех участников десанта.
В сложившейся обстановке важным по своему значению мероприятием командования было создание единого штаба командующего операцией, в котором были представители от войск, флота и авиации. Этот штаб возглавил начальник штаба Камчатского оборонительного района подполковник Р.Б.Воронов.
По решению командующего операцией из состава штаба Камчатского оборонительного района на время проведения операции была выделена рперативная группа для непосредственного управления силами десанта. Одновременно для командующего и его оперативной группы подготавливались флагманские командные пункты на тральщике ТЩ-334 и на мысе Лопатка. До последнего момента командующий колебался в выборе места, с которого ему предстояло управлять силами (корабль или берег). Такая неопределённость приводила к распылению специалистов и средств связи, а в них десант и так испытывал недостаток.
Окончательно командный пункт был подготовлен на ТЩ-334, а запасной - на мысе Лопатка - в ходе боевых действий не использовался. Коиандный пункт командира сил высадки был оборудован на сторожевом корабле "Киров", запасный - на минном заградителе "Охотск".
На ТЩ-334 было установленно пять радиостанций и два приёмника. При максимальной нагрузке эти радиосредства обеспечивали управление частями десанта, связь со штабом 2-го Дальневосточного фронта и со штабом Тихоокеанского флота (через приёмный радиоцентр Петропавловской военно-морской базы). Однакоиналичие на небольшом корабле большого числа радиостанций явилось причиной их взаимных помех.
Из всех видов боевого обеспечения наибольшее значение приобрела разведка, так как наши штабы, как мы уже отмечали, не имели достаточных сведений о группировке противника и системе его обороны на Курильских островах. Однако из-за погодных условий разведывательная авиация не смогла должным образом восполнить нехватку таких данных. Это отрицательно сказалось на постановке боевых задач, которые были недостаточно конкретны, да и явно завышены. Так, например, первому десанту ставилась задача продвинуться на 5-6 километров вглубь острова и захватить высоту 171, в районе которой были расположены основные инженерные сооружения северо-восточной части Шумшу. Также нереальной была задача десанту - в течении дня овладеть всем островом Шумшу в условиях, когда общее превосходство в силах было на стороне противника.
Несомненный интерес для читателей представляет информация о деятельности советской разведки в районе Камчатки, которая, естественно, была строго секретной.
До вступления СССР в войну с Японией в процессе своей деятельности штаб ПВМБ изучал и накапливал данные об островах Шумшу и Парамушир по данным постов службы наблюдения, наблюдению торговых судов, ДВФ и штаба КОР.
Разветка подлодками этих островов не разрешалась штабом ТОФ. Не имея средств дальней авиаразведки, ПВМБ осуществляла ближнюю авиаразведку самолётами "МБР-2". Очень скудные сведения об этих островах значительно пополнились после того, как самолёты США после бомбёжки, из-за неисправности, стали производить посадку на Камчатке. Самолёты имели карты и фотоснимки, которые дешифрировались. В процессе подготовки и проведения операции авиаразведка островов была возложена на КОР, который проводил её самолётами 128 АД. Для проведения разведки также была выделена подводная лодка типа "Л" на подходе ко Второму Курильскому проливу со стороны Охотского моря.
Авиация из-за низкой облачности и тумана не смогла произвести разведку и полностью осветить районт операции. Доразведка боем была проведена тральщиком ТЩ типа "УМС", который подтвердил данные об отсутствии военных кораблей в бухтах Катаока и Касивабара и одновременно уточнил огневые точки при входе во Второй Курильский пролив со стороны Охотского моря. К моменту высадки её штаб не располагал точными данными о наличии огневых средств, количестве и калибре пушек, пулемётов. Как уже отмечалось, наличие широко разветлённой сети оборонительных наземных и подземных сооружений явилось неожиданным и непредвиденным обстоятельством, осложнившим боевые действия. Предполагаемых же морских боевых батарей на острове Шумшу не оказалось.
В процессе подготовки операции для первого броска были отпечатаны зарисовки побережья мест высадки, составлены их описания и схемы, облегчившие подход и высадку ДЕС на побережье.
Сосредоточение частей и подразделений десанта к местам посадки на корабли (бухты Авачинской губы) прошло организовано, при повышенной боевой готовности всех средств ПВО и усиленном морском дозоре на подступах к Петропавловску. Оно производилось не только в ночное, но и в дневное время, но от этого скрытность не была нарушена: противник активности не проявлял. Ввиду того, что места посадки были доступны для осмотра гражданским населением, они были оцеплены, движение на рейде и выход в море рыболовецких судов временно были прекращены.
В интересах скрытности подготовки операции японский консул в Петропавловске был интернирован и опечатана его радиостанция, установлен строгий контроль за радиопередачами.
В 18.00 16 августа посадка и погрузка войск была закончена. До 21.00 корабли и средства высадки вышли на рейд Авачинской губы, построились в ордер и стали на якорь.
В эти часы сводка Совинформбюро сообщала: войска Забайкальского фронта взяли город Чифын и продвигаются к Ляондунскому полуострову, войска 1-го Дальневосточного фронта после упорных боёв овладели городом Муданьцзян и вышли на оперативный простор на харбинском и гиринском направлениях; передовые части 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Краснознаменной Амурской флотилией взяли крупный порт на Сунгари - Цзямусы, а десант Северной Тихоокеанской флотилии овладел крупным портом Южного Сахалина Эсутору (Углегорск). Известия об очередных крупных победах советских войск вселяли в личный состав десанта уверенность в успешный исход Курильской десантной операции.
Только ночью было поручено разрешение командующего ТОФ на проведение операции. В 5 часов 17 августа корабли и суда снялись с якоря и начали движение за тральщиками. Пройдя прибрежным фарватером район минных оборонительных заграждений, они построились в походный ордер и пошли курсами согласно предварительной прокладки в удалении от берега до 8 миль.
Связь с кораблями поддерживалась на ультракоротких волнах и семафором. С траверза мыса Инканюш было приказано прекратить работу на передачу - работали только на пиём. С наступлением темноты все десантные суда типа "ДС", имея сильные американские фонари, начали вести переговоры светом по всяким, даже мелким вопросам, что могло демаскировать десант на подходе к мысу Лопатка. Только категорическим приказом по условиям военного времени удалось прекратить эту недисциплинированность. Такое мирное настроение, без отдачи должной серьёзности противнику и проводимой операции было обнаружено еще днем в начале движения, когда на всех ДС и транспортах чехлы орудий не были сняты.
В 23.35 пошел густой туман, корабли стянулись ещё плотнее. Плавание в составе ордера очень усложнились. В полночь поступило приказание включить маяк на мысе Лопатка - для ориентировки, ног приказ не дошёл до исполнителей. В 02.15 18 августа легли на курс в Первый Курильский пролив. Головным в колонне щел тральщик ТЩ-525, имевший "Радар". Включили для ориентировки кильватерные огни.
Намеченная по плану высадка демонстративного десанта в бухту Нанагава-Ван была отменена: командующий операцией опасался, что в сплошном тумане суда могут сесть на прибрежные рифы, и распорядился высадить его на основном участке. Из-за нелётной погоды авиационная подготовка высадки также не состоялась.
В 4 часа 10 минут 18 августа десантные суда подошли по счислению к точке Ш=50 50`,6 сев. и Д=156 33`,1 вост. и по сигналу " все вдруг на лево", перестроившись из кильватерного строя в строй фронта, на трёхкилометровой полосе, с интервалом между ними 600-700 метров взяли курс к месту высадки на о.Шумшу в районе м.Кокутан-Саки - м.Котомари-Саки.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев