Компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны с выходом в Интернет стали повседневными помощниками в учебе, средствами получения нужной информации в любое время. Вместе с компьютерами к нам пришли компьютерные игры. Я не отрицаю значения образовательных компьютерных игр и для развлечения, и для расширения кругозора детей. Но все хорошо, что в меру!
Игроголик, игроман, компьютероман – так называют людей, испытывающих непреодолимое желание играть в компьютерные игры. Компьютерная зависимость становится болезнью XXI века. Согласно различным независимым исследованиям, проведенным в Республике Беларусь в компьютерные игры играют сегодня от 60 % до 90 % подростков.
На сегодняшний момент есть много компьютерных игр, направленных на развитие памяти, интеллекта, внимания, воображения. Но дети предпочитают играть в «стрелялки» или «стратегии» и в результате - безудержная страсть к игре, перерастающая со временем в зависимость. Игровая компьютерная зависимость (игромания) так же пагубна, как, например, наркомания или алкоголизм.
Ребёнку трудно встать утром, так как заигрывается допоздна; из школы стремится быстрей домой, ведь дома ждёт игра; снизилась успеваемость в школе; стал раздражительным и агрессивным в общении, особенно, если речь идёт о запрете игры в компьютере; начал лгать о времени, проведенном в Интернете; стал рассеянным; нарушился сон; появились серьёзные проблемы с позвоночником (сколиоз) – так описывает проблему одна из моих клиентов, мама 13 летнего сына.
Почему компьютерные игры очень быстро становятся зависимостью в подростковом возрасте? Какие потребности удовлетворяет там подросток?
1) В игре – в отличие от реального мира – легко можно стать кем угодно и делать что угодно, быть «взрослым». В игре подросток получает возможность побыть в желаемой роли. В реальной жизни стать героем или лидером не так то просто, особенно, если слышишь постоянные претензии, критику, недовольства родителей, учителей. Появляется свой личный (интимный мир), своё пространство, куда нет доступа никому. Процесс игры очень реалистичный и абстрагирует от окружающего мира.
2) Если допущена ошибка, всегда можно пройти уровень или игру заново, путём многократных повторений. Здесь не ставят плохих оценок, не ругают родители. Здесь есть право на ошибку. Есть возможность самостоятельно принимать решения, не зависимо от того к чему они могут привезти.
3) В игре всё структурировано. Поставлены реальные задачи и понятно, как достичь результата. Сюжет игры показывает игроку последовательность действий, которые он должен сделать, чтобы победить. В реальной жизни часто не понятно, что нужно делать, что бы стать успешным, неясное будущее, надо принимать решения, все трудно и непредсказуемо. А «здесь» все понятно, радостно и притягательно.
4) Сосредоточение на игре сопровождается развитием приятных эмоциональных состояний: чувства эмоционального возбуждения, волнения, подъема, а если успешно завершил игру, то и релаксация. Возникает ощущение контроля над собой и ситуацией.
5) В сетевой игре легко познакомиться и наладить контакты (пусть хотя бы виртуальные) тем, кому это трудно сделать в реальном мире. А ведь потребность подросткового возраста – это научиться строить дружеские отношения со сверстниками.
6) В сетевой игре все объединены общей целью – победить, пройти игру до конца, достигнуть успеха. Можно сказать есть «команда единомышленников». Бросить команду, отказаться от желаемого достижения становится не возможным. Игроку «не вырваться!»
7) Процесс игры непрерывен и предполагает прохождение жестко завязанных друг на друге логических уровней.
Пройдя один уровень получаешь ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (плюшку).
Игра воспринимается как непрерывный процесс. Компьютерная игра может занимать от нескольких часов до нескольких суток и даже недель, есть игры которые не имеют логического конца. В играх много уровней и подуровней, есть секретные подуровни, параллельные задания, встроенные мини-игры, также требующие время на прохождение. В результате становится невозможно вырваться из игры до тех пор, пока не будут найдены все секретные уровни, открыты все комнаты, собраны все бонусы.
Реалистичность событий полностью погружает в игру. Эти свойства компьютерных игр не позволяет подростку прервать процесс игры. И игрок не успевает заметить, как втягивается.
А в конце игры часто используется разработчиками «Эффект незавершенного действия», суть которого в следующем: больше всего запоминается именно то дело, которое не было завершено. И значит, продолжение следует…
ВНИМАНИЕ!!!! Даже если отсутствует зависимость от компьютерных игр, то это не означает отсутствия негативного влияния компьютерных игр на личность подростка. Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающие виртуального героя к насилию ради выживания. Не случайно в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, т. к. они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов в реальной жизни.
Многие родители с ранних лет приучают детей к играм и при этом не отслеживают содержания компьютерных игр и телепередач. В этом есть выгоды для родителя: не нужно уделять своё время ребёнку; дома безопаснее - не подерётся ни с кем, не набьёт себе шишек и синяков; не свяжется с плохими ребятами и т.д. Но взрослым необходимо знать и помнить, что компьютерные игры и даже позитивные чрезмерные телепросмотры негативно сказываются на физическом и психическом уровне развития ребёнка.
Требования ВОЗ к организации телепросмотра для детей:Младенцы и ранний возраст — 0-3 года - ЗАПРЕТ
Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день
Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день
Старшие школьные возраста (11 — 18 лет) — 1-3 часа в день
Опасность стать зависимым от компьютерных игр существует в любом возрасте. Однако подростки и молодежь более уязвимы по сравнению с другими возрастными группами.
Научные исследования показывают, что на формирование зависимости влияют факторы социального и личностного плана: повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, низкая стрессоустойчивость, неумение разрешать конфликты, проблемы в отношениях с родителями, учителями и сверстниками, конфликтные отношения между родителями в семье, развод родителей, травматичные события и т.д.
Часто компьютерные игры являются средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.
Неумение решать проблемы в отношениях со сверстниками, близкими, учителями уводит подростка в виртуальный мир, в результате чего взаимоотношения «в реале» ещё больше усложняются. Усиливается чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, не разделяющих его увлечений. Усиливается внутреннее напряжение и тревога. Круг замыкается.
Среди интернет-зависимых мы также встретим и хорошо социализированных подростков, которые «пошли» в сеть пообщаться и «зависли» там.
Какие подростки относятся к группе риска?
Мальчики, которым необходимо хотя бы один-два часа в день поиграть в «стрелялку», а также подростки с заниженной самооценкой, неуверенные, некоммуникабельные, имеющие низкий статус в группе сверстников.
Девочки в основном общаются в интернет-чатах. Ведь потребность в межличностных отношениях у девочек сильнее, чем у мальчиков. Когда в этой сфере что-то не ладится, они пытаются компенсировать недостаток реальных дружеских отношений за счёт виртуального общения.
Что делать родителю, если у подростка уже есть компьютерная зависимость?
Обращаться за помощью к специалистам психологам, потому что дать единую унифицированную рекомендацию для всех возрастов и всех типов семей, практически невозможно. Каждая семья имеет свой особый микромир: со своими особыми нормами, правилами, со своим психологическим климатом, так и каждый ребёнок имеет свои индивидуальные психофизиологические особенности, которые при рекомендациях необходимо учитывать.
Но есть законы, которые необходимо знать и рекомендации, на которые можно опереться:
Жесткий запрет «помогает» возродить еще большую любовь к компьютеру;
Родители, запрещающие без аргументаций и объяснений игру на компьютере, соотносятся с группой «врагов», а как известно, с врагами не дружат, а воюют через открытую грубость или через обман, хитрость, воровство;
Резкое отлучение от игр может спровоцировать демонстративный суицид, что бы запугать родителей и получить желаемое. Ограничивать время игры стоит последовательно, лучше к этому подготовиться с психологом;
В каждом возрастном периоде развития ребенка есть свои потребности и задачи. В компьютерных играх подростки иллюзорно удовлетворяют психологические потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Когда у детей есть живое, доверительное, основанное на уважении общение с родителем, их намного реже затягивает в пучину виртуального мира. Знания в области педагогики и психологии помогут построить доверительное общение, понять ребёнка и стать авторитетом и примером для него.
Пусть Ваши дети будут счастливы и здоровы!
Психолог Елена Альшевская.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев