Подвиг Сергея Макарова
10 февраля 1942 года четыре самолёта, среди которых был и МиГ Макарова, патрулировали советские позиции. Во время патрулирования завязался бой с восемнадцатью Me-110.
Два из самолётов противника были сбиты его товарищами, сам Макаров сбил третьего и приблизился к нему на двадцать-тридцать метров, но стрелок «мессершмитта» оказался жив и выпустил очередь, убившую Сергея Макарова. Его самолёт упал в районе села Воскресенское.
Сергей Васильевич Макаров был похоронен в братской могиле в деревне Бахмутово Ржевского района Калининской области.
* * *
8 мая 1919 года родился советский летчик Сергей Васильевич Макаров.
Герой стал пилотом, отучившись в аэроклубе, в котором он занимался совместно с работой электросварщиком без отрыва от производства. После призыва в Красную Армию в 1938 году Макаров заканчивает военную школу летчиков.
В июле 1941 Сергей Васильевич попадает на фронт. Макаров с первых вылетов показал себя умелым и грамотным воздушным бойцом. Уже в сентябре 1941 года он был награждён орденом Красного Знамени.
30 ноября 1941 года Макаров вылетел на сопровождение советских пикировщиков Пе-2 в район Клина.
В этот день у стен столицы велись ожесточенные бои на земле и в воздухе. Отбивая атаки немецких истребителей, Макаров был подбит. Летчик дотянул до полевого аэродрома в немецком тылу, но куда еще не успела передислоцироваться вражеская авиация.
Сергея Васильевича буквально из-под носа у немцев, которые мчались на машинах на перехват, спас его боевой товарищ Сергей Федорович Долгушин. Он приземлился и взял Макарова к себе на самолет. Под свист пуль летчикам удалось взлететь и добраться до дома.
26 января 1942 года за лейтенантом Макаровым числилось 260 боевых вылетов, 35 воздушных боёв, 10 лично сбитых неприятельских самолётов и 12 самолётов, сбитых в группе, 27 уничтоженных автомашин и 2 подавленные зенитно-пулемётные точки.
10 февраля 1942 года четыре самолёта, среди которых был и МиГ Макарова, патрулировали советские позиции. В это время завязался бой с восемнадцатью Me-110. Два самолёта противника были сбиты его товарищами, сам Макаров атаковал третьего.
Вот как этот бой вспоминал летчик Александр Федорович Семенов:
«Макаров пошёл в атаку на третьего. Точная очередь - и тот задымил. Посчитав, что стрелок на Ме-110 выведен из строя, Макаров сблизился с вражеским истребителем до 20 - 30 метров, намереваясь добить его. Но пулемётная очередь хлестнула по кабине, и Макаров был убит».
Сергей Васильевич Макаров посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
источник: МуZей Победы
От Админа...
Сергей Макаров родился в семье крестьянина. В 1931 году вместе с семьёй переехал в Гатчину. Учился в гатчинской средней школе № 4, в которой окончил 8 классов. После школы начал работать электросварщиком на Ленинградском заводе подъёмных сооружений. В это же время вечерами занимался в аэроклубе.
Сергей Макаров был похоронен в братской могиле в деревне Бахмутово Ржевского района Калининской области. В 2022 году в феврале была установлена гранитная мемориальная плита в честь памяти подвига героя. Идея принадлежит Кузнецову Александру Владимировичу.
В городе Гатчина (Ленинградская область) на здании школы № 4, в которой учился С. В. Макаров, установлена мемориальная доска. На Поле памяти, что недалеко от его деревни и деревни Покров (недалеко от Вязьмы), установят памятный знак.
На Аллее Героев в городе Ржеве установлено 33 гранитной плиты Героям-участникам Ржевской битвы. Одна из них (пятая) - Сергея Макарова.
* * *
Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, ветеран 3-х войн Александр Фёдорович Семёнов:
"К вечеру 10 октября 1941 года положение под Ржевом стало критическим. Немцы вышли к Волге. От нас их отделяло всешл 3 - 4 километра. Ночью мы перетащили все исправные самолёты на северо - восточную окраину лётного поля и, как могли, замаскировали.
Людей разместили по отрытым здесь же щелям. Всех предупредили о необходимости соблюдать строжайшую светомаскировку. Движение машин и людей по аэродрому днём было запрещено.
С рассветом начали боевые вылеты. Взлетать приходилось под огнём противника. С противоположного берега Волги наши самолёты подвергались обстрелу даже из пулемётов и винтовок. Но рвавшегося к столице врага надо было бить в любых условиях.
Поначалу вылетели четвёркой: Долгушин, Макаров, Боровой и я. Миновав Волгу, взяли курс вдоль шоссе Ржев - Великие Луки. Через несколько минут обнаружили длинную колонну немецких войск. Впереди на белом коне гарцевал командир.
Мы взяли несколько в сторону от шоссе, а затем, построившись гуськом, обрушились на колонну с тыла. Огонь открыли из всех пулемётов с небольшой высоты. Было хорошо видно, как валятся фашисты. Но почему-то не разбегаются. Очевидно, внезапность нашей атаки на какое-то мгновение парализовала их.
Делаем второй заход. Теперь уже противник заметался. Однако прятаться некуда: по обе стороны шоссе - поле. И мы почти не отрываем пальцев от гашеток.
Израсходовав боеприпасы, разворачиваемся на обратный курс. А где же Макаров? Пришлось вернуться.
Вскоре я увидел самолёт Макарова, выходивший из пикирования. Не без злости подумал: из-за недисциплинированности одного можем все попасть в беду. Ведь патроны мы расстреляли до последнего. Что делать, если навалятся "Мессеры"?
По возвращении на место я, не скрывая своего недовольства, спросил Макарова:
- Почему оторвался?
- Виноват, товарищ командир, - последовал ответ. - За тем, что на белом коне, погнался. Уж очень захотелось уничтожить эту сволочь...
Конечно, Макаров получил нагоняй за самовольство. Но в душе я ему сочувствовал. И даже восхищался его поступком.
Этот круглолицый, сероглазый, всегда весёлый крепыш нравился мне с самого начала нашей совместной службы. Парень с обаятельной улыбкой, большой самостоятельностью в суждениях и не с меньшей сноровистостью в делах.
На первых порах он безупречно выполнял обязанности ведомого. Потом ему стали доверять водить на задания группу.
К концу боевого дня, после 5 - 6 вылетов, у него как-то неестественно вытягивалось лицо. А наутро, после крепкого сна, оно снова приобретало округлый вид и на нём по-прежнему сияла улыбка..."
"...В конце декабря 1941 года мне предложили должность командира истребительного полка. Я не хотел расставаться с моими боевыми товарищами, начал отнекиваться. Сослался на то, что заместителем командира части работаю недавно, основательного командирского опыта ещё не приобрел, а тут незнакомый полк, новые люди...
- Тогда вот что, - строго сказал начальник отдела кадров, - поедете на курсы командиров полков.
Против этого я пытался выставить ещё какие-то аргументы, но безуспешно. Так или иначе, а со 180-м истребительным полком, уже ставшим для меня родным, пришлось расстаться.
Перед отъездом заглянул проститься в бывшую свою эскадрилью. На месте застал Сергея Долгушина, Никиту Борового и Сергея Макарова. Посидели, вспомнили, какими неоперившимися птенцами начинали они свою службу здесь. Вместе порадовались их боевым успехам. К тому времени каждый из них пользовался уже репутацией опытного воздушного бойца.
По-разному сложилась дальнейшая судьба этих дорогих мне людей. Они продолжали храбро сражаться в составе 180-го полка, но не всем довелось дожить до победы. В начале февраля 1942 года погиб Никита Боровой. Вскоре, в том же месяце - Сергей Макаров.
А с Долгушиным мы ещё встретились, и он рассказал мне тогда о последнем вылете Макарова.
10 февраля 1942 года четвёрка МиГ-3, возглавляемая Сергеем Макаровым, патрулируя над нашими позициями, завязала бой с 18 многоцелевыми самолётами Ме-110. Несмотря на большое численное превосходство противника, наши лётчики действовали смело, напористо.
Сбив двух "Мессершмиттов", Макаров пошёл в атаку на третьего. Точная очередь - и тот задымил. Посчитав, что стрелок на Ме-110 выведен из строя, Макаров сблизился с вражеским истребителем до 20 - 30 метров, намереваясь добить его.
Но пулемётная очередь хлестнула по кабине, и Макаров был убит. Его самолёт упал в районе села Воскресенское".
источник: http://airaces.narod.ru #ОдинДеньПобедыВеликой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев