Если кто-то думает, что уже все видел, то, скорее всего, он пропустил Бутан. Колоритный участок земли, государство, которое предпочитает сохранять леса, а не уничтожать их ради строительства дорог. Забота о людях стоит на первом месте, поэтому вместо ВВП здесь используют ВНС – валовое национальное счастье, за которым следит Министерство счастья. Однако, помимо благ, существуют и строгие запреты. В стране запрещено курить и продавать табачные изделия, а на улицах можно появляться только в традиционной одежде. Доступ туристов ограничен, чтобы не нарушить уклад жизни и вековые обычаи. Здесь до сих пор правит король, передавая власть по наследству, не дожидаясь своей смерти.
Крохотная страна счастья с Драконовым королем: Бутан
Королевство Бутан
О появлении маленькой страны Бутан известно не многим, так как она находится в горной местности Тибета. Она существовала уже во 2 тысячелетии до н. э., но из-за большого пожара в начале XIX века, уничтожившего библиотеку, практически не осталось подтверждающих документов. Считается, что зарождение Бутана началось с короля, который во II веке построил два монастыря, сохранившиеся до нашего времени. Они стали убежищем для буддистов, когда их религию стали запрещать в Тибете. Бутан стал единой страной в начале XVII века под руководством монаха и художника Нгаванга Намгьяла (Шабдрунга). Он укрепил границы, построив крепости – дзонг, и объявил себя правителем. Он внес большой вклад в развитие страны, но после его смерти Бутан на 200 лет погрузился в гражданскую войну. В дела страны вмешивались англичане, что усугубляло ситуацию, и Бутан потерял часть территории. Войны прекратились, когда к власти пришел король Угьен Вангчук. До сих пор с 1907 года живет его династия, которая подарила стране уже пятого короля.
Королевская семья Бутана
В Драконовской стране – драконовский король, но называют его так не из-за того, что он плохой, а потому что изначально страна называлась Друк-Юл – что означает «страна дракона» и отражает древний культ дракона и божества воды. Из-за того, что в стране долгое время поддерживалась закрытость от всего мира, потом оказалось трудно доказать, что она существует и имеет права. Но именно эта удаленность и позволила ей остаться особенной, с сохранением обычаев и культуры, и об этом заботились все короли. Но больше всего в современное развитие внес четвертый король Джигме Сингье Вангчук.
Модернизация Бутана: появление цивилизации, когда она уже у всех была
В Бутане сохранился колорит предков и их традиции
Модернизация в стране началась с третьего короля, при котором появилась торговля и свои деньги. Правители не спешили завалить народ всеми существующими средствами цивилизации, чтобы сохранить самобытность и не превратить ее в банановую страну. При правлении четвертого короля Джигме Вангчука начался новый рассвет в стране. Было разрешено приезжать зарубежным журналистам и туристам, но в ограниченном количестве. Для этого нужно было запрашивать разрешение, хотя и это уже являлось прогрессом, потому что ранее в страну могли приехать только по приглашению короля или королевы. Начала развиваться инфраструктура, строились дороги, отдавая предпочтение окружающей среде и нанося наименьшие изменения в ней. Поэтому в стране 80% лесистой местности и создан Национальный парк, а для вырубки делают специальные насаждения. Железная дорога только планируется, чтобы соединиться с индийской территорией, и только один аэропорт находится на такой высоте Тибета, что туда не каждый пилот может посадить самолет.
Торговля в Бутане
При новом короле появилось электричество, связь и радио. Оно стало государством, в котором позднее всех других стран в мире появилось телевидение – только в 1999 году, а через три года уже и кабельное.
Министерство счастья
На рыбалке
В стране на первое место ставится благополучие людей, поэтому отказались от такого понятия, как ВВП, и ввели понятие валового национального счастья. Бутан стал первой страной, которая организовала Министерство счастья по указанию короля, считавшего, что счастье народа важнее. Внутри страны стремились в первую очередь сохранить культурные и духовные ценности, основанные на буддийских учениях. В деятельность Министерства входит забота об обеспечении образования, которое в стране бесплатное, но из-за удаленности населенных пунктов нужно строить интернаты, чтобы дети могли посещать школы. При первом короле было открыто чуть более 20 школ, а при пятом их уже было 500. Дети учатся 12 лет, не считая первого подготовительного класса. У них несколько систем, переходящих с начальной в среднюю и специальную школы. Самые успешные ученики по окончании школы направляются на обучение за границу. Таким образом, страна получает квалифицированных специалистов. На Министерстве лежит ответственность за храмы, дороги, модернизацию связи, качество жизни престарелых в монастырях, за выращивание цветов и чистоту улиц. Как бы это странно ни звучало, местные жители обязаны подметать улицы, чтобы поддерживать их чистоту.
Жизнь без никотина
Жизнь в Бутане
В Бутане невозможно увидеть курящих людей. Этот запрет был введен еще в XVII веке при основании государства. Но в нем была поправка – нельзя было курить в общественных местах. Четвертый король ужесточил эти меры и ввел полный запрет на табачные изделия в стране, на их продажу и ввоз, не говоря уже о распространении. Поэтому курить тоже нельзя. Поблажка делается только туристам и дипломатическим служащим, но если они будут продавать местным, то их ждет наказание. Для местного населения оно выражается штрафом в 175 евро, и это при том, что средняя зарплата бутанца составляет 9 евро. Чтобы провезти табак для личного потребления, придется заплатить дополнительный 100% налог. Туристы, которые посещают Бутан, делятся впечатлениями, что табак в стране все же продается, и гиды советуют, где это сделать. Так что, видимо, есть и недочеты, хотя Бутан считается страной, в которой нет коррупции.
Дресс-код для всей страны или Дриглам Намжа
Жители Бутана
Вместе с основанием Бутана были введены строгие правила Дриглам Намжа, чтобы объединить страну по культурным ценностям. Поэтому были организованы традиционные фестивали с колоритным исполнением и использованием древних ритуалов. Это подсознательно стимулировало ценить свою историю и идентичность.
Традиционная женская одежда в Бутане
Национальная одежда всегда была в приоритете, но не была обязательной. С 1989 года был введен дресс-код, в котором указано, что в рабочее и дневное время жители Бутана должны носить национальную одежду. Для официальных случаев в наряде изменялась лишь накидка, которая шилась из более дорогой ткани.
Дресс-код для мужчин в Бутане
Мужчины ходят в плотных халатах (гхо), подвязываются поясом так, чтобы спереди верхняя часть слегка свисала, образуя карман. Женщины носят длинные юбки, которые состоят из прямоугольного полотна, и яркие блузы, а поверх одевают короткие жакеты (тего), поэтому наряд смотрится как длинное платье. Отличием может служить лишь качество материла: в летние жаркие месяцы наряды состоят из хлопка, а в холодные – из шерсти. Для официальных приемов мужчины поверх халата одевают яркий шелковый шарф кабни, а женщины накидывают на левое плечо узкую вышитую ткань. Для туристов, которые привыкли дома носить повседневную одежду и видят национальную лишь в большие праздники на государственных мероприятиях или концертах, такие наряды кажутся праздником красок. Для бутанцев это привычный ежедневный образ, а для иностранцев – необычность. Вероятно, именно это и поддерживает местный колорит, который трудно найти в других странах.
Несогласные с правительством: репатриированные
Беженцы Бутана в Непале
Единственный пробел в сказке жизни Бутана в том, что несмотря на население менее миллиона людей – примерно 758 тысяч человек, разбросаны по всей территории, и та часть, которая соседствует с другой страной, часто перенимает ее традиции. Так случилось с индуистским населением Бутана, которое по этническим причинам считает себя непальцами. Они отказались носить национальную одежду Бутана как повседневную и общаться на официальном языке дзонг-кэ. Они презирали его и отказывались учиться в школе, что привело к тому, что около 80 тысяч человек покинуло страну, после чего для них был создан лагерь беженцев в Непале. Однако теперь им нужно доказать, что они являются репатриированными людьми, а для этого в лагере они должны носить киру и гхо, а также выучить дзонг-кэ. Поэтому репатриация для них затянулась на многие годы, и то, что им не нравится, приходится делать.
Пятый король в Бутане
Пятый король Бутана Джигма Кхесар Намгьялу с женой Джецун Пема, на которой он женился через три года после коронации
Четвертый король Бутана отрекся от короны и передал ее своему 26-летнему сыну в 2006 году, который учился на Западе. За это время Бутан уже стал цивилизованной и демократичной страной. Правление годом ранее было передано в королевское правительство королем, который добровольно отказался и отошел от дел.
Коронация пятого короля Бутана
Новому королю Джигме Кхесар Намгьялу пришлось ждать два года до официальной коронации, но затем он активно стал участвовать во всех делах. Он председательствует на сессиях парламента и ездит по стране, общаясь с людьми лично, чтобы лучше знать их проблемы. В зависимости от того, что хочет получить король, такое государство он и строит.
#местаhttps://youtu.be/7cRrbOXRVL8?si=QW4GVY0FhAxA--K5
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев