О диалектах.
Быстро течёт время.
То, что казалось невозможным в двадцатом веке, стало повседневностью в двадцать первом.
Кто из моих ровесников поверил бы в юности, что сможет говорить по мобильнику (карманному телефону) из собственного дома, с улицы или из машины через сотни и тысячи километров со своим родственником или другом?
В прошлом веке для этого надо было идти на почту, заказывать переговоры и долго ждать их.
О возможности общения по скайпу даже представления не было. Это относилось тогда к области фантастики.
Однако, время - не только достижения и разнообразие нового. Река времени многое уносит навсегда, и одной из печальных потерь следует сегодня считать постепенную утрату диалектов.
Диалекты - это местная речь, та речь, которая характерна для жителей определённых деревни или села.
Утрата диалектов связана, в первую очередь, с тем, что они вытесняются проникшими даже в дальние, малодоступные населённые пункты телевидением, радио, газетами. Средства массовой информации несут шаблонные выражения, уничтожая тот прекрасный колорит слова, который существовал в обособленности жизни.
Диалекты утрачиваются также потому, что умирают их основные носители - старики и старушки. Возникает ситуация одинаковой массовой речи, часто производной от газетных или телевизионных шаблонов.
Думаю, что по этим причинам невозможно сегодня речевое "цоканье" жителей деревни Заулки Кадомского района Рязанской области, где приходилось мне бывать в раннем детстве и слышать порою примерно такой разговор деревенских старушек:
-Мань, а Мань!
- Цаво?
- Ты пецку сегодня топила?
- Топила.
- А цугунок из пецки убрала?
- Убрала.
- А цапельник к пецке поставила?
- Поставила.
Разумеется, речь идёт о том, топила ли одна из старушек печку, убрала ли из печки чугун и поставила ли к печке ухват.
Очень удивил меня, мальчика, приехавшего в Кадомскую глубинку, село Кочемирово, из далёкой Сибири, и такой диалог кочемировских женщин:
- Акулина! Ты мост помыла?
-Помыла! А ты?
- А я ещё не мыла. Пойду, помою.
Думалось мне тогда: "Странные тётки! Зачем им мосты мыть?" (В Кочемирове было два моста через овраг: маленький, пешеходный, и большой, для машин и тракторов.) Я не знал в ту пору, что мостом в Кочемирове называют пол в сенях или веранде.
Кочемировские мужики времён моего детства ездили не на велосипедах, а на лисапедках ( так называла велосипед нянька моей младшей сестры тетя Маша). Жители спешили за только что привезённым хлебом не в магазин, а в магАзин. И бегали не бегом, а бЁгом, если была в том нужда.
Цветная местная речь!... Пителинская бабушка моей жены, дожившая до девяноста трёх лет, ходила в огород не за огурцами, а за игурцами. Свежие пителинские игурцы были очень хороши в салате! Баба Вера была убеждена в том, что в речке, неподалёку от мостика, живёт русалка, у которой собаки разорвали сына-русальца, пойманного в бредень мужиками.
Многое уходит со стариками... Вместе с народными говорами (диалектами) уходит традиционный быт, наивная непосредственность восприятия, изобразительно-выразительная сторона народной речи утрачиваются. Получив массовый язык, люди, конечно, стали лучше понимать друг друга, но детская вера в чудесное исчезает... Нет больше русалки в реке у мостика, да и мостика нет, потому что никто не ходит на ту сторону речки доить совхозных коров: коров нет, и совхоза нет...
Думаю, что важно сегодня сохранить диалекты хотя бы в книжном или газетном вариантах, пока помнят о стариках их дети и внуки. Забытая речь и забытая жизнь - это одно и то же. Нет истории, нет прошлого там, где пренебрегли своими корнями. А если нет корней, нет исторического прошлого, то и защищать нечего. С кем тогда ассоциирует себя человек? За что и за кого он борется? Как щепка в реке, плывёт по течению неизвестно откуда, неизвестно куда.
Народные слова и выражения, народные песни, загадки и пословицы - то золотое зерно, без которого скудеют сегодня "телевизионные поля". Надо, чтобы народное в большей степени звучало со сцены и экрана. Учиться языку у народа - задача каждого, кто имеет отношение к речи, как предмету профессиональной деятельности. Не случайно о гениальном Есенине сказано, что был он подмастерьем у народа-языкотворца. В этом заключена причина гениальности поэта.
Люди, берегите родное русское старинное слово!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев