7. О том почему все-таки 112-ая стрелковая дивизия оказалась под Краславой и о некоторых нюансах ее выдвижения. 27 июня 1941 года.
27 июня 1941 года ставкой главного командования наконец ставится задача 22-ой армии, в которую входила наша 112-ая дивизия, оборонять рубеж по Западной Двине от Краславы до Витебска. Заметим, что произошло это в то время, как передовые части дивизии уже сражались под Краславой.
Прежде чем приступить к описанию боев 112-ой дивизии хотелось бы еще раз остановиться на ряде важных моментов, а именно условий выдвижения дивизии и ее численности. До войны 112-ая стрелковая дивизия содержалась по шеститысячному штату и лишь с выходом в летние лагеря было призвано 50% приписного состава, то есть численность дивизии составляла около 8500 бойцов и командиров. Напомню, штатная численность стрелковой дивизии РККА того времени около 13500 человек, а гитлеровской пехотной – около 16000 человек. Остальные 50% приписного состава в дивизию во время воны так и не попали. Это для понимания соотношения сил сторон при описании боев лета 1941 года.
В ходе организации частей дивизии возникали проблемы со снабжением их питанием, транспортом и горючим. С питанием проблему решили не сразу по ходу марша людям порой приходилось голодать. Со снабжением техники горючим справились, распечатав резервуары склада горючего №598 в Дретуни. Начальник склада категорически не хотел давать топливо без разрешения из Москвы, пришлось начальнику АБТ 51-го корпуса лично приехать с бойцами на склад и приказать: если не будет отпускать горючее – силой убрать его, а горючее взять, организовав охрану и учет выданного.
Не хватало транспорта, машины из народного хозяйства по мобилизации прибывали в дивизию не сразу, а те что привозили часто были с негодно резиной, приходилось отправлять их обратно. Западнее Дретуни эшелоны прибывавшие из глубины страны уже не пропускали и они скапливались на станции. В какой -то момент прибыло несколько эшелонов с новенькими грузовиками ЗИС-5. Командование дивизии вынуждено было на месте решить вопрос с автотранспортом: новые ЗИСы сгрузили с эшелонов, передали частям и тылам дивизии. Так удалось организовать снабжение, подвезти к вышедшим на запад частям военное имущество, боеприпасы. Некоторые калибры орудий таким образом удалось обеспечить по 5 – 6 и более боекомплектов снарядов, что заметно повысило боеспособность войск.
Были проблемы с тягой для тяжелой артиллерии. Так 3-ий артдивизион 449 гаубичного артполка прибыл на станцию Дретунь не имея тракторов для буксировки 152 мм гаубиц. Тогда из штаба артиллерии 22-ой армии пришел приказ снабдить дивизион вместо артиллерийских тягачей обыкновенными грузовиками ЗИС-5. Машины с задачей справились, а орудийные расчеты были очень довольны: все имущество возится при орудии и шума при движении и смене позиций на много меньше, чем от трактора.
Теперь о причине появления 112-ой стрелковой дивизии под Краславой, неприбытия в дивизию оставшейся половины приписного состава и появления на станции Дретунь большого количества новеньких грузовиков.
В конце июня 1941 года в Полоцке ожидался проход от фронта на Невель «героической» 179-ой территориальной стрелковой литовской дивизии. Так 28-го июня в 13.00 в штаб 22-ой армии проходит из Полоцка такая телефонограмма: «…Литовская дивизия, находящаяся в районе Ореховно – старая граница в направлении Полоцк подверглась бомбардировке авиацией противника, после чего завязалась между собой ружейная и пулеметная перестрелка. Майор Егоров». Затем вечером в 20.50: «Говорит полковник Дэви. Только что прошла Литовская (дивизия) Ветрино. Подверглась бомбардировке авиацией. Часть выступила на машинах, а остальной части пехоты я подаю эшелон на станцию Фариново для перевозки в Невель и прошу разрешения оставить мне на усиление УР все 45-мм (орудия) этой дивизии…»
На следующий день по линии НКВД командир Полоцкого боевого участка Зыгин получает приказ встретить 179-ую территориальную стрелковую литовскую дивизию, которая оголила фронт, чуть не перестреляла друг друга из-за того, что в ней половина людей оказалась за советскую власть, а половина за Гитлера. Надо помнить, что в РККА таких "дивизий" было далеко не одна (две литовские, две латышские и две эстонские) - это к вопросу, почему немцы где-то на границе не могли продвинуться ни на шаг, а где-то проходили через советские боевые порядки, как нож сквозь масло. Именно из-за дезертирства и порой предательства части бойцов и командиров этих дивизий, в сущности, и рухнул Северо-Западный фронт РККА, что привело к быстрому прорыву гитлеровских войск в Вильнюсу, Двинску (Даугавпилсу)… Поэтому и оказалась наша 112-ая стрелковая дивизия под Краславой, где ее пыталось использовать наше командование для ликвидации гитлеровских плацдармов у Двинска (Даугавпилса), чтобы стабилизировать фронт по реке Западная Двина. Опрометчиво было нашему высшему руководству верить до войны «в пролетарскую сознательность» и в то, что, к примеру, латышские солдаты и офицеры еще в 1940 году проводившие совместные учения с гитлеровцами, в 1941 году станут биться за советскую власть… Позже спустя месяц в 179-ой дивизии выведенной к Невелю уже не останется литовцев, это будет уже совсем другая дивизия, во многом собранная из того пополнения, которое не дополучат полки наших нормальных дивизий, в том числе и 112-ая…
Для обеспечения вывоза литовцев из Полоцка Зыгину обещали прислать транспорт. По линии НКВД в то время все решалось очень оперативно и новенькие ЗИСы прибыли в Дретунь. Правда к этому времени 179-ую дивизию уже вывели к Невелю, но зато эти грузовики очень помогли нашей 112-ой стрелковой дивизии решить проблемы со снабжением своих войск. Кстати, чуть позже подобным же образом и наша 174-ая стрелковая дивизия, оборонявшая Полоцкий укрепрайон, обзаведется грузовиками, которые будут высланы на станцию Дретунь для встречи остатков 11-ой армии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1