(восстание язычников)
Терюшевское восстание 1743—1745 годов — восстание, происходившее в Терюшевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии.
Одно из самых трагических происшествий в истории Нижегородского края - Терюшевское восстание - произошло в годы очередной волны ужесточения государственной религиозной политики. Церковь вероломно покусилась на самое свЕтое свЕтых любого народа - свЕщенную память его предков - ответ на что последовал незамедлительно.
В Петербурге решался вопрос о переносе всех "неправославных" храмов с Невского проспекта на окраины города; жёстче взыскивались со староверов двойной оклад и штрафы за бороду. Впрочем, религиозная политика правительства проводилась в духе «кнута и пряника»: высочайшими указами 1740—1741 годов повелевалось новокрестившимся выдавать кресты и деньги, а главное — все добровольно принявшие "православие" освобождались от подушной подати, рекрутских сборов и поставок провианта в армию на 3 года, а указанные платежи целиком перекладывались на ещё "некрещёных», «иноверцев». А уж с них-то взыскивали с "наикрепчайшим и всевозможным принуждением".
((Эрзя́не, э́рзя (эрз. Эрзят) — этническая группа мордвы, народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам.
Мокша́не, мокши (мокш. мокшет) — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви; иногда выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами))
18 мая 1743 году Димитрий Сеченов, епископ Нижегородский и Алатырский, объезжая епархию "по должности пастырской", прибыл со свитой в новокрещёное село Сарлей (Успенское), где собирался отслужить литургию. У церкви он увидел древнее эрзянское языческое кладбище с деревянными намогильными срубами, «аки на поругание святая церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идололаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далних мест, таковые некрещены приносят скверный жертвы кличем и плясками» что весьма богопротивно и...правилами святых отец...и указами запрещено»». Входя в церковь, епископ Димитрий приказал своим служителям сварить пищу, а на дрова взять с кладбища "'поставленные на могилах колья, которых и созжено десятка с три", а остальные надмогильные памятники — те же колья и струбы—"велел было зжечь" для "истребления таковых богопротивных и душевредных суеверствиев".
По выходе из церкви местные священнослужители сказали епископу: "Опасно де вашему преосвященству здесь стоять, понеже де мордва советует вам учинить зло". Для предосторожности Сеченов известил об этом управляющего вотчиной князя М. Баратаева, а сам выехал далее в деревню Сескино. Но едва он проехал полверсты, как дорогу ему преградила возмущённая толпа "некрещеных идололаторов", которые, "закричав своими воровскими ясаками" учинили на его обоз "разбойническое нападение" и обратили в бегство назад в Сарлей, где "в овраге коляски переломали и людей многих повредили ". Захватив в погоне сарлейского дьячка Петра Борисова, некрещенцы били его "смертными побои, которой и остался у них замертво ". Нападавших было до 500 человек, мужчины — с ружьями, стрелами, рогатинами и дубьём, а женщины и дети—"все с палочьем». Они нагрянули в Сарлей, где в течение 3-х часов "штурмовали" обоз и свиту епископа. Архиерейская прислуга и жители оборонялись, но устоять под таким натиском не могли. Перепуганный епископ поначалу "схоронился было в церковь", но потом, услышав крики и угрозы церковь сжечь, а его самого—побить до смерти", «убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнической, и сидев в погребе, готовился к нечаянной смерти".
Сеченова и его свиту спасли от неминуемой гибели жители из села Константинова и других "православных" селений; а вот приехавший в Сарлей из Терюшева управляющий князь Мелхиседек Баратаев хотя и эту "бедственную брань" "доволно видел", но мер никаких не принял; мало того, когда обыватели его просили мятежников переловить, а ружья у них отобрать, он делать этого "не велел, а оставил тех всех злодеев просто».
Под охраной проводников из местных христиан епископ отправился в дальнейший путь «с немалым от оных воров страхом и опасностию». Епископ потребовал от губернских властей разыскать всех виновных, их "потатчиков и поноровщиков" и наказать "без упущения и ослабы", некрещенские кладбища "все зжечь" а их самих переселить подальше от церквей и "православных" прихожан, а "идолския жертвы" и "бесовские игралища" воспретить.
Димитрий Сеченов, не надеясь на решительность местной власти, запросил у Синода указ, которым бы упрямых "идололаторов" за нанесённые ими ему и церкви обиды "В НЕВОЛЮ КРЕСТИТЬ, КАК ТО ИЗДРЕВЛЕ В НАЧАЛЕ РОССИЙСКОГО КРЕЩЕНИЯ ВО ДНИ.... КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА НЕОДНОКРАТНО БЫЛО". Всем, кто пожелает креститься, вину их "оставить им без наказания", а с "потатчиками и поноровщиками" поступать по законам.
И 7 июля 1743 года Святейший Синод постановил: терюшевским некрещенцам "накрепко запретить" всякие угрозы, обиды и разорения церквей и духовенства, а их "богомерзкие и идолопоклоннические" кладбища "раззорить и з землею сравнять и имеющаяся на тех кладбищах колья и с трубы и протчее собрав, зжечь, дабы никакова знака, кто где зарыт, не осталось"; впредь некрещёных у церквей не хоронить. Участников нападения и князя Баратаева— арестовать, последнего от управления волостью отстранить. Нижегородской губернской канцелярии и лично губернатору провести строгое расследование с тем, чтобы "злые поступки" виновных "пресечь и унять".
Сеченов и Друцкой послали для увещания и крещения терюшевцев опытного проповедника архимандрита Свияжского Богородицкого монастыря Сильвестра Головацкого. Ему предписывалось желающих — крестить, а нежелающих "не принуждать и оставлять свободных для взятья к следствию". Выбор был невелик и немногие, "устрашася за учиненные свои продерзости" наказания, "сами просили" креститься, и Головацкий "по их желанию" окрестил до ста человек. Остальные - а их было огромное большинство - по-прежнему были дерзки и непокорны. Подстрекаемые "разсвирепевшими" волшебниками (волхвами), они ни видеть, ни слушать архимандрита не захотели, а расставили по лесам и дорогам свои караулы, так что Головацкий "от противников в осаде насиделся".
Причины такого "свирепства" станут понятны, если учесть, что архимандрита сопровождала команда в 180 солдат во главе с капитаном (фамилия не указана), о которой лишь вскользь упоминает Сеченов. Каратели «мордовские кладбища в шести деревнях и при тех кладбищах лес и деревья со пчёлами, не дав хозяевам выбрать, пожгли без остатку, а оставшее они, дожигатели, ростащили по себе, да капитан- де ездил по деревням и мордву для неволного крещения сыскивал и возил под караулом под шпагами и у мордовских жён косы обрезывал, также и всякую домашную рухледь, денги, холсты и овчины и протчее обирали».
Царское правительство вместо того, чтобы прекратить насилие, издало указ, согласно которому должен был осуществляться новый рекрутский набор эрзян. Спасаясь от карателей, крестьяне бежали в леса и организовывали повстанческие отряды под руководством новокрещена из села Большое Сескино Несмеяна Васильева (по прозвищу Кривой). В свЕщенной роще у села он объявил население своей волости свободным от обязанностей перед помещиками и властями.
Под его руководством повстанцы нанесли поражение царским войскам у деревни Романиха и Борцово. В волость были направлены гренадерские и драгунские подразделения под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера. Отряд Юнгера вступил в деревню Лапшиху. 26 ноября 1743 года началось сражение, в результате которого плохо вооруженные повстанцы были разбиты: эрзян было убито 74 человека, ранено 30, взято в плен 130 человек.
Несмеян Васильев был приговорён к сожжению, его сподвижник, бурмистр деревни Клеиха Пумрас Семёнов — к смертной казни. Императрица Елизавета Петровна указом от 15 июля 1744 года заменила смертную казнь вечной каторгой в Сибири. Жестоким наказаниям подверглись остальные руководители и повстанцы (282 человека). К середине 1745 года были подавлены последние вспышки Терюшевского восстания.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
а село мордовское Арманиха, где живу, вот убежал в болото эрзян Арман и пошла деревня,
Благодарю за повесть, очень интересно было прочитсть
И Терюшино есть малое и большое, и Сеськино тоже
Мужик пашет а Поп пляшет