.... В городе христианство постоянно напоминало о себе - церквями, колокольным звоном, необходимостью постоянно общаться с церковнослужителями. В сельских же поселениях Новгородской земли православие было осознано как религия лишь к XIV в., когда повсеместно начали строиться монастыри, сельские церкви, и христианство пошло вширь, охватывая дальние территории. Знаменательно, что сельское сословие на Руси, сохранившее нетронутыми языческие традиции в быту, начало называть себя «хрестиане» — крестьяне только в конце XIV в. До этого времени крестьяне четко разделялись на «смердов», «сирот», «исполовников» и т.д. К XV в. все бывшее разнообразие объединяется в одном названии - «крестьяне».
Говоря о христианизации Новгородской земли, не следует забывать о многонациональности ее населения. Финно-угорское население приняло православие гораздо позднее славянского. Известно, что территории Водской и Обонежской пятин, то есть район формирования племенного объединения карелы, еще в XVI в. оставался языческим, о чем пишет архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий в 1534 г. в письме Ивану Грозному: «Слышав... прелесть кумирскую около окрестных градов Великого Новаграда: в Вотской пятине, в Чуди и в Ижере и около Ивангорода, Ямы града, Корелы града... и по всему Поморию Варяжского моря... Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение - во всей Русской земли скверные молбиша идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле и во многих русских местах... скверные молбища идольские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича... Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера. И проста рещи - всей твари покланяхуся яко богу и чтяху и жертву приношаху кровную бесом - волы и овцы и всяк скот и птицы...».
Таким образом, до начала XVI в. в Водской пятине проживали финское население, чья культура в корне отличалась от православной традиции. Это были настоящие язычники, у которых существовал институт жрецов-арбуев. Архиепископ Макарий направил в Вотскую пятину священника Илью, предписав ему собирать всех христиан и всем им «те скверная молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи». В ходе крестового похода разрушались языческие храмы, вырубались и сжигались
священные рощи, бросались в воду почитаемые камни, а также проводилось крещение еще не крещеных. Но культ деревьев и камней имел под собой, в понимании даже православных крестьян, вполне реальную основу, которую невозможно было уничтожить. По верному замечанию исследователя народных культов М.В. Шорина, люди, почитавшие камни, не считали себя «плохими» христианами. «Простонародное и церковное понимание христианства сильно разнились между собой. Камни, традицию почитания которых церкви удалось прервать, как объекты «идольского служения», попали в категорию «нечистых». Однако искоренить поклонение камням так и не удалось, и постепенно происходит слияние древней традиции с христианским культом святых мест. Некогда языческие культовые объекты включаются в систему христианского почитания и, как правило, обрядовые действия у них исполняются в соответствии с христианской религией». Но даже в тех случаях, «когда обрядность была приближена к христианским нормам, в ней сохранялись элементы, унаследованные от эпохи язычества и прежде всего, это касается жертвоприношений...».
Источник:
Кузмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV – XV вв. Диссертация на соискание уч. ст. к.и.н. В. Новгород, 2007.
Картина:
"Леонтий Ростовский проповедует язычникам." /2008/
Худ. Е. О. Моргун.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3