Речь идет об уровне, позволяющем обеспечивать финансирование проектов газификации и крупных инвестиционных проектов.
Об «экономически обоснованных тарифах» в «Газпроме» говорят не в первый раз, однако теперь эти слова имеют иную окраску. Ранее компания отправляла более трети объемов добытого газа на экспорт, причем значительная часть его уходила на рынок Европы, премиальный для поставщиков. Европейские страны приносили основной доход «Газпрому», что позволяло ему держать низкие цены на российском рынке. Это была социальная нагрузка на компанию, как и работы по газификации страны. Взамен у «Газпрома» была монополия на трубопроводные поставки газа за рубеж.
Монополия сохраняется, но европейский рынок фактически закрыт для российского трубного газа, поставки упали с 155 млрд кубометров в 2021 году до 32 млрд кубометров в 2024 году. В этом году после перекрытия транзита через Украину, по-видимому, снизятся до 15-16 млрд кубометров. Поставки в Турцию и Китай не настолько прибыльны, по независимым оценкам, они идут по ценам в 2 и больше раз дешевле, чем прокачка газа в ЕС. Поставки в страны СНГ еще менее рентабельны. Если несколько лет назад разговоры о рыночном ценообразовании на внутреннем газовом рынке воспринимались как рассуждения об отдаленных перспективах развития, то сейчас речь идет о насущном, без чего работать дальше будет проблематично.
В «Газпроме» и в правительстве неоднократно говорили о необходимости двигаться в сторону либерализации цен на газ. Сейчас газ - последний товар в России, который подвергается прямому государственному регулированию цен. Если говорить о достижении экономически обоснованного уровня тарифов, то это предполагает их рост в разы. Причем для населения они вырастут гораздо сильнее, чем для промышленности. Но сейчас нет возможности для резкого роста цен на газ по сравнению с теми темпами, которые уже взяло правительство, так как это станет дополнительным шоком для экономики.
Это одно мнение. Его представляют довольно мощные аналитические институты, но среди экономического сообщества России их считают чрезмерно либеральными.
Другая не менее уважаемая часть экспертного сообщества указывается, что тарифы на газ в стране и так растут. С 1 июля 2025 года цены на газ для всех категорий потребителей, включая население, будут проиндексированы на 10,3%. Для электроэнергетических предприятий и ЖКХ рост цен составит 21,3%.
Согласно базовому сценарию ЦБ, инфляция в стране в 2025 году должна снизиться до 4,5-5%, то есть цены на газ и так могут вырасти в 2-4 раза выше уровня общей инфляции. А рост цен на газ как на базовый энергоресурс толкает вверх и показатели самой инфляции. Более того, подорожание ключевого энергоносителя - мощный тормоз для роста промышленного производства.
С другой стороны, остается вопрос, ради чего затеян весь этот «сыр-бор» с тарифами. У «Газпрома» несколько крупных проектов, которые требуют значительных денежных вливаний, среди них газификация регионов. В 2024 году на эти цели была выделена рекордная сумма 270,3 млрд рублей. Среди расходов кампании также затраты на сооружение «Лахта-центра» 120 млрд рубулей, строительство туристического кластера «Горская» - 210 млрд рублей.
Финансовые итоги компании за 2024 год неизвестны, но за три квартала чистая прибыль «Газпрома» составила 989,9 млрд рублей. Проблема в том, что помимо газификации у компании есть множество других проектов и обязательств. К примеру, объединить сначала восточные газотранспортные системы (ГТС) страны, а потом соединить западную и восточную ГТС. Есть уже строящийся комплекс переработки газа в Усть-Луге. Кроме того, согласовано строительство «Дальневосточного маршрута» - газопровода в Китай мощностью 10 млрд кубометров в год, который планируют запустить не позднее 2027 года и еще несколько менее глобальных экспортных проектов, а также избыточная транспортная инфраструктура.
Все эти проекты важны для экономики всей России, а не отдельно взятой компании. От их реализации будет зависеть не только будущее газовой отрасли, но и экономический рост страны, уровень и качество жизни людей в регионах. Другой вопрос, насколько правильно переложить всю нагрузку на население и бизнес…
Цены на газ остаются регулируемым параметром. Поднять тарифы возможно быстро, но нужно понимать, что это вопрос, имеющий в качестве предпосылки не только экономическую обоснованность, но и социальную составляющую. Основная нагрузка будет перекладываться на конечного потребителя. И пока была возможность субсидирования цен за счет высоких экспортных доходов, придерживались именно этой позиции. В текущей ситуации, скорее всего, индексация цен выше уровня инфляции продолжится, но делать это будут планомерно. Так, повышение будет соответствовать текущим темпам индексации 11-12% в год.
В России также сильна партия сторонников пересмотра расходов «Газпрома». Концерн баснословные деньги вкладывает в медиасферу, на оплату непомерных по российским меркам зарплат топовых чиновников, административные расходы и т.д. Где затянуть пояса кампании есть. Это не решит глобальной проблемы падения доходов, но все-таки отличная возможность для оптимизации.
Что касается ПМР и Молдовы:
Во-первых, расходы «Газпрома» на нашем направлении не выбиваются в пределы статистической погрешности. Здесь переживать не о чем.
Во-вторых, между российскими корпорациями есть определенная степень взаимоподдержки, поэтому газ на МГРЭС будет идти при любой возможности.
В-третьих, «Газпром» и Европа не могут не планировать восстановление торговли газом через территорию Украины.
Проблема в политическом классе Украины и бюрократии Европейского союза. Для глобальных игроков проблема решаемая, и в этом направлении уже кое-что делается. Например, США исключили из своей международной повестки брюссельских чиновников, предпочитая им контакты с национальными правительствами Европы. Для политиков Украины также заготовлены некоторые меры. Самый действенный – это выборы президента и депутатов Верховной рады. Кроме того, история знает и другие методы решения проблемы с неугодными и несговорчивыми, куда более радикальные…
Эксперты думают, что Молдова и ПМР в рамках украинского кризиса обсуждаться не будут. Наш регион станет пунктом глобальной сделки между Вашингтонов и Москвой. Миру нужная новая система безопасности, двусторонних контактов и стабильная финансово-экономическая система.
Множество фактов подводит нас к тому, что текущие механизмы снабжения берегов Днестра – временные. В перспективе статус кво будет восстановлен. Проблемы в сроках и амбициях отдельных персоналий…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев