Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1–7 дней попразднства. Сказание о Сретении Господнем В изложении святителя Димитрия Ростовского
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа,
и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная
Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в
Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для
исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во первых, по
рождении очиститъся чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез
иерейскую молитву, – и во вторых, нужно было поставить пред Господом
первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою
(Лев.12:7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у
которого в книгах о законе очищения матери пишется так: «Если женщина
зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в
восьмый же день обрежется у него краиняя плоть его: и тридцать три дня
должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна
прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни
очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести
однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву
за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт
двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в
жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев.12:7-8,
12:2-4). А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе
так говорится: «Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу)
перворожденного, разверзающого ложесна» (Исх.13:2)[1]. И в другой раз:
«Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх.22:29). Это требовалось за то
великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских
первенцев, пощадил Израильских (Исх.11:5-7). Посему израильтяне
приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как
должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе
установленною ценою, которая называлась «выкупным серебромъ», и
отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в
четвертой книге Моисея (Чис.3:49-51). Установленная же цена выкупа
состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный
сикль имел в себе двадцать пенязей[2]. Исполняя сей закон Господень,
Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя
и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная,
пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без
болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны,
свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую
Источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее,
как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не
повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода
благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос
произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл.
Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не
портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и
Солнце Правды – Христос. И дверь естественного рождения, чистотою
запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин
кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее
чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным
светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для
Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить
его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого
порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею
нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с
нечистыми женами пред дверьми храма Господня, – и требовать очищения, не
гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые,
приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие
двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и
любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного
волхвами (Мф.2:11), Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим,
удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив
упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с
ними принесла и Своего первородного Младенца. «Принесли Его в
Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лк.2:22) – говорит
Евангелист Лука, т. е. возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем
написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна,
должен быть посвящен Господу (Исх.13:2). Держа на руках Своих
Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с
глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала
Младенца Богу, говоря: – Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого
Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его
родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении
лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом
Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня
происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и
собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя
сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты
веки сотворил (Евр.1:2), и с Которым вместе свету возсиять повелел:
приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо,
основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына,
Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как
Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию,
принятою от Меня. Произнеся сии слова, Она отдала Свое
драгоценное Чадо в руки архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая
Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал закон,
установленною ценою, – пятью священными сиклями, число которых как бы
предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на
кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы
вражией[3]. В то самое время, когда Матерь Божия принесла
младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного законом обычая, в
храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и
благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с
пришествием Мессии[4]. Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается,
ибо скипетр перешёл от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца
патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не
приидет ожидание народов, Христос Господь (Быт.49:10). Точно также
окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, по
пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и самому
святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем
он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на
Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь
с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия,
поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным
страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как
лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь: «Ныне отпущаеши
раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». «Не имел я, –
как бы так говорил он, – мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все
дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я
получил Дар, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною
вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и
Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам,
неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и
отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе –
Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов,
успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое,
уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для
рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых
Божественных Таин, – Свет, воссиявший для прославления людей Твоих
Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: «Дам Сиону
спасение, Израилю славу Мою» (Ис.46:2). Иосиф и Пречистая Дева,
слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели,
что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к «Ветхому
днями»[5], и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу,
имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной
жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к
ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и
человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть
служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не
к Иосифу – ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, –
Симеон произнес: – Сей послужит на падение и возстание многим во
Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на
возстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его, – на
падение книжникам и фарисеям, ослеплённым злобою, на возстание простым
рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего
посрамит, – на падение ветхозаветного иудейского соборища, и на
возстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для
пререканий[6], ибо великий раздор произойдет в людях изъ-за Него: одни
назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат
Его, – по слову пророка Иеремии, «как бы целью для стрел» (Плч.3:12);
повесив на крестном древе, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В то
время, безмужная Матерь, – продолжал старец, – душу Твою пройдет оружие
печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына
Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать
из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни. Здесь же в
храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она
была вдова, уже сильно состаревшаяся, – ей было восемьдесят четыре года;
-она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила
Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу
день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о
принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в
Иерусалиме[7]. Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в
сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об
Отроке. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме
известили Ирода царя[8]. Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать
Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже
Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой
Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое законом,
не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет[9], а
оттуда быстро скрылись в Египет (Мф.2:13-14). Отрок же возрастал, и
укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на
Нем (Мф.2:40). Празднование Сретения Господня установлено в
царствование Юстиниана[10], ранее же, хотя Сретение Господне и
воспоминалось в Церкви[11], но торжественно не праздновалось.
Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник, как
Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками.
Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства.
В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ея, в течение трех
месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так
что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти
тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без
погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и не кому было погребать самих
господ. А в Антиохии[12] к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и
другая казнь Божия – страшное землетрясение, от которого попадали все
большие дома и высокия здания и храмы, и погибло много народа под их
стенами; в числе погибших был Евфрасий[13], епископ Антиохийский,
задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное
время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено
было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим
Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня
Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со
всенощным бдением и исхождением с крестами[14], смертоносная язва, мор и
землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию и по молитвам
Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от Нее Христом Богом да будет
честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев