По замечанию В.Ф. Миллера «теперешнее название Нæуæг бон — новый день — ведет свое начало вероятно со времен раннего христианства, с январского нового года, так как едва ли можно предположить, что древние предки осетин вели новый год с января. К этому времени домашние хозяйки готовят из пшеничной муки лепешки в виде фигур людей, животных и разных предметов. Большая именуется деда, а другие лæппынтæ. Приготовляются также лепешки с сыром, под названием БАСЫЛТӔ. По авторитетному мнению проф. В.И. Абаева названия этих видов ритуальной выпечки связаны с раннехристианским влиянием праздника св. Василия, который совпадал с новогодними днями."
Кандидат исторических наук профессор Вилен Уарзиати.
P.S. На фото: скрин из "Историко-этимологического словаря осетинского языка" Том I, стр.239-240, в котором академик В. И. Абаев изложил статью о "Басилтӕ".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1