В конце 2022 года проект Теньгушевской районной газеты Республики Мордовия «Примокшанье» стал победителем в специальном грантовом конкурсе АНО «Институт развития интернета» для региональных СМИ на создание социально значимого онлайн-контента. Проект «Герои нашего села» направлен на привлечение внимания общественности к людям, живущим на сельской территории.
В 2017 году Марина Перфильева и Марат Беляков переехали из Казани в Теньгушевский район, в самобытное мордовское село Шокшу. И вот, спустя шесть лет, незаметно для себя самих переселенцы стали главными двигателями внутреннего туризма в районе, создателями бренда сырных деликатесов «Мардарика» и руководителями кооператива «Мардарика-Шокша». Настоящими героями села, о которых говорят с экранов федеральных и региональных телеканалов.
Из Казани – в Шокшу
Марине и Марату часто за это время приходится рассказывать, почему они решили переехать из города-миллионника в село.
- Многие говорили: «Ну, наверное, у вас в городе дела шли не очень, раз вы сюда приехали». А вот как раз и нет. У нас была стабильная работа, жильё, - рассказывает Марина.
Она – тележурналист со стажем. Есть среди заслуженных наград и статуэтка «Тэфи» – за лучшую новостную программу на региональном канале в Нижнекамске. Марат – психолог по образованию, больше 16 лет работал в специализированном психодиспансере для заключенных.
- Всё было хорошо. Я уже ушла с телевидения - оно всё-таки для молодых. Устроилась редактором университетской газеты с выпуском номера раз в месяц. Ходила на работу раз в неделю. Почему бы не жить…, - вспоминает Марина. - Но однажды мы подумали: ведь так будет и через 5 лет, и через 10, и через 20… И захотелось что-то изменить. Если бы были из деревни - нам бы, наверное, захотелось в город. А так нас, городских, потянуло к природе. Мы съездили на Алтай, познакомились с переехавшими семьями. И решили присмотреть какое-то жилье. Стали искать. Но на Алтае все земли уже распроданы. И во многих местах такие цены – не подступишься. И вот случайно в соцсетях наткнулись на сообщения Дмитрия Шиндакова, бывшего тогда главой сельского поселения, с его домиками в Шокше по 40 тысяч рублей. Мы созвонились, поверили и решились приехать. И не пожалели.
Бывшие горожане сразу выкупили участок. Сначала строить дом даже и не планировали. Мечтали о шалаше для экотуристов.
- Мы были идеалистами. Насмотрелись видео, где за лето строят дом. И решили, что и у нас так получится, - рассказывает Марат.
- Сейчас думаем, какие мы были глупые тогда, - смеется Марина. – Мечтали жить в шалаше, ходить босиком, собирать ромашки. Но тут нас нахлобучило.
Приехали мы весной. Наш участок далековато от деревни - везде распутица, вода. Хорошо, нам помогли найти домик, где мы могли пожить какое-то время. Затем переехали в другой. А потом, когда нас и оттуда попросили, прислушались к советам и купили своё жильё.
Маленький старенький домик на краю Московской улицы ожил вместе с новыми хозяевами. Одна изба, кровать, сделанная руками хозяина, печь, сложенная хозяйкой, стол… А ещё швейная машинка…. А что еще нужно для счастья и творчества? Оказалось, не хватало коз.
Козы и сыр
Переехав в село, Марина и Марат сразу завели хозяйство – курочек, гусей, и коз - хотелось пить натуральное полезное козье молоко.
- Мы вообще были поражены до глубины души, что некоторые деревенские жители не держат кур, вообще какую-то скотину. И даже зимой покупают кислую капусту в магазине. Как так можно? Мы же в деревне живём! - удивляются супруги. – Мы решили, что будем заводить всех, а там, как пойдет.
Хорошо пошло с козами. Спустя шесть лет на их подворье – 40 коз. Марина очень серьезно подошла к выращиванию животных, внимательно читала теорию, знакомилась с опытом других козоводов.
Молоко пили сами, но так как его было много, а местные жители козье молоко не очень жалуют, то пришлось думать, как можно переработать излишки. Интернет пришёл на помощь. Начали пробовать делать сыр. Сначала простой, но он тоже долго не хранился. А потом - маринованный в растительном масле, который и стал основным продуктом бренда «Мардарика».
Сначала на необычные деликатесы смотрели с подозрением. Марина угощала знакомых, пересылала в другие города. Затем стали приглашать на местные ярмарки. Потихоньку новость о переселенцах, перебравшихся в Мордовию, да к тому же занявшихся производством домашних сыров, распространилась не только за пределы района, но и республики. Вот уже сюжеты о шокшинских козоводах – в программе «Первого канала», регионального телевидения.
И вот уже появилась мечта создать настоящее сырное производство, оборудовать «сырный домик» - для приёма гостей и проведения дегустаций.
От самозанятых до кооператива
В 2021 году Марина и Марат решились поучаствовать в краудфандинговом проекте. Это была отличная возможность без всяких обязательств собрать необходимую сумму на оборудование «сырного домика», ничего не теряя при этом.
На крупной российской краудфандинговой площадке Planeta.ru супруги запустили проект «Мардарика: сыр в баночках, цех для деревни». Где любой желающий мог поддержать молодое производство – купить лот, а взамен получить и подарки – например, привет от козленка, или посылку от бабушки – набор сыров. За 2,5 месяца проект набрал запрашиваемую сумму и даже чуть больше. Главное достижение – сыр в баночках был протестирован на предмет спроса, и тест прошел успешно – люди оплатили предзаказ на сыр на 50 тысяч рублей. Марина полностью выполнила условия проекта – поэтому смогла воспользоваться собранными средствами – а это оказалось более 120 тысяч рублей.
Поняв, что сырная продукция востребована, а проект интересен людям, Марина решилась зарегистрироваться как самозанятая и заключить соцконтракт на открытие своего дела.
На выделенные в рамках программы средства в размере 250 тысяч рублей, они приобрели новое оборудование - сыроварню, мультиварки, электрический нагреватель. Одновременно подремонтировали фундамент, побелили стены в новом домике. Провели канализацию, обновили электропроводку. Благодаря реализации проекта на краудфандинговой платформе были закуплены производственные холодильники.
В 2021 году, во время своего визита в Теньгушевский район, Глава Республики А. А. Здунов отметил начинание семейной пары как перспективное и порекомендовал расширить производство с помощью средств государственной поддержки.
Да и сама Марина, как человек творческий и глобально мыслящий, уже задумывалась над тем, как сделать хорошо не только себе, но и селу.
Сельчанам известна проблема со сбытом излишков сельхозпродукции, полученной на личных подворьях. Решением стало создание в январе 2022 года сельского потребительского кооператива «Мардарика-Шокша». Поддержка районной администрации, грамотный бизнес-план и его успешная защита в Министерстве сельского хозяйства республики позволили Марине и Марату привлечь 4,5 миллиона рублей. На эти средства на базе нового кооператива в Шокше уже создано и скоро начнёт работать небольшое производство по переработке местного молока, мяса, яиц, растительного сырья в полуфабрикаты, консервы и другую продукцию длительных сроков хранения.
К январю 2023 года здание производственного цеха полностью отремонтировано. Совсем недавно было завезено оборудование – профессиональная коптильня, сыроварня, мультиварки, сушилка.
Цех уже начал работу. Но так как в зимний сезон молока её мало, работают с технологиями копчения. Одновременно выстраивают схему документации внутри кооператива и с внешними организациями, ведут приём в члены кооператива.
Марина надеется, что к летнему сезону будущие туристы уже смогут своими глазами увидеть процесс приготовления крафтовых сыров.
- Мы, люди городские, знаем, какую ценность имеют натуральные продукты с домашних подсобных хозяйств, и очень жалко, когда излишки людям некуда деть, и приходится их пускать в утиль, - говорят Марина и Марат. - Нужно, чтобы жители сёл района знали, что новое производство поможет не только со сбытом продукции, - кооператив может стать точкой роста для появления рабочих мест и развития села в сфере сельского гастрономического туризма. Нас в этих вопросах очень поддерживает руководство района и республики. А нам самим отступать некуда – за нами Шокша.
«Сказки Мардарики» в Шокше
Параллельно с созданием кооператива в прошлом году Марина и Марат стали участниками всероссийской программы «Вовлечение сельского населения в развитие туризма». В процессе участия в программе нашли партнёров и сформировали команду единомышленников вместе с представителями Темниковского заповедника, республиканского туроператора «Ветер странствий», представителями районной и сельской администраций. Между партнёрами было подписано соглашение и началась кропотливая работа.
В итоге проект вошел в число победителей. Уже с января этого года началось тестирование экскурсионного маршрута «Сказки Мардарики», чтобы летом запустить полноценные туры выходного дня в Шокшу. Конечно, пока идёт речь о турах, рассчитанных на летний сезон. Но в будущем планируем оборудование гостевых домиков. Чтобы приезжающие могли здесь не только пройтись по достопримечательным местам, но и переночевать в деревенской избе – бабушкином доме, как в старину, с настоящей печкой. Одним словом, прочувствовать деревенскую атмосферу. У городских жителей на это есть большой запрос.
Вот так простое увлечение сыроварением переросло в нечто большее. Не просто в семейное производство, а социальный проект по развитию сельской территории. Марина и Марат своим примером показывают, что если у вас есть мечта и вы искренне любите то, чем занимаетесь, можно добиться многого.
Ю. МИЛОВАНОВ, Ю. САЗАНОВА.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев