(почему казаки-народ)
"Вихрь времени ломал дубы - империи, и клены - царства, но степную траву он только пригибал к земле, и она вставала неповрежденной".
Лев Гумилев
Дон – земля присуждённая казакам Богом. Так казаки учат своих детей, передавая этот завет из поколения в поколения. Таким образом, казаки с детства твёрдо знают, что они хозяева на своей земле, которую им присудил Бог, и называют её Присудом. Да и для остальных народов России и зарубежья, слова «Дон» и «казачий» тождественны.
Свой Присуд казаки оберегали и отстаивали тысячелетиями в условиях постоянных войн и катаклизмов, на протяжении которых на Дон приходили и уходили народы, пытавшиеся его завоевать или становившиеся союзниками казакам и оставлявшие свой след в казачьей культуре; образовывались и разрушались империи, включавшие донские земли в свои владения; бесчисленное количество раз казаки становились заложниками интересов соседних правителей, царей, султанов и королей; неоднократно казаки воевали против Руси, Польши, Турции, вместе с тем неоднократно были и вместе с Русью, и с Польшей и с Турцией.
Но дарованное Богом может забрать только Бог. Пережив все империи и войны, всех правителей и врагов, все геноциды и сословия, казаки так и остались на своей земле, присуждённой им Богом.
Коренное население Донской степи
Кто же такие казаки? Письменных памятников о древности казаков очень немного, да и те разбросаны по разным мало изученным русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казаках весьма сбивчиво, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором было немало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в Черкасске в 1774 году.
Все попытки историков ответить на вопрос о происхождении казаков, сводятся к двум теориям: миграционная теория, где казаки называются людьми пришлыми; и автохтонная, где казаки рассматриваются как коренное население Донской степи.
Миграционная, так называемая «бегло-холопская» теория, до недавнего времени в России считалась общепринятой. Согласно этой теории, предками казаков были крепостные крестьяне, бежавшие от усиливаюшегося феодально-крепостного гнёта за границы русского государства, в Донскую степь, названную русскими авторами Диким полем. Эта теория была создана в середине XIX века для того, чтобы разрушить у казаков осознание своего происхождения от древних народов и внушить им, что их предки не самобытный, вольный народ, а беглые русские крестьяне и преступники. А вместе с тем внушить чувство вины и долга перед русским государством.
В 1815 году, по приказу Российского правительства, арестовывают известного историка Дона Василия Дмитриевича Сухорукова. При аресте конфискуют собранные им материалы истории Донских казаков. Затем отобранные материалы поручают изучить историку Броневскому и написать свою «историю», которая будет утверждать происхождение казачьего народа от беглых холопов и разбойников.
С 1837 года во все учебные заведения Российской Империи вводится преподавание этой заказанной истории и на ней воспитываются все последующие поколения. Одновременно с этим устанавливается полный запрет касаться подлинной истории казаков. С той поры воспитанники казачьих учебных заведений не имели никакой возможности изучать собственную историю, предания о которой сохранились лишь изустно, в казачьих семьях.
Тем не менее, попытки выявления истины не оставлялись и многие авторы, идя в разрез с навязанным общепризнанным мнением, проводили свои исследования. Так, Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» (т. IV) отмечает: «Откуда произошли казаки, точно не известно, но они, во всяком случае, древнее Батыева нашествия в 1223г. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар. К ним-то и бежали московские люди, притесняемые воеводами и помещиками…»
Если исходить из положений миграционной теории, то бежавшие за границы Русского государства средневековые русские крестьяне-земледельцы, не имевшие навыков ведения войны и набегов, должны были чуть не в миг сгинуть в степях Дикого поля. В 15 веке, с которого Карамзин отсчитывает начало бегства русских на Дон, весь наш край постоянно полыхал войной: остатки золотордынцев, ногайская орда, крымские татары, черкесы, грядущие из дальней Азии калмыцкие орды – все эти многочисленные и агрессивные группы не переставали воевать и кочевать по Дикому полю. Где и как было обустроиться вчерашнему крепостному и одновременно овладеть военным искусством, стать лихим наездником, мореплавателем, воином? Как вчерашние холопы - земледельцы могли стать той грозной военной силой, для борьбы с которой в середине XVI века искал союзников сам султан Сулейман I Великолепный – один из самых могущественных монархов того времени, правитель Османской империи и половины мира?
Таких прецедентов в истории нет. Для образования мощной воинской культуры требуется достаточно длительный исторический период. Казачий народ такую культуру имел издревле. Казаки отлично владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий на земле и на воде, они были одними из лучших наездников, обладали высоким умением сражаться в пешем и конном строю, могли совершать неожиданные набеги, брать штурмом города и крепости, держать оборону и на полевых укреплениях и на крепостных стенах.
Действительно в истории был период, когда русские крестьяне бежали от бояр на Дон. Но попадали они не в пустыню. Да и доходило до казачьих городков таких беглых немного. Можно поверить, что Робинзон Крузо (или его прототип) выжил на необитаемом острове и даже сумел отбиться от кучки аборигенов. Но как мог не погибнуть русский крестьянин, попавший в непривычную ему природную обстановку, в степи по которым кочевали воинственные народы, промышлявшие ловлей людей и продажей их в рабство? Невозможно ответить на вопрос: почему московское правительство, очень нуждавшееся в налогоплательщиках, допускало уход своих подданных за границу, если один конный отряд мог выловить сколько угодно безоружных беглецов? И наконец, для того чтобы из земледельца-пахаря превратиться в воина и охотника, нужно время и выучка. Очевидно, что на Дону имелись места, где пришелец мог спокойно привыкнуть к новым условиям и новому образу жизни. Казаки, вероятно нуждаясь в пополнениях из-за потерь в бесконечных войнах, принимали в свою среду единоверцев, обеспечивая им на первое время приют, выучку и безопасность от ногайских мурз и русских бояр.
Н. И. Ульянов, исследовавший историю казаков, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя самобытным народом.
От крови сарматской
Приверженцы теории автохтонного (коренного, местного) происхождения казаков считают их особым этносом, возникшим ещё в античную эпоху от смешения киммерийских, туранских, скифских, сарматских, аланских, хазарских, славянских и прочих племён.
История казачьего народа уходит корнями в глубокую древность. Казаки издревле жили в Донской степи, через которую проходили миграции в эпоху Великого переселения народов, создавая некий этнографический котёл, где встречались народы, языки и религии, оставляя свой след в формировании казачьего этноса.
Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов «От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить…»
Евграф Савельев в своём труде о древней истории казаков доказывает, что казаки, как лихие конники, с копьями и саблями - на суше и отважные мореходцы - на море, были известны, под тем или другим именем в глубокой древности, за много веков до Рождества Христова; что они обитали почти в тех же местах, которые занимают и ныне.
Название «Казак» произошло от скифского «Кос - Сак» – белый олень. Олень (елень) был тотемным (священным) знаком скифов. Начертание раненного стрелою белого еленя сохранилось в печати и гербе Донских казаков.
Основой казачьего народа считают хазар, осколка некогда великого туранского народа скифов. Автор Российских Четий Миней, опираясь на греческие источники пишет, что жители Приазовья «Коих греки козарами, римляне же газарами называли, был народ скифский». Названием «Казара», «Казарла» обозначали казаков и русские даже в недалёком XX веке. Так это название сохранилось за казаками и по сей день.
Христианство казаки приняли ещё в I веке от апостола Андрея, проповедавшего скифским племенам. Когда в 860 году св. Кирилл крестил хазар, христиан там уже было большинство. Это было скорее крещение нового народа новым именем.
Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от бродников, сформировавшихся от смешения хазар-христиан со славянами. Бродники населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи. Оба эти этноса враждовали между собою. Русь, опасаясь активности казаков, сделала свою ставку на половцев, по сути управляя их набегами на казачью землю. Потому бродники (казаки) поддержали монголов. Благодаря их помощи монголы ударили по половецким тылам и разгромили их.
С приходом монголов в 1223 году, казаки заключили с ними союз и бились против Руси на реке Калке, во многом обеспечив полный разгром обеих русских армий. Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все казаки оказались в границах Монгольской империи, сохраняя автономные права. Они сохранили язык, веру и политическое самоуправление, имели во главе своей Церкви епископа Сарайского и Подонского. Казаки представляли собой лихую непобедимую конницу в передовых завоевательных полчищах Золотой Орды.
Русские историки XVIII в. Татищев и Болтин говорят, что татарские сборщики дани-баскаки, всегда имели при себе отряды казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казаков ещё жил в них: слишком памятны были им их древние предания, связанные с многовековой борьбой с соседними народами за свободу и независимость.
После введения ханом Узбеком в 1337г. ислама как государственной религии Золотой Орды, в орде началась междоусобица. Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Дмитрия, разгромив в 1380 году войска Мамая на Куликовом поле.
После раскола Золотой Орды казаки сохранили войсковую организацию и оказались в полной независимости и от осколков былой империи - Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.
Московское царство с казаками установило дипломатические отношения через Посольский приказ (министерство иностранных дел), который вёл переписку через толмачей (переводчиков) т.к. язык, на котором разговаривали казаки того времени, русским мало был знаком. Это был язык славянский с большим добавлением туранских, готских и тюркских слов и оборотов речи, со своей уникальной фонетикой. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарским. Надо сказать, что остатки этого языка дошедшие до нас - это язык Донских казаков «Гутор», русским людям тоже мало понятен.
Впоследствии казаки использовались Московским царством в качестве наёмной военной силы в своих военных конфликтах и как естественный заслон от Османской империи достигшей пика своего могущества, но удерживаемой от продвижения на север лишь казаками, умудрявшимися не только оборонятся от натиска турок, но и победоносно атаковать их, устраивая постоянные погромы турецких владений. Сохранился ряд исторических документов того времени, с жалобами турецких султанов на казаков. Так крымский хан жаловался царю Ивану Грозному на донских казаков, постоянно совершающих набеги на земли ханства. Он требовал у царя усмирить своих подданных. Однако царь указал: «Казаки на Дону живут не по моей воли, бывают в войне и мире без моего ведома».
Скрепившись с Московским царством религиозными узами, и войдя в 1671 году в его состав, казаки расширяли и охраняли его границы в последующие периоды истории. Как справедливо заметил Л.Н. Толстой: «Вся история России сделана казаками». Благодаря казакам, небольшая и не влиятельная Русь приумножилась огромными территориями, укрепила своё влияние и стала могущественной Империей просуществовавшей два века.
Материал Афанасия Омельченко.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев