Наш соотечественник, кстати, профессор ЛГУ Владимир Пропп удивлялся:
«Общий вопрос, откуда происходит сказка, в целом не разрешен: подобно тому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы – сходства сказок по всему земному шару. Как объяснить сходство сказки о Царевне-лягушке в России, Германии, Франции, Индии, в Америке у краснокожих и в Новой Зеландии, причем исторического общения народов доказано быть не может?».
Прежде всего мы должны понять, что сказка берёт начало из мифа. Изначально не было учебников, были только учителя, которые передавали знания от человека к человеку, некоторое небольшое количество книг, которые были достаточно дорогие, сокровенные.
Поэтому многие мировоззренческие вещи передавались через мифы. Мифы пели сказители. И уже в своей поздней версии, фактически, выродившийся миф принимает форму сказки. Но часто он настолько упрощается, что ни сами сказители, ни несчастные дети, которые эти сказки читают, вот этих мифических корней сказок не осознают. Хотя они есть, и они достаточно интересные.
Начнём с самой простой вещи, известная нам невинная курочка Ряба. Вот, ну казалось бы, в позднем феномене язычества Дед и Баба... есть такие целые запевы: «Ой дид, ой лада, ой дед да баба». Дед и баба — это синоним Сварога и Лады, то есть пары существ, которые сотворяют этот мир.
Точно также в некоторых языческих источниках описывается легенда о том, как сначала нет ни земли, ни воды и на воде только плавает уточка. И эта уточка, она несёт некое мировое, вселенское яйцо, которое раскрывается и создаётся Вселенная. Но это поздняя мифология, достаточно упрощённая, деградированная. Но в самых разных традициях, начиная от греческой мифологии, где Вселенная понималась как заключённая в золотом яйце, и заканчивая ведической мифологией. Где, например, описано, что существует вселенское яйцо, Брахманда, золотого цвета, которое состоит из четырнадцати планетарных систем. Семь высших миров и семь низших миров. Это традиционная космогоническая схема. И таким образом некая птица, которая несёт золотое яйцо, которое разбивается — это коды мифологического сотворения Вселенной. Вот именно эти коды несёт на себе невинная сказка о курочке Рябе.
Далее Колобок. Колобок тоже такая сказка очень драматичная. Колобок катится-катится в конце концов гибнет в зубах Лисы. И надо помнить, что у славян не было полного соответствия астрологии современной, да? А многие обозначения созвездий были, что называется" зооморфными". То есть они соответствовали каким-то зверям. А что такое колобок? Колобок, так же как и блин в древней традиционной культуре — это символ Солнца. Поэтому ведические тексты говорят о том, что демон или змей Раху, он проглатывает Солнце и наступает затмение. Поэтому Колобок в сущности — это аллегория затмения Солнца. Когда Солнце идёт по разным созвездиям и в какой-то момент Лиса, она олицетворяется как Раху, глотает Солнце. Поэтому этот миф, он содержит коды происхождения солнечного затмения.
Дальше от сказок традиционных, мы можем перейти к сказке литературной. Мы знаем, что Пушкин создавал свои сказки на основе Арины Радионовны, которая выросла в народной среде. Сколько там Пушкина, сколько Арины Радионовны теперь уже не скажет никто. Но так или иначе в ряде его сказок мы находим очень концентрированное количество неких ведических кодов.
В «Руслане и Людмиле» это коды крупнейшей, вот две крупнейшие эпические поэмы на Земле — это "Рамаяна" и "Махабхарата". И в «Руслане и Людмиле» мы находим коды Рамаяны. Сюжет Рамаяны таков: злобный демон Равана, он прилетает в то место, где живут в изгнании царь Рама со своей возлюбленной Ситой, похищает Ситу. И Рама, сердце которого разбито горем, он отправляется на её поиски, в конце концов вторгается в царство злого Раваны, побеждает его и соединяется с Ситой. Вот таков сюжет Рамаяны.
Но если мы посмотрим в собственно сказочку «Руслан и Людмила», то мотивы такие же. Вот злобный Черномор, он похищает Людмилу. Руслан отправляется на его поиски и в ведическом мифологии существует два брата — это тот самый злобный Равана: могучий многоголовый демон, который может принимать облик человека, и его брат — Кувера. Кувера — это карлик, хранитель несметных сокровищ. И Веды описывают, что до того, как в райском краю Ланке, на острое Ланка поселился Равана, там находился Кувера, его младший брат, карлик. И потом Равана свергает своего брата Куберу, получает от него волшебную летающую колесницу, а Кувера, он отправляется в северные области и под землю сторожить сокровища. Поэтому в облике Черномора мы находим, такой старец, который сторожит сокровища, колдун, чародей, значительное количество Куберы, черт Куберы, брата демона Раваны. Самого Равану Рама мог поразить только особым оружием, особой стрелой. Его головы отрастали, как у Змея Горыныча. И точно также мы видим, что в «Руслане и Людмиле» Руслан может победить Черномора только особым мечом, который если вы помните он выковыривает, достает из под огромной головы.
Огромная голова — это другой древний код - сказания о великанах. Согласно ведическим представлениям, в прошлой эпохе рост людей, их продолжительность жизни была гораздо больше. Помните Библию: Патриархи, 900 лет Ной там жил и так далее. Поэтому гигантская голова — это также указание на наличие ещё более древних эпох. Когда существовали великаны, на ту самую Двапара-югу и более ранние эпохи.
Другая сказка, сказка о царе Салтане — это тридцать три богатыря. Из моря выходят тридцать три богатыря. Возникает логичный вопрос, почему их именно тридцать три, почему они выходят из моря? Веды объясняют, что существует глава войска богов, тот самый Индра (или у славян Перун), о котором мы говорили, и соответственно существует тридцать три главных бога, которые он возглавляет, а у них в подчинении находится ещё множество. Поэтому также существует такое понятие как символы инобытия. Инобытие — это значит "иное пространство, иной мир, иное измерение", пространство Богов. И какие символы инобытия вы можете находить в сказках? Во-первых, это нумерологические символы, то есть числовые. "Три девятое царство, три десятое государство", там седьмое небо. Во-вторых, это символы пространственные, например, тёмный-тёмный дремучий лес. Это значит уже пошло другое пространство. Пещеры, герой проваливается под землю: когда бы не происходили такие события, вы должны знать, что действие на самом деле происходит уже в ином мире. Поэтому "33 богатыря", которые выходят из моря, море — символ инобытия, это тридцать три бога материального мира.
Золотая рыбка. Среди многих воплощений Всевышнего, описано воплощение аватара, когда Всевышний приходит в форме зверей. Например, там, Курма в виде черепахи с горой на спине, кстати, в Хабаровске рядом с краеведческим музеем есть огромная черепаха каменная, а у неё на спине гора. Но в том числе есть Маться-аватара, в Индии она во всех храмах. Это воплощение Всевышнего в образе такой всемогущей Золотой рыбы. И в «Золотой рыбке» это каким-то образом оказывается.
Помимо собственно мотивов, сюжетов сказок есть ещё много элементов связанных с ведической космологией в русских сказках. Мы ещё помним, да, по разговору о Вселенной в яйце, что существует семь уровней высших миров и семь уровней низших миров. И вот по середине Вселенной находится огромная гора, ось мира. На санскрите она называется Меру, у греков... они позаимствовали и стали называть её Олимпом. Поэтому если в сказках мы находим упоминания о стеклянной горе, то это скорее отсылает к комплексу о Гиперборее, да? О полярной цивилизации. С точки зрения ведической космологии Северный полюс является проекцией той самой Меру на пространство Земли. Если мы находим золотую гору, то это указывает на Меру. Поэтому золотая или стеклянная гора — это один из таких центральных элементов космологии.
Далее царство змеев. Например, Божов, помните «Хозяйка медной горы», под известным нами пещерами существуют какие-то тайные незримые пещеры, где живут люди, которые могут превращаться в змей. На санскрите это называется "наги". То есть царство разумных змеев, Нагов. И это также присутствует в сказках.
Баба Яга тоже известный персонаж. Во-первых, Баба Яга, она на границе мира живых и мёртвых, об этом свидетельствует её такой элемент как "костяная нога". Она уже полу-разложилась. Во-вторых, Яга, она постоянно требует жертву. Судя по наиболее древним реконструкциям жертву возможно человеческую. Помните, Иванушку то сварить, то изжарить норовит. И на санскрите наиболее известное слово «жертва» - это ягья. Русское, кстати, агнец, ягнёнок, да? То, что должно принести в жертву огню, агни. Но другое значение слова жертва — это слово "яга", поэтому баба..... это тоже есть в русско-санскритском словарике Кочергиной. Поэтому баба-яга — это такой персонаж, который требует "ягу", то есть жертву.
Космология в пословицах наиболее явро выражена в пословице: «Быть на седьмом небе от счастья». Мы говорим: «Я на седьмом небе от счастья». В самых разных текстах есть это учение о семи небесах. Если мы возьмём христианские тексты, то существует, например, такая работа Дионисия Ареопагита, которая называется «О небесной иерархии». И вот там, где Дионисий Ареопагит формирует христианское учение о том, что есть семь высших небес, высший мир — мир Бога, и там на разных уровнях живут там Серафимы, Херувимы и так далее. А этот текст принимается в какой-то степени христианами, а из апокрифов, то есть из текстов, которые считаются больше произведением народной культуры существует такая известная «Книга Еноха», и «Книга Еноха» - это библейский царь Енох путешествует по вселенной, ангелы показывают ему разные уровни, и там также написано, что есть семь высших небес, и только высшее седьмое небо — это мир Бога. Поэтому в этой невинной пословицы «Быть на седьмом небе от счастья» зашифрованы коды ведической космологии, ну и вообще всемирной традиционной космологии. Даже русское слово "рай", оно близко к санскритскому "радж", что значит «богатство, царство».
«Разверзлись хляби небесные». С точки зрения некоторых языческих мировоззрений, между разными уровнями неба есть те самые "хляби" — хранилища воды. Вот поэтому разверзаются хляби небесные, а само это выражение употребляется в сказании о Потопе, да? Разверзлись хляби небесные, и Ной стал, вот под Ковчегом, да?
Далее "Ашваттха" и мировое древо. Мы помним в сказке Пушкина, что кот, он ходит по некому Дереву на золотой цепи. Мировое древо — это также один из символов Вселенной. Но в более древних культурах есть ещё более интересный символ, который выглядит как Перевернутое Мировое Древо. Что это означает? Это означает, что этот мир - лишь искажённое отражение высшей реальности. Например, в славянских... в фрагментах славянских заговоров есть такой момент. «На море окияне, на острове Кургане стоит береза белая, корнями кверху, кроной книзу». Что это означает? Этот мир лишь - отражение высшего мира. А "Бхагават-Гита" ведический текст, она приводит пример дерева Ашваттхи. Она сравнивает материальный мир с баньяном Ашваттхой, корни которого направлены вверх, а кроны книзу. Поэтому этот мир, где есть старость, смерть, болезнь и страдание, он является лишь отражением, он не может быть подлинной родиной души http://changing-world2020.blogspot.ru/2012/11/blog-post_4.html #ФилософияВед
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Славянские Веды:
"Песнь птицы Гамаюн" - клубок 16:
"Далеко на Буяне-острове вырос дуб до самого неба, на том дубе сундук окованный, в сундуке спрятан заяц, в зайце спрятана утка, а в той утке яйцо. В том яйце ты отыщешь Кащееву Смерть!"
Как на морюшке-океане, да на острове том Буяне, вырастал дубок коренистый, рядом - елочка шепотиста. Под дубочком тем и под елью говорили Велес с Азовушкой:
- Ах ну что это за дуб коренистый! Ах ну что это за ель шепотиста!
На дубочке том висит цепь златая, кот Баюн поцепи важно ступает. Он идет направо - песнь напевает, а налево - сказочку начинает. Там под елочкою скачет заяц, а по веточкам елочки - белка. Белка песенки распевает и орешечки разгрызлет, а орешки те не простые, все скорлупки их золотые...
------------------------------------
И увидел он - в море Лебедь, а над нею кружится Коршун, когти острые распускает. Велес стрелку свою пустил, в горло Коршуна поразил. Кровь пустил его в море синее, мелкий пух метнул в поднебесье, легки перышки - к побережью.
И услышал он голос с моря:
- О, сын Рода, ты мой спаситель! Ты могучий мой избавитель! Спас от смерти ты не Лебедушку, а дочь Славы-Сва свет Азову...Ещё"Звездная книга Коляды"- гл.1 Книга Рода- г).Рождение Велеса:
Как на морюшке-океане, да на острове том Буяне, вырастал дубок коренистый, рядом - елочка шепотиста. Под дубочком тем и под елью говорили Велес с Азовушкой:
- Ах ну что это за дуб коренистый! Ах ну что это за ель шепотиста!
На дубочке том висит цепь златая, кот Баюн поцепи важно ступает. Он идет направо - песнь напевает, а налево - сказочку начинает. Там под елочкою скачет заяц, а по веточкам елочки - белка. Белка песенки распевает и орешечки разгрызлет, а орешки те не простые, все скорлупки их золотые...
------------------------------------
И увидел он - в море Лебедь, а над нею кружится Коршун, когти острые распускает. Велес стрелку свою пустил, в горло Коршуна поразил. Кровь пустил его в море синее, мелкий пух метнул в поднебесье, легки перышки - к побережью.
И услышал он голос с моря:
- О, сын Рода, ты мой спаситель! Ты могучий мой избавитель! Спас от смерти ты не Лебедушку, а дочь Славы-Сва свет Азовушку. Ты не Коршуна погубил, сына Вия ты подстрелил!
Лебедь крыльями замахала, воду в морюшке расплескала. А затем она отряхнулась и Царевной Вод обернулась. Светлый Месяц блестит под ее косой, и горит чело ясною звездой.
Отвечал Асилушка Велес ей:
-Ой ты милая, свет Азовушка! Днем ты белый свет затмеваешь! Нось Землю всю освещаешь! С тань же ты мне, Азовушка, женой!
-----------------------------
Например, та же сказка о "Аленьком цветочке"- аналогична истории с "Звездной книги Коляды"- гл.6 Веда Велеса:
.......Поклонилась и дочка младшая:
у а днем горел – Солнцем Красным!
И входил Садко в золотой чертог, видит - лестница вела мрамора с позолоченными перилами, по бокам - вода вьет ключами, и цветы растут, птицы песнь поют, входит в залы Садко и в горницы - и везде убранство богатое, только нет кругом ни души.
....
Видит он - перед ним на пригорочке расцветает цветочек алый. Красоты цветочек невиданной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. От него по саду волшебному разливается чудный запах...
Дух в груди Садко занимается, резвы ноженьки подгибаются, и сердечушко разрывается.
- Вот какой он цветочек аленький! Нет его в целом мире краше!
И сорвал Садко тот цветочек - в тот же миг безо всяких туч гром ударил, сверкнула молния и под ним земля зашаталась. И явился перед купцом сам бог Велес в виде чудовища, диким голосом заревел:
- Что ты сделал! И как посмел мой цветочек рвать заповедный? Я цветочком тем утешался и хранил его пуще ока... Я бог Велес - хозяин сада! Я кормил тебя и поил. Ты ж мне чем за то уплатил?
И со всех сторон завопили:
- За цветочек аленький - смерть!
....
-----------------------------------------------
Сказка о царевне лягушке:
"Звездная книга Коляды"-гл.6 .Веда Велеса -б):
Вот позвал Сурья-Ра сыновей своих. И сказал:
- Сыны мои милые! Стар я стал, на покой душа просится. Я б хотел, чтоб вы поженились, дабы мог я увидеть внуков. Вы возьмите стрелки каленые и пускайте их во все стороны. Где стрела упадет - там и сватайтесь!
Выбирали стрелы сыночки Ра. И пускали их в небо синее. И упала стрелочка Хорсова у двора Зари-Зареницы. А стрела каленая Велеса унеслась за дальние горушки.
И пошел за стрелочкой Велес. Одолел он горы высокие, перешел лесочки дремучие и вступил в болота зыбучие. Видит - вот на кочке Лягушка, держит в лапках она стрелу.
- Как же взять мне в жены Лягушку?
Отвечала ему Лягушка:
- Знать судьбина твоя такая! Завяжи-ка меня в платочек и неси-ка в Ирийский сад!
.....