Тройственные страдания материального мира — адхьятмика, адхибхаутика, адхидайвика
Адхьятмика — страдания, источником которых является наше тело и ум: например, многочисленные болезни. Адхибхаутика: страдания, источником которых являются наши близкие, другие люди, звери, насекомые и многие другие живые существа. И третье — адхидайвика — страдания, причиняемые природными стихиями (землетрясениями, наводнениями и так далее). Источником этих страданий являются не другие дживы, но природа.Три типа страданий мы вынуждены претерпевать в этом мире, и эти страдания горят в нашем сердце, подобно огню, но этот огонь гаснет навсегда . Нам-санкиртан дарит нам это облегчение [буквально] — бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇..
‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни-‘кемане хита хайа’
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102)
Санатана Госвами спрашивает Махапрабху: «Кто я? Почему меня преследуют тройственные страдания? Я не могу понять этого. Как я могу обрести благо?»
ОТВЕТНепринятие Всевышнего — первопричина всех страданий
джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄–ш́акти’, ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)
«Душа по природе своей — вечная слуга Кришны.
Душа — это татастха-шакти (пограничная энергия) Кришны, проявление Господа, которое тождественно Ему и в то же время отлично от Него».
кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха
атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра̄ди-дух̣кха
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117)
«Позабыв Кришну, живое существо с незапамятных времен пребывает в плену внешней энергии Господа. Так иллюзорная энергия (майя) ввергает живое существо в пучину страданий материального мира».
кр̣ш̣н̣а-бахирмукха хан̃а̄ бхога-ва̄н̃чха̄ каре
никат̣а-стха ма̄йа̄ та̄ре джа̄пат̣ийа̄ дхаре
(«Шри Према-виварта», 6.2)
«Как только у живого существа возникает желание наслаждаться материальной природой отдельно от Кришны, оно тут же становится жертвой майи, материальной энергии».
пиш́а̄чӣ па̄иле йена мати-чханна хайа
ма̄йа̄-граста джӣвера хайа се бха̄ва удайа
(«Шри Према-виварта», 6.3)
«Околдованное чарами майи, это живое существо теряет ум, словно одержимое призраком. Когда кто-то одержим призраком, он теряет свой ум. Именно это и происходит с живыми существами, привлеченными майей».
брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)
«Странствуя по Вселенной, только счастливые души обретают семя преданного служения по милости Гуру и Кришны».
‘кр̣ш̣н̣а-нитйа-да̄са’ — джӣва та̄ха̄ бхули’ гела
эи дош̣е ма̄йа̄ та̄ра гала̄йа ба̄ндхила
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.24)
«Живые существа забывают о том, что они — вечные слуги Кришны. За эту ошибку майя сплетает вокруг них сети и связывает их, как узников».
та̄те кр̣ш̣н̣а бхадже, каре гурура севана
ма̄йа̄-джа̄ла чхут̣е, па̄йа кр̣ш̣н̣ера чаран̣а
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.25)
«Но если живые существа служат Кришне и Гуру, они не попадают в сети майи, а находят прибежище у лотосоподобных стоп Кришны».
Абсолютная необходимость садху-санги
са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇ са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахаммад-анйат те на джа̄нанти на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.68)[Вишну объясняет Дурвасе «Чистые преданные всегда пребывают в Моем сердце, и Я всегда пребываю в их сердцах. Они не желают знать никого, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них».са̄дху-сан̇ге кр̣ш̣н̣а-на̄ма’ — эи-ма̄тра ча̄исам̇са̄ра джините а̄ра кона васту на̄и(«Шри Према-виварта», 6.13) Махапрабху говорит «Я хочу только одного — воспевать Святое Имя Господа Кришны в кругу чистых преданных. Нет иного пути освободиться от невежества». Причина всех страданий.
Отрывок из «Шаранагати» об изначальной причине всех страданий и средствах от них избавиться:
бхулийа̄ тома̄ре, сам̇са̄ре а̄сийа̄,
пейе на̄на̄-видха вйатха̄
тома̄ра чаран̣е, а̄сийа̄чхи а̄ми,
балиба дух̣кхера катха̄
(«Шаранагати», 2.1)
(1) Забыв Тебя и придя в материальный мир, я претерпевал всевозможные страдания. Теперь я пришел к Твоим стопам и поведаю Тебе историю моих горестей.
бхулийа̄ тома̄ре… на̄на̄-видха вйатха̄:
«Позабыв Тебя… претерпевая всяческие страдания». Опыт страданий в мире материи есть результат забвения Господа.
Это явление описано в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.117) и «Шримад-Бхагаватам» (11.2.37):
кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха
атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра̄ди-дух̣кха
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117)
«Когда джива, пребывая в сфере, лежащей за пределами времени и пространства, отворачивается от Кришны и забывает Его, майя делает ее объектом различных страданий материального существования».
бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇
бхактйаикайэш̣ам̇ гуру-девата̄тма̄
(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.37)
«Под влиянием майи Господа люди, стремящиеся к эгоистическому наслаждению и отвращающие свои лица от Господа, забывают о Господе, считают себя противоположностью своего истинного „я“ и становятся жертвами страха. Поэтому мудрые должны служить Господу с чистой преданностью, зная Шри Гуру как проявление Господа, тождественное Ему, и высочайший объект их сердечной любви».
на̄на̄-видха вйатха̄: «Все виды страданий».
Речь идет о тройственном страдании (буквально: «обжигающем жаре») материального существования: адхьятмик-тап, страдания, вызванные собственным телом и умом; адхибхаутик-тап, страдания, вызванные другими дживами; и адхидайвик-тап, страдания, причиняемые богами и демонами.Страдание, упоминаемое в этом стихе, также относится к пяти видам скорби (клеш):
(1) авидья: забвение своего истинного тождества в качестве вечной души и слуги Кришны;
(2) асмита: отождествление себя с мирским эго, умом и телом;
(3) абхинивеш: поглощенность опытом мирского существования;
(4) раг: одержимость мирскими радостями и сопутствующими им факторами; и
(5) двеш: отвращение к состоянию неудовлетворенности.
Партха Саратхи дас Госвами - Проблемы материального существования
https://youtu.be/XV6r5FDXs5k?si=Qj8hGFcX8inAm0se
Нет комментариев