Надеюсь, представлять не надо? Двое из них -- Константин Феоктистов и Анатолий Филипченко -- имеют к Воронежу самое непосредственное отношение (один здесь родился, другой учился в школе). Однако этим вклад столицы Черноземья в развитие Роскосмоса не ограничился.
⠀
"Косберг, сработал!"
Неизвестно, как сложилось бы покорение звёзд, если бы на помощь советским учёным, разрабатывающим двигатели для третьей ступени ракет, не пришел слуцкий инженер и эксперт авиа- и ракетных двигателей Семён Косберг. Он тогда возглавлял воронежское отделение конструкторского бюро и тоже ломал голову над тем, как бы развить ту самую вторую космическую и вырваться за пределы орбиты Земли. По просьбе Королева и в тесной связке с московскими инженерами (делали камеру сгорания) двигатель ступени таки был построен и успешно доставил советские ракеты на Луну.
Но и это был не предел. Отпраздновав освоение земного спутника, Косберг взялся за следующий проект -- создание "агрегата двигателей" для Гагаринского "Востока" (фото 2). Этот двигатель уже полностью конструировался в Воронеже -- почти 1,5 года. И вот 12 апреля 1961 г. ракета с первым человеком на борту оторвалась от земли. Отделилась первая ступень, вторая. Настала очередь третьей: "Главный конструктор двигателей последней ступени ракеты — Косберг, вот такой, маленький ростом, в ту минуту будто стал ещё меньше. Показалось, что он врос в землю. На площадке много людей, и все с немым вопросом смотрят на него. И вдруг весёлый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг сработал!» Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше своего роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!» А он стоит, улыбается такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может" (журнал "Техника молодежи").
⠀
Косберг трагически погиб через 4 года после триумфального полета, но его двигатели по сей день поднимают ракеты в небо.
Воронежский областной музей. 16.09.2018
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев