ﻭﻗﺎﻝ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﻳﺎ ﻫﺎﻣﺎﻥ ﺍﺑﻦ ﻟﻲ ﺻﺮﺣﺎ ﻟﻌﻠﻲ ﺃﺑﻠﻎ ﺍﻷﺳﺒﺎﺏ ﺃﺳﺒﺎﺏ ﺍﻟﺴﻤﺎﻭﺍﺕ ﻓﺄﻃﻠﻊ ﺇﻟﻰ ﺇﻟﻪ ﻣﻮﺳﻰ ﻭﺇﻧﻲ ﻷﻇﻨﻪ ﻛﺎﺫﺑﺎ ﻭﻛﺬﻟﻚ ﺯﻳﻦ ﻟﻔﺮﻋﻮﻥ ﺳﻮﺀ ﻋﻤﻠﻪ ﻭﺻﺪ ﻋﻦ ﺍﻟﺴﺒﻴﻞ ﻭﻣﺎ ﻛﻴﺪ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﺇﻻ ﻓﻲ ﺗﺒﺎﺏ
«Фараон сказал: "О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом". Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными».
(Гъафир 40:36-37)
Всевышний Аллах также сказал:
ﻭﻗﺎﻝ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﻳﺎ ﺃﻳﻬﺎ ﺍﻟﻤﻸ ﻣﺎ ﻋﻠﻤﺖ ﻟﻜﻢ ﻣﻦ ﺇﻟﻪ ﻏﻴﺮﻱ ﻓﺄﻭﻗﺪ ﻟﻲ ﻳﺎ ﻫﺎﻣﺎﻥ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﻄﻴﻦ ﻓﺎﺟﻌﻞ ﻟﻲ ﺻﺮﺣﺎ ﻟﻌﻠﻲ ﺃﻃﻠﻊ ﺇﻟﻰ ﺇﻟﻪ ﻣﻮﺳﻰ ﻭﺇﻧﻲ ﻷﻇﻨﻪ ﻣﻦ ﺍﻟﻜﺎﺫﺑﻴﻦ
«Фараон сказал: "О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов"».
(аль-Къасас 28:38)
Имам ад-Дарими (200-280) сказал:
ﻓﻔﻲ ﻫﺬﻩ ﺍﻵﻳﺔ ﺑﻴﺎﻥ ﺑﻴﻦ ﻭﺩﻻﻟﺔ ﻇﺎﻫﺮﺓ ﺃﻥ ﻣﻮﺳﻰ ﻛﺎﻥ ﻳﺪﻋﻮ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﺇﻟﻰ ﻣﻌﺮﻓﺔ ﺍﻟﻠﻪ ﺑﺄﻧﻪ ﻓﻮﻕ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻓﻤﻦ ﺃﺟﻞ ﺫﻟﻚ ﺃﻣﺮ ﺑﺒﻨﺎﺀ ﺍﻟﺼﺮﺡ ﻭﺭﺍﻡ ﺍﻻﻃﻼﻉ ﺇﻟﻴﻪ
«В этих аятах ясное объяснение, и очевидное указание, на то, что Муса, призывал Фараона познать, что Аллах над небесами, и по этой причине Фараон повелел построить большую башню, и хотел увидет Его».
"ар-Радд 'аля Джахмия" стр. 37.
Ибн Джарир ат-Табари (224-310) сказал:
وإني لأظنه فيما يقول من أن له معبودا يعبده في السماء وأنه هو الذي يؤيده وينصره وهو الذي أرسله إلينا من الكاذبين
«"Воистину, я полагаю, что он" – то есть в том, что он говорит, что у него есть Божество над небесами, которому он поклоняется, и что Он – тот, кто поддерживает его и дарует ему победу, и что Он – тот, кто отправил его к нам; "является одним из лжецов"».
"Джами' аль-Баян фи тавиль аль-Къуран" 19/581.
Также имам ат-Табари сказал:
وقوله وإني لأظنه كاذبا يقول: وإني لأظن موسى كاذبا فيما يقول ويدعي من أن له في السماء ربا أرسله إلينا
«"Я считаю его лжецом". Его слова: "Я считаю, что Муса лжёт в том, что он говорил и заявлял, что у него есть Бог над небесами, который послал его к нам"».
"Джами' аль-Баян фи тавиль аль-Къуран" 21/387.
Ибн Хузейма (223-311) сказал:
ﻭﻓﻲ ﻗﻮﻟﻪ ﻭﺇﻧﻲ ﻷﻇﻨﻪ ﻛﺎﺫﺑﺎ ﺩﻻﻟﺔ ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﻣﻮﺳﻰ ﻗﺪ ﻛﺎﻥ ﺃﻋﻠﻤﻪ ﺃﻥ ﺭﺑﻪ ﺟﻼ ﻭﻋﻼ ﺃﻋﻠﻰ ﻭﻓﻮﻕ
«И в его словах: "Я считаю его лжецом", доказательство того, что Муса рассказал ему, что Его Господь над…».
"Китаб ат-Таухид" 2/264.
Абу Ахмад аль-Караджи аль-Къассаб (297-360) сказал:
ﻗﻮﻟﻪ ﺇﺧﺒﺎﺭﺍ ﻋﻦ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﻳﺎ ﺃﻳﻬﺎ ﺍﻟﻤﻸ ﻣﺎ ﻋﻠﻤﺖ ﻟﻜﻢ ﻣﻦ ﺇﻟﻪ ﻏﻴﺮﻱ ﻓﺄﻭﻗﺪ ﻟﻲ ﻳﺎ ﻫﺎﻣﺎﻥ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﻄﻴﻦ ﻓﺎﺟﻌﻞ ﻟﻲ ﺻﺮﺣﺎ ﻟﻌﻠﻲ ﺃﻃﻠﻊ ﺇﻟﻰ ﺇﻟﻪ ﻣﻮﺳﻰ ﺣﺠﺔ ﻋﻠﻰ ﻣﻦ ﻳﺰﻋﻢ ﺃﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﺑﻨﻔﺴﻪ ﻓﻲ ﺍﻷﺭﺽ ﺣﺎﻝ ﻓﻲ ﻛﻞ ﻣﻜﺎﻥ ﻭﻳﻨﻜﺮ ﻛﻴﻨﻮﻧﺘﻪ ﺑﻨﻔﺴﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﻋﻠﻤﻪ ﻓﻲ ﺍﻷﺭﺽ ﺇﺫ ﻣﺤﺎﻝ ﺃ ﻳﻘﻮﻝ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﻫﺬﺍ ﺍﻟﻘﻮﻝ ﺇﻻ ﻭﻗﺪ ﺩﻟﻠﻪ ﻣﻮﺳﻰ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﺃﻥ ﺇﻟﻬﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﺩﻭﻥ ﺍﻷﺭﺽ ﻓﺈﻥ ﻛﺎﻥ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﺃﻧﻜﺮ ﻛﻴﻨﻮﻧﺘﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﺛﺒﺘﻪ ﻓﻲ ﺍﻷﺭﺽ ﻓﻘﺪ ﻭﺍﻓﻖ ﺍﻟﻘﻮﻡ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﻓﻲ ﻗﻮﻟﻪ ﻭﺇﻥ ﻛﺎﻥ ﺃﻧﻜﺮﻩ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﺍﻷﺭﺽ ﻣﻌﺎ ﻓﻘﺪ ﺧﺎﻟﻔﻮﺍ ﻣﻮﺳﻰ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻣﻊ ﺧﻼﻓﻬﻢ ﻟﺠﻤﻴﻊ ﺍﻷﻧﺒﻴﺎﺀ ﻭﺍﻟﻨﺎﺱ ﻭﺃﻫﻞ ﺍﻟﻤﻠﻞ ﻛﺎﻓﺔ ﺳﻮﺍﻫﻢ ﻭﻻ ﺃﻋﻠﻢ ﻓﻲ ﺍﻷﺭﺽ ﺑﺎﻃﻼ ﺇﻻ ﻭﻫﺬﺍ ﺃﻭﺣﺶ ﻣﻨﻪ ﻧﻌﻮﺫ ﺑﺎﻟﻠﻪ ﻣﻦ ﺍﻟﻀﻼﻟﺔ
«Это является аргументом против тех, кто заявляет что Аллах, находится в мире, везде, и отрицают, что Он над небесами, и Его Знание в везде; невозможно чтобы Фараон сказал это, кроме как, если Муса, мир ему, рассказал ему, что его Бог – над небесами, а не на земле. Если Фараон отрицал нахождение Аллаха над небесами, и утверждал, что он в мире, то эти люди которые утверждают что Аллах везде, согласились с Фараоном в его словах, они пошли против Мусы, мир ему, и против всех пророков, против людей и всех религий. И я не знаю в этом мире лжи, хуже которой бы это убеждение не была, мы просим спасение у Аллах от заблуждения».
"Иджтима Джуюшь аль-Исламия" стр.197-198.
Имам аль-Хаттаби (319-388) сказал:
ﻭﻗﺎﻝ ﺣﻜﺎﻳﺔ ﻋﻦ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﺃﻧﻪ ﻗﺎﻝ ﻳﺎ ﻫﺎﻣﺎﻥ ﺍﺑﻦ ﻟﻲ ﺻﺮﺣﺎ ﻟﻌﻠﻲ ﺃﺑﻠﻎ ﺍﻷﺳﺒﺎﺏ ﺃﺳﺒﺎﺏ ﺍﻟﺴﻤﺎﻭﺍﺕ ﻓﺄﻃﻠﻊ ﺇﻟﻰ ﺇﻟﻪ ﻣﻮﺳﻰ ﻓﻮﻗﻊ ﻗﺼﺪ ﺍﻟﻜﺎﻓﺮ ﺇﻟﻰ ﺍﻟﺠﻬﺔ ﺍﻟﺘﻲ ﺃﺧﺒﺮﻩ ﻣﻮﺳﻰ ﻋﻨﻬﺎ ﻭﻟﺬﻟﻚ ﻟﻢ ﻳﻄﻠﺒﻪ ﻓﻲ ﻃﻮﻝ ﺍﻷﺭﺽ ﻭﻻ ﻋﺮﺿﻬﺎ ﻭﻟﻢ ﻳﻨﺰﻝ ﺇﻟﻰ ﻃﺒﻘﺎﺕ ﺍﻷﺭﺽ ﺍﻟﺴﻔﻠﻰ ﻓﺪﻝ ﻣﺎ ﺗﻠﻮﻧﺎﻩ ﻣﻦ ﻫﺬﻩ ﺍﻵﻱ ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻣﺴﺘﻮ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﻌﺮﺵ ﻭﻟﻮ ﻛﺎﻥ ﺑﻜﻞ ﻣﻜﺎﻥ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻟﻬﺬﺍ ﺍﻟﺘﺨﺼﻴﺺ ﻣﻌﻨﻰ ﻭﻻ ﻓﻴﻪ ﻓﺎﺋﺪﺓ ﻭﻗﺪ ﺟﺮﺕ ﻋﺎﺩﺓ ﺍﻟﻤﺴﻠﻤﻴﻦ ﺧﺎﺻﺘﻬﻢ ﻭﻋﺎﻣﺘﻬﻢ ﺑﺄﻥ ﻳﺪﻋﻮ ﺭﺑﻬﻢ ﻋﻨﺪ ﺍﻻﺑﺘﻬﺎﻝ ﻭﺍﻟﺮﻏﺒﺔ ﺇﻟﻴﻪ ﻭﻳﺮﻓﻌﻮﺍ ﺃﻳﺪﻳﻬﻢ ﺇﻟﻰ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﺫﻟﻚ ﻻﺳﺘﻔﺎﺿﺔ ﺍﻟﻌﻠﻢ ﻋﻨﺪﻫﻢ ﺑﺄﻥ ﺭﺑﻬﻢ ﺍﻟﻤﺪﻋﻮ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ
«Аллах рассказал о Фараоне, о том, что он сказал: "О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы". Как мы понимаем из этого аята, Аллах — над небом, возвысился над Троном, и если бы Он был в каждом месте, то не было бы смысла в том, чтоб искать Его над небесами и не было бы пользы в этом».
"Шарх Сунан Абу Давуд" 13/35-36.
Ибн 'Абд аль-Барр (368-463) сказал:
ﻓﺪﻝ ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﻣﻮﺳﻰ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺴﻼﻡ ﻛﺎﻥ ﻳﻘﻮﻝ ﺇﻟﻬﻲ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﻓﺮﻋﻮﻥ ﻳﻈﻨﻪ ﻛﺎﺫﺑﺎ
«Это доказывает, что Муса, мир ему, говорил: "Мой Господь над небесами" и то, что Фараон думал, что он лжёт».
"ат-Тамхид" 7/133.
Абу 'Усман ас-Сабуни (373-449) сказал:
ﻭﺃﺧﺒﺮ ﺍﻟﻠﻪ ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ ﻋﻦ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﺍﻟﻠﻌﻴﻦ ﺃﻧﻪ ﻗﺎﻝ ﻟﻬﺎﻣﺎﻥ ﺍﺑﻦ ﻟﻲ ﺻﺮﺣﺎ ﻟﻌﻠﻲ ﺃﺑﻠﻎ ﺍﻷﺳﺒﺎﺏ ﺃﺳﺒﺎﺏ ﺍﻟﺴﻤﻮﺍﺕ ﻓﺄﻃﻠﻊ ﺇﻟﻰ ﺇﻟﻪ ﻣﻮﺳﻰ ﻭﺇﻧﻲ ﻷﻇﻨﻪ ﻛﺎﺫﺑﺎ ﻭﺇﻧﻤﺎ ﻗﺎﻝ ﺫﻟﻚ ﻷﻧﻪ ﺳﻤﻊ ﻣﻮﺳﻰ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺴﻼﻡ ﻳﺬﻛﺮ ﺃﻥ ﺭﺑﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﺃﻻ ﺗﺮﻯ ﺇﻟﻰ ﻗﻮﻟﻪ ﻭﺇﻧﻲ ﻷﻇﻨﻪ ﻛﺎﺫﺑﺎ ﻳﻌﻨﻲ ﻓﻲ ﻗﻮﻟﻪ: ﺇﻥ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﺇﻟﻬﺎ ﻭﻋﻠﻤﺎﺀ ﺍﻷﻣﺔ ﻭﺃﻋﻴﺎﻥ ﺍﻷﺋﻤﺔ ﻣﻦ ﺍﻟﺴﻠﻒ ﺭﺣﻤﻬﻢ ﺍﻟﻠﻪ ﻟﻢ ﻳﺨﺘﻠﻔﻮﺍ ﻓﻲ ﺃﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻋﻠﻰ ﻋﺮﺷﻪ ﻭﻋﺮﺷﻪ ﻓﻮﻕ ﺳﻤﺎﻭﺍﺗﻪ
«Аллах оповестил нас, что проклятый Фараон сказал Хаману: "О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом". Он сказал это, потому что слышал от Мусы, мир ему, что Господь его в небесах, разве ты не видишь слова его: "Воистину, я считаю его лжецом", т.е. в его утверждении, что в небесах есть Бог. Учёные этой общины и выдающиеся имамы саляфы ни сколько не разногласят в том, что Аллах Всевышний, над Троном Своим, а Трон Его над небесами».
"Акъида ас-Саляф уа Асхаб аль-Хадис" стр. 176.
Ибн Къудама (541-620) сказал:
ﻳﻌﻨﻲ ﺃﻇﻦ ﻣﻮﺳﻰ ﻛﺎﺫﺑﺎ ﻓﻲ ﺃﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﺇﻟﻬﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﺍﻟﻤﺨﺎﻟﻒ ﻓﻲ ﻫﺬﻩ ﺍﻟﻤﺴﺄﻟﺔ ﻗﺪ ﺃﻧﻜﺮ ﻫﺬﺍ ﻳﺰﻋﻢ ﺃﻥ ﻣﻮﺳﻰ ﻛﺎﺫﺏ ﻓﻲ ﻫﺬﺍ ﺑﻄﺮﻳﻖ ﺍﻟﻘﻄﻊ ﻭﺍﻟﻴﻘﻴﻦ ﻣﻊ ﻣﺨﺎﻟﻔﺘﻪ ﻟﺮﺏ ﺍﻟﻌﺎﻟﻤﻴﻦ ﻭﺗﺨﻄﺌﺘﻪ ﻟﻨﺒﻴﻪ ﺍﻟﺼﺎﺩﻕ ﺍﻷﻣﻴﻦ ﻭﺗﺮﻛﻪ ﻣﻨﻬﺞ ﺍﻟﺼﺤﺎﺑﺔ ﻭﺍﻟﺘﺎﺑﻌﻴﻦ ﻭﺍﻷﺋﻤﺔ ﺍﻟﺴﺎﺑﻘﻴﻦ ﻭﺳﺎﺋﺮ ﺍﻟﺨﻠﻖ ﺃﺟﻤﻌﻴﻦ ﻭﻧﺴﺄﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﺃﻥ ﻳﻌﺼﻤﻨﺎ ﻣﻦ ﺍﻟﺒﺪﻉ ﺑﺮﺣﻤﺘﻪ ﻭﻳﻮﻓﻘﻨﺎ ﻻﺗﺒﺎﻉ ﺳﻨﺘﻪ
«Смысл этого: "Я считаю, что Муса лжёт в утверждении что, Аллах, его Бог, над небом". И наш оппонент в этом вопросе отрицает это, и утверждает, что Муса — лжец в том, что Аллах над небом. И мы просим Аллаха защитить нас от нововведенцев».
"Исбат Сыфат аль-Улув" стр. 65.
Имам аз-Захаби (673-748) сказал:
ﻳﻌﻨﻲ: ﺃﻇﻦ ﻣﻮﺳﻰ ﻛﺎﺫﺑﺎ ﺃﻥ ﺇﻟﻬﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻭﻟﻮ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻣﻮﺳﻰ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺴﻼﻡ ﻳﺪﻋﻮﻩ ﺇﻟﻰ ﺇﻟﻪ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻟﻤﺎ ﻗﺎﻝ ﻫﺬﺍ ﺇﺫ ﻟﻮ ﻛﺎﻥ ﻣﻮﺳﻰ ﻗﺎﻝ ﻟﻪ: ﺇﻥ ﺍﻹﻟﻪ ﺍﻟﺬﻱ ﺃﺩﻋﻮﻙ ﺇﻟﻴﻪ ﻟﻴﺲ ﻓﻲ ﺍﻟﺴﻤﺎﺀ ﻟﻜﺎﻥ ﻫﺬﺍ ﺍﻟﻘﻮﻝ ﻣﻦ ﻓﺮﻋﻮﻥ ﻋﺒﺜﺎ ﻭﻟﻜﺎﻥ ﺑﻨﺎﺅﻩ ﺍﻟﻘﺼﺮ ﺟﻨﻮﻧﺎ
«Смысл: "Я считаю Мусу лжецом в том, что его Бог над небом". И если бы Муса не призывал бы его уверовать в Бога, который над небом, Фараон не сказал бы это. А если бы Муса сказал ему: "Бог, к которому я тебя призываю не над небом", то эти слова Фараона были бы бессмысленными и его строение большой башни была бы бесполезна».
"Китаб аль-'Арш" 2/17.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев