Субординационизм — это учение, согласно которому Сын и Святой Дух подчинены Отцу в своей сущности, несмотря на то, что все три ипостаси считаются божественными. Этот взгляд был широко распространён среди ранних христианских отцов, хотя в их учениях также можно найти разные степени акцента на различие и единство этих ипостасей.
1. Что такое субординационизм?
Субординационизм, в контексте раннего христианства, предполагает, что Отец является высшей ипостасью и источником всей божественности, а Сын и Святой Дух считаются меньшими по значению и, возможно, подчинёнными Отцу. В таком понимании, хотя Сын и Святой Дух могут быть божественными, они не являются совечными с Отцом, то есть они не равны Ему по сущности, хотя все три ипостаси разделяют божественную природу.
2. Ранние святые отцы и их взгляды
До Никейского собора многие ранние христианские учителя, такие как Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, выражали идеи, которые были близки к субординационизму. Например:
• Ориген (около 185–254 гг.) был одним из самых известных субординационистов. Он утверждал, что Сын и Святой Дух являются творениями Отца, но не в том смысле, что они сотворены, как всё остальное, а как “излучения” или “производные” от Него. Ориген говорил, что хотя Сын и Святой Дух обладают божественностью, они занимают подчинённые места в иерархии Троицы, и Отец остается наивысшей ипостасью.
• Ириней Лионский в своём труде “Против ересей” также подчёркивал, что Отец и Сын нераздельны по божественности, но делал различие между их ролями и функциями. Он утверждал, что Сын и Дух происходят от Отца, но не в смысле подчинённости в качественном смысле, а скорее в понимании их различных ролей в спасении мира.
• Тертуллиан (около 155–240 гг.) использовал термин “Троица” для описания Отца, Сына и Святого Духа, но также подчеркивал, что Сын и Святой Дух происходят от Отца. Его учение о Троице в некоторой степени близко к субординационизму, хотя он также подчеркивал их единство в сущности.
3. Никейский собор и развитие учения о Троице
Только на Никейском соборе в 325 году был официально осуждён субординационизм в его классическом виде и утверждена догма о единосущности (homoousios) Отца и Сына. Это означало, что Отец и Сын, несмотря на их различия в ролях, обладают одинаковой божественной сущностью и равны по своему божественному статусу. Также был утверждён термин “совечный” (homoousios), который закрепил равенство ипостасей Троицы. Святой Дух также был признан частью Троицы, но его положение было уточнено на Константинопольском соборе в 381 году.
Таким образом, до Никейского собора многие ранние христианские мыслители действительно придерживались более субординационистского взгляда, где Сын и Святой Дух занимали подчинённые роли относительно Отца. Однако с развитием христианской доктрины и, в частности, с принятием Никейского Символа веры, учение о Троице было окончательно сформулировано как единосущность Отца, Сына и Святого Духа, что стало основой ортодоксального христианства.
4. Заключение
Таким образом, большинство святых отцов первых веков действительно придерживались субординационистских взглядов на отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом. Однако с развитием христианской теологии и с принятием догматов на Вселенских соборах это учение было переработано в более сложную и утвердившуюся доктрину о Троице, которая утверждает равенство ипостасей в божественной сущности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев