Искажение христианского учения о Боге во всех указанных стихах Корана ясно. Мухаммед представляет христианское учение о Боге СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК УЧАТ ХРИСТИАНЕ. Ему приходилось от христиан слышать о Сыне Божием, о Деве Марии – матери Христа. И вот он вообразил, что в число отдельных божеств, о которых учат христиане, входит и Дева Мария. Божеская жизнь представляется ему наподобие семейной жизни людей. Как в семье есть отец, мать и дети, так и Бог, по учению христиан, думает Мухаммед, живет такой же семейною жизнью. Он имеет жену и сына. К такому пониманию христианского Бога предрасполагало Мухаммеда древнее учение арабов, по которому ангелы признавались дочерями Аллаха. Поверхностно относясь к предмету, Мухаммед не отличил грубого языческо – арабского учения о рождении ангелов от Аллаха от возвышенного учения христианского и предположил чисто чувственное отношение и между лицами Божественной Троицы.
ЛЖИВАЯ КЛЕВЕТА НА ХРИСТИАН, высказанная Мухаммедом в Коране, повторяется большинством его последователей до настоящего времени. Они остаются при полной уверенности, что Мухаммед говорил чистую правду. Лишь некоторые из мухаммеданских богословов, будучи более Мухаммеда знакомы с христианством, пытаются поправить ошибку своего учителя. Говоря о христианской Троице, они упоминают уже и о Святом Духе. А об учении самого Мухаммеда замечают, что он разумел не всех христиан, а только какую-то христианскую секту. Так толковник Корана Джелаледдин при объяснении слов Корана: «не веруют те, которые говорят: Бог есть третий из трех»... «не говорите три» (5,77; 4,469), – прибавляет: «не говорите три божества: Бог, Мария и Иисус; а те, которые так говорили, были христианские сектанты».
Но не смотря на эту историческую ссылку, направленную к оправданию неправильных выражений Мухаммеда о Троице, его оправдать нельзя. Мухаммед, ЕСЛИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОРОК, не должен был приписывать это учение всем христианам. Между тем он, нигде не высказывая истинно христианского учения о Боге и проявляя в этом отношении полное незнание, ПРИСВАИВАЕТ ВСЕМ ХРИСТИАНАМ учение о Пресвятой Деве Марии, как одном из лиц Божественной Троицы.
Другие из мухаммедан, обходя молчанием ошибку Мухаммеда, в своем представлении христианского учения о Пресвятой Троице приближаются к понятию самих христиан. Так, Бейдави в объяснение слов Корана: «не говорите: три» – замечает: «подлинно они говорят, что Бог в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух, и понимают под Отцом СУЩНОСТЬ Божию, под Сыном – ПРЕМУДРОСТЬ, под Духом Святым – ЖИЗНЬ". Представление Бейдави о трех лицах Божества удержал позднее и Омар Насафи, составитель догматического мухаммеданского богословия, признавая их просто СВОЙСТВАМИ Бога Всевышнего. Но и из этих толкований мухаммедан видно, что они до сих пор не имеют правильных взглядов на христианское учение о Пресвятой Троице.
Уклоняясь от уяснения христианского учения о Боге, они, тем не менее, до самого последнего времени не теряют надежды ниспровергнуть его. При своих попытках достигнуть этого многие из них уже не опираются на Коран. В тайниках своего сердца эти последние, вероятно, сознают несостоятельность Корана в этом отношении; поэтому в своей полемике с христианами предпочитают теперь рационалистический путь. Отмечая факт недоступности для понимания человеческого разума догмата о Пресвятой Троице, они пытаются изобличить в нем внутренние противоречия, которые говорят о его несостоятельности. По их мнению, христиане при всем желании заявить себя верующими в единого Бога не могут достигнуть этого, потому что в действительности они веруют не в единого Бога, а в трех богов. Христиане утверждают, что три Божественных лица равны, единосущны и нераздельны. На основании священного писания и путем сопоставления различных пунктов христианского вероучения мухаммедане пытаются ниспровергнуть эти взгляды на Божество и привести христиан к сознанию ложности их догмата о Пресвятой Троице. Но все эти возражения мухаммедан не отличаются ни новизной, ни глубиною мысли, и представляют из себя, в новой мухаммеданской окраске, лишь повторение возражений против христианского вероучения рационалистов древнего и нового времени. Мы не имеем возможности считаться со всеми возражениями мухаммедан, и ограничился только некоторыми, кажущимися для них наиболее сильными и неопровержимыми.
Из евангельских текстов, на которых мухаммедане особенно останавливаются в полемических целях, первое место занимают слова Иисуса Христа: "Отец Мой более Меня" (Иоан. 14, 28). В этих словах Спасителя они видят ниспровержение христианского учения о равенстве трех Божественных лиц. Правда, заявляют они, в Евангелии есть слова противоположного характера; напр., "Я и Отец - одно" (Иоан. 10, 30). Но в таком случае христиане должны объяснить, почему они отдают предпочтение последнему из этих стихов и оставляют без внимания первый. В крайнем случае, по мнению мухаммедан, в евангельском учении заключается противоречие, если не окончательное ниспровержение христианского догмата о равенстве трех Божественных лиц.
Но действительно ли это так? По христианскому учению Сын ПРЕДВЕЧНО рождается от Отца – своей причины, и так как все, что есть в Отце, есть и в Сыне, то Он равен Отцу. От вечности, ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕКОВ существует Бог Отец и Бог Сын (Иоан. 17. 5; Апок. 1, 11; Псал. 2,7; 109,3), причем тот и другой обладают ПОЛНОТОЙ Божественного СОДЕРЖАНИЯ. Но один существует как ПРЕДВЕЧНО рождающий, а другой, как ПРЕДВЕЧНО рожденный. Между Ними есть различие, но это различие заключается НЕ В СОДЕРЖАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ (различие не по существу и свойствам), а в ФОРМЕ существования, следовательно, различие чисто формальное. И только в этом отношении сказано об Отце, как ПРЕДВЕЧНОЙ ПРИЧИНЕ предвечного Сына, что Он больше Сына (Иоан. 14, 28). Во всем остальном Бог Отец и Бог Сын ЕДИНО СУТЬ: "Я и Отец ОДНО" (Иоан. 10, 30).
Обращаемся к дальнейшим доводам мухаммедан чисто логического характера, которыми они пытаются свести учение о Троице к абсурду или, по крайней мере, заставить признать христиан, что они веруют не в Единого Бога, а в трех отдельных богов. «В силу учения христиан, говорится в упомянутой выше брошюре, что Троица нераздельна, выходит, что если Иисус, как второе лицо Троицы, был распят на кресте евреями и умер, то с ним вместе должна была пострадать вся Троица – и Отец и Дух, – ибо по силе основного догмата Троица нераздельна. Если это так, то выходит, что евреи распяли Бога и умертвили его, и потому вселенная осталась без своего создателя». И далее: «Если же допустить, что Иисус один страдал на кресте, то ясно выходит, что Троица может иногда разделяться и, следовательно, не есть нераздельная, как утверждает христианское богословие, а уже раздельная, и уподобляется не единосущному божеству, не Единому Богу, но трем отдельным божествам, имеющим каждое отдельное начало».
Мухаммеданин, написавший эти строки, очевидно, предполагает единосущие и нераздельность Божественной Троицы в материальном, пространственном смысле. Пусть в таком случае он ответит нам: – БОЖЕСТВО ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕРЕНИЮ ПРОСТРАНСТВА ИЛИ НЕТ? Положительного ответа на этот вопрос он не может дать, потому что это противоречило бы мухаммеданскому вероучению о Боге. И по христианскому учению Бог НЕ ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕРЕНИЮ ПРОСТРАНСТВА! Как категория времени, безусловно, неприложима к бытию Божию, так неприложима к Нему и категория пространства. БОГ ВЕЗДЕСУЩ, но в самом везде-присутствии Своем Он стоит ВНЕ законов пространства: Он вездесущ не в смысле бесконечного частичного протяжения в пространстве. Открываясь где либо, Он проявляет себя без всякого пространственного перемещения; ВЕЗДЕ И ВСЮДУ Он ВЕСЬ! И всякое пространственное представление о Боге может вести лишь к абсурду.
Может – ли теперь быть речь о разделении Божественных лиц Пресвятой Троицы в том или ином случае? Никоим образом. Христиане веруют в ПРЕДВЕЧНОЕ рождение Сына от Бога Отца. Бог становится Отцом Сына, пребывая нераздельным. Говоря о рождении Сына, христиане отрешаются от мысли о чем-нибудь телесном, напр., о делении сущности Отца, об уменьшении ее вследствие рождения Сына, о превращении в Сына части Существа Отца, – словом от представления о каком-нибудь состоянии, свойственном материальному предмету. Предположить в природе Бога что-нибудь подобное даже в слабой степени - есть не только величайшее нечестие, но и крайняя степень безумия.
В ЧЁМ, в таком случае, СОСТОИТ РОЖДЕНИЕ Сына, спросит нас мухаммеданин? На этот вопрос мы ответим вопросом: В Коране говорится, что Бог видящий, слышащий (Кор. 17,1; 5,80; 6,13; 2,131; 4,60). Похожи ли зрение и слух Бога на зрение, и слух людей? Конечно, нет! Подобным образом и РОЖДЕНИЕ Сына от Бога Отца НЕ ПОХОЖЕ НА РОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ. Мухаммедане не могут сказать, КАК Бог видит и слышит, В ЧЁМ заключается этот процесс в Божественной жизни. И христиане, веруя в рождение Сына от Бога Отца, не в состоянии, конечно, с точностью определить, В ЧЁМ заключается это рождение.
Что мы сейчас сказали о ПРЕДВЕЧНОМ рождении Сына Божия, ТО же следует сказать и о Его ВОПЛОЩЕНИИ.
Воплощение Сына Божия не есть переход с одного места на другое, отделение от других Божественных Лиц (в пространственном отношении), а ПРИНЯТИЕ Им на Себя ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: "Он, по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Филиппийцам 2:6-7).
Будучи едино \ ОДНО с Богом Отцом и Святым Духом ПО Своей Божественной ПРИРОДЕ, Сын Божий ОСТАЛСЯ ТАКИМ и по воплощении. После этого не изменились ни Его божественная природа, ни свойства, ни действия. Он добровольно ПОДЧИНИЛСЯ УСЛОВИЯМ ОГРАНИЧЕННОГО человеческого существования – "стал во всем нам подобен, кроме греха" (Фил. 2, 6; 1Петр. 2, 2). Но так как подчинение этим условиям у него было добровольное, а не естественное, неизбежное, как у людей, то Христос всегда мог (если бы только захотел) одним только усилием воли, сразу, моментально отрешиться от этой ограниченности, – что для человеческой силы невозможно.
Для уяснения этой мысли мухаммедане пусть обратятся к тому месту Корана, где рассказывается о ЯВЛЕНИИ Бога Моисею В ОГНЕ, и они увидят, что христиане нисколько не больше их самих говорят об ограничении Бога пространством чрез воплощение Сына Божия. «Некогда Моисей, рассказывается в Коране, сказал своему семейству: я усматриваю вдали какой-то огонь; разведаю о нем, или принесу горящую головню, чтобы вам согреться. Когда он подходил к нему, раздался голос: благословен Тот, кто в огне, и Тот, кто вокруг Его! Хвала Богу, Господу миров! Моисей! Истинно это Я, Бог сильный, мудрый. Брось на землю жезл твой (Кор. 27. 7–9). Как видим, Бог, по учению Корана, явился Моисею в огне. Но спросим мухаммедан: пребывая в огне, Бог ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, стал ли ограниченным, или оставался полным Властителем вселенной? Пусть подумают над этим мухаммедане. Быть может, после этого они не так уже усиленно будут вооружаться и против воплощения Сына Божия.
Бог, по учению мухаммедан, во время пребывания в огне при явлении Моисею ОСТАВАЛСЯ по-прежнему НЕОГРАНИЧЕННЫМ Богом. То же следует сказать и о Сыне Божием после Его воплощения для спасения людей.
Комментарии 73
ПОКАЖИ МНЕ В КОРАНЕ ЧТО ТЕБЯ СОЗДАЛ БОГ
ТОЕСТЬ БОЖЕСТВЕНАЯ ИПОСТАСЬ ОБЛЕКЛАСЬ ПЛОТЬЮ...