Свидетельство единобожия «Нет
божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха /Ля иляха илля
Ллах/» не приносит пользы перед
Аллахом произносящему его, если
он не выполняет семи условий.
Однажды аль-Хасану аль-Басри
сказали: «Люди говорят, что
сказавший “нет божества, кроме
Аллаха” попадет в Рай». Он сказал:
«Тот, кто сказал: “Нет божества,
кроме Аллаха”, — отдавал этим
словам должное и выполнял их
требования, тот попадет в Рай».
Когда Вахба бин Мунаббиха
спросили: «Разве “нет божества,
кроме Аллаха” не ключ от Рая?» —
он сказал: «Конечно, но у каждого
ключа есть зубчики, и если ты
принесешь ключ с зубчиками, то
дверь откроется, если же нет, то не
откроется».
Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али
Шейх говорил: «В свидетельстве
(ля иляха илля Ллах) необходимо
семь условий, и произнесение
этого свидетельства не принесет
пользы, если не будет какого-либо
из этих условий!
Доводы из Корана и Сунны на эти
семь условий
1. Знание, исключающее незнание
Всевышний Аллах сказал: «Знай,
что нет никого достойного
поклонения, кроме Аллаха, и
проси прощения за свой
грех!» (Сура «Мухаммад», аят 19).
От ‘Усмана ибн ‘Аффана
сообщается, что посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет
никого достойного поклонения,
кроме Аллаха, войдет в Рай!»
Муслим 26.
2. Убежденность, исключающая
сомнение
Произносящий это свидетельство
должен быть твердо убежден в
истинности его смысла, потому что
вера приносит пользу лишь при
наличии твердых убеждений, а не
догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал:
«Верующими являются те, которые
уверовали в Аллаха и Его
посланника, а потом не
испытывали сомнений» (Сура «аль-
Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Я
свидетельствую, что нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха, и что я — посланник
Аллаха! Какой бы раб Аллаха не
встретил Аллаха с этими двумя
свидетельствами, не сомневаясь в
их истинности, он обязательно
войдет в Рай!» Муслим 27.
Также Абу Хурайра рассказывал,
что посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал ему:
«Ступай, и кого бы ты ни встретил
за этой стеной,
свидетельствующего, что нет
божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха, будучи убежденным
в этом своим сердц...Ещё2. Убежденность, исключающая
сомнение
Произносящий это свидетельство
должен быть твердо убежден в
истинности его смысла, потому что
вера приносит пользу лишь при
наличии твердых убеждений, а не
догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал:
«Верующими являются те, которые
уверовали в Аллаха и Его
посланника, а потом не
испытывали сомнений» (Сура «аль-
Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Я
свидетельствую, что нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха, и что я — посланник
Аллаха! Какой бы раб Аллаха не
встретил Аллаха с этими двумя
свидетельствами, не сомневаясь в
их истинности, он обязательно
войдет в Рай!» Муслим 27.
Также Абу Хурайра рассказывал,
что посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал ему:
«Ступай, и кого бы ты ни встретил
за этой стеной,
свидетельствующего, что нет
божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха, будучи убежденным
в этом своим сердцем, обрадуй его
Раем!» Муслим 31.
Иными словами, посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
отнес убежденность и отсутствие
каких-либо сомнений в сердце к
условиям попадания в Рай того,
кто произносит свидетельство
единобожия. Если условие не
выполняется, нет и обещанного
результата.
3. Принятие, несовместимое с
отвержением
Всевышний Аллах сказал: «Таким
же образом, какого бы
предостерегающего увещевателя
Мы ни отправляли до тебя в какое-
либо селение, его изнеженные
роскошью жители обязательно
говорили: “Воистину, мы нашли
своих отцов на этом пути, и мы
верно следуем по их
стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят
23).
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, так Мы поступаем с
грешниками. Когда им говорили:
“Ля иляха илля Ллах”, — они
превозносились и говорили:
“Неужели мы откажемся от наших
божеств ради одержимого
поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты
34-36).
Аллах назвал причиной их
наказания превознесение над
словами «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха» и неверие в того, кто
проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что
пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «Руководство и
знание, с которыми Аллах послал
меня к людям, подобны
выпавшему на землю обильному
дождю. Часть этой земли была
плодородной, она впитала в себя
в...Ещё3. Принятие, несовместимое с
отвержением
Всевышний Аллах сказал: «Таким
же образом, какого бы
предостерегающего увещевателя
Мы ни отправляли до тебя в какое-
либо селение, его изнеженные
роскошью жители обязательно
говорили: “Воистину, мы нашли
своих отцов на этом пути, и мы
верно следуем по их
стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят
23).
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, так Мы поступаем с
грешниками. Когда им говорили:
“Ля иляха илля Ллах”, — они
превозносились и говорили:
“Неужели мы откажемся от наших
божеств ради одержимого
поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты
34-36).
Аллах назвал причиной их
наказания превознесение над
словами «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха» и неверие в того, кто
проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что
пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «Руководство и
знание, с которыми Аллах послал
меня к людям, подобны
выпавшему на землю обильному
дождю. Часть этой земли была
плодородной, она впитала в себя
воду, и на ней выросло много
всяких растений и травы. Другая ее
часть была плотной, она
задержала на себе воду, и Аллах
обратил ее на пользу людям,
которые стали употреблять эту
воду для питья, поить ею скот и
использовать ее для орошения.
Дождь выпал также и на другую
часть земли, представлявшую
собой равнину, которая не
задержала воду и на которой
ничего не выросло. Эти части земли
подобны тем людям, которые
постигли религию Аллаха,
получили пользу от того, с чем
послал меня Аллах, сами
приобрели знание и передали его
другим, а также тем, кто не
обратился к этому сам и не принял
руководства Аллаха, с которым я
был направлен к людям» аль-
Бухари 79, Муслим 2282.
4. Повиновение, исключающее
непокорность
«Обратитесь к вашему Господу и
покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар»,
аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто
подчинил свой лик Аллаху, будучи
творящим добро, тот ухватился за
надежную рукоять» (Сура
«Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит
подчиниться, а творить добро —
значит признавать единобожие.
Выражение ﺍﻟﻌﺮﻭﺓ ﺍﻟﻮﺛﻘﻰ
«аль-‘урва аль-уска», означающее
«надежная рукоять», было
истолковано как «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал:
«Но нет — клянусь твоим
Господом! — они не уверуют, пока
они не изберут тебя судьей во всем
том, что запутано между ними, не
перестанут испытывать в душе
стеснение от твоего решения, и не
подчинятся полностью!» (Сура «ан-
Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что
посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Не
уверует никто из вас до тех пор,
пока страсть его не последует за
тем, с чем я пришел!» Ибн Аби
‘Асым в «ас-Сун...Ещё4. Повиновение, исключающее
непокорность
«Обратитесь к вашему Господу и
покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар»,
аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто
подчинил свой лик Аллаху, будучи
творящим добро, тот ухватился за
надежную рукоять» (Сура
«Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит
подчиниться, а творить добро —
значит признавать единобожие.
Выражение ﺍﻟﻌﺮﻭﺓ ﺍﻟﻮﺛﻘﻰ
«аль-‘урва аль-уска», означающее
«надежная рукоять», было
истолковано как «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал:
«Но нет — клянусь твоим
Господом! — они не уверуют, пока
они не изберут тебя судьей во всем
том, что запутано между ними, не
перестанут испытывать в душе
стеснение от твоего решения, и не
подчинятся полностью!» (Сура «ан-
Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что
посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Не
уверует никто из вас до тех пор,
пока страсть его не последует за
тем, с чем я пришел!» Ибн Аби
‘Асым в «ас-Сунна» 15, аль-
Байхакъи в «аль-Мадхаль» 209,
аль-Хатыб в «ат-Тарих» 4/469.
Относительно достоверности этого
хадиса есть известное разногласия
среди ученых. Однако имам Абу
Ну’айм, имам ан-Науауи, шейх Ибн
аль-Къайим, имам Ибн Муфлих,
хафиз ас-Суюты, шейх Мухаммад
ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх
Сыддыкъ Хасан Хан, хафиз аль-
Хаками назвал его достоверным.
См. «аль-Арба’ин» № 41, «аль-
Адабу-шшар’ия» 3/69, «Усуль аль-
иман» 1/264, «Ма’аридж аль-
къабуль» 2/78.
И даже если бы этот хадис был и
слабый со стороны иснада, смысл
его правильный, так как
подтверждается Кораном!
Всевышний Аллах сказал: «Для
верующего мужчины и верующей
женщины нет выбора при
принятии ими решения, если Аллах
и Его посланник уже приняли
решение! А кто ослушается Аллаха
и Его посланника, тот впал в
очевидное заблуждение» (Сура
«аль-Ахзаб», аят 36).
Всевышний Аллах также сказал:
«Если они не ответят тебе, то знай,
что они лишь следуют за своими
страстями. А кто может быть более
заблудшим, чем тот, кто следует
своим страстям без верного
руководства от Аллаха?» (Сура
«аль-Касас», аят 50).
5. Искренность, исключающая
многобожие
Т.е. очищение добрых дел от
любых примесей многобожия
посредством праведного
намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах
сказал: «Поклоняйся же Аллаху,
будучи искренним перед Ним в
религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь
им было велено лишь поклоняться
Аллаху, служа ему искренне, как
ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят
5).
Абу Хурайра рассказывал:
«Однажды я спросил: “О посланник
Аллаха, кто будет самым
счастливым из людей благодаря
твоему заступничеству в Судный
день?” В ответ посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и
думал, что никто не спросит об
этом раньше тебя, поскольку я
видел, как ты стремишься слушать
мои слова! В День воскрешения
счастливейшим из людей
благодаря моему заступничеству
станет тот, кто сказал: “Ля иляха
илля Ллах”, будучи искренним в
сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари
приводится рассказ ‘Итбана бин
Мали...Ещё5. Искренность, исключающая
многобожие
Т.е. очищение добрых дел от
любых примесей многобожия
посредством праведного
намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах
сказал: «Поклоняйся же Аллаху,
будучи искренним перед Ним в
религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь
им было велено лишь поклоняться
Аллаху, служа ему искренне, как
ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят
5).
Абу Хурайра рассказывал:
«Однажды я спросил: “О посланник
Аллаха, кто будет самым
счастливым из людей благодаря
твоему заступничеству в Судный
день?” В ответ посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и
думал, что никто не спросит об
этом раньше тебя, поскольку я
видел, как ты стремишься слушать
мои слова! В День воскрешения
счастливейшим из людей
благодаря моему заступничеству
станет тот, кто сказал: “Ля иляха
илля Ллах”, будучи искренним в
сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари
приводится рассказ ‘Итбана бин
Малика о том, что Пророк, мир ему
и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, Аллах запретил Огню
[касаться] того, кто сказал, что нет
божества, кроме Аллаха, стремясь
тем самым к Лику Аллаха» аль-
Бухари 425.
6. Правдивость, исключающая
лицемерие
Т.е. произносить это свидетельство
полагается искренне от всего
сердца, чтобы душа вторила устам.
Всевышний Аллах сказал: «Среди
людей есть такие, которые
говорят: “Мы уверовали в Аллаха и
в Последний день”. Однако, они
неверующие! Они пытаются
обмануть Аллаха и верующих, но
обманывают только самих себя и
не осознают этого» (Сура «аль-
Бакара», аяты 8-9). Их слова
лживы, и они скрывают то, что не
произносят языком.
Му‘аз ибн Джабаль рассказывал,
пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал ему: «Кто бы ни
свидетельствовал, что нет
божества достойного поклонения
кроме Аллаха, и что Мухаммад –
посланник Аллаха, будучи
правдивым в своем сердце, того
обязательно Аллах сделает
запретным для Огня!» аль-Бухари
128, Муслим 32.
Таким образом, он назвал
произнесение слов «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха» искренне, от всего сердца,
условием спасения от Ада.
7. Любовь, несовместимая с
ненавистью (неприязнью)
Т.е. любовь к этому свидетельству,
к тому, что из него вытекает и на
что оно указывает, и к людям,
которые руководствуются им,
выполняют его условия, а также
ненависть ко всему, что
противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те,
которые уверовали! Если кто-
нибудь из вас отступит от своей
религии, то Аллах приведет других
людей, которых Он будет любить,
и которые будут любить Его» (Сура
«аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые
приобщают к Аллаху равных и
любят их так же, как любят
Аллаха. Но те, которые уверовали,
любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-
Бакара», аят 165).
Он сообщил, что Его верующие
рабы любят Его сильнее всего, и
причина этого в том, что они
никого не равняют с Ним.
Признаком любви раба к Аллаху
является то, что он отдает
предпочтение всему, что любит его
Господь, если даже это не
совпадает с его желаниями, и
ненавидит все, что ненавистно его
...Ещё7. Любовь, несовместимая с
ненавистью (неприязнью)
Т.е. любовь к этому свидетельству,
к тому, что из него вытекает и на
что оно указывает, и к людям,
которые руководствуются им,
выполняют его условия, а также
ненависть ко всему, что
противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те,
которые уверовали! Если кто-
нибудь из вас отступит от своей
религии, то Аллах приведет других
людей, которых Он будет любить,
и которые будут любить Его» (Сура
«аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые
приобщают к Аллаху равных и
любят их так же, как любят
Аллаха. Но те, которые уверовали,
любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-
Бакара», аят 165).
Он сообщил, что Его верующие
рабы любят Его сильнее всего, и
причина этого в том, что они
никого не равняют с Ним.
Признаком любви раба к Аллаху
является то, что он отдает
предпочтение всему, что любит его
Господь, если даже это не
совпадает с его желаниями, и
ненавидит все, что ненавистно его
Господу, если даже его душа
склоняется к этому. Он любит тех,
кто любит Аллаха и Его
Посланника, да благословит его
Аллах и приветствует, и враждует с
теми, кто враждует с Аллахом и Его
Посланником, да благословит его
Аллах и приветствует. Он следует
путем Посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и
приветствует, идет по его стопам и
принимает его верное
руководство.
От Анаса сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «В
тот, в ком будут три качества,
ощутит сладость имана (веры)! Кто
будет любить Аллаха и
посланника Его больше всего
остального; будет любить какого-
то человека только ради Аллаха; и
будет не желать возвращения к
неверию после того, как Аллах
спас его от него, также как не
желает он быть брошенным в
огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
Также некоторые обладатели
знания выделяют и восьмое
условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от
всего, чему поклоняются помимо
Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не
верует в тагута, а верит в Аллаха,
тот ухватился за самую надежную
рукоять, которая никогда не
сломается. Аллах – Слышащий,
Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят
256).
Всевышний Аллах также сказал:
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и
народу: “Воистину, я не причастен
к тому, чему вы поклоняетесь,
кроме Того, Кто сотворил меня.
Воистину, Он поведет меня прямым
путем”» (Сура «...ЕщёОт Анаса сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «В
тот, в ком будут три качества,
ощутит сладость имана (веры)! Кто
будет любить Аллаха и
посланника Его больше всего
остального; будет любить какого-
то человека только ради Аллаха; и
будет не желать возвращения к
неверию после того, как Аллах
спас его от него, также как не
желает он быть брошенным в
огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
Также некоторые обладатели
знания выделяют и восьмое
условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от
всего, чему поклоняются помимо
Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не
верует в тагута, а верит в Аллаха,
тот ухватился за самую надежную
рукоять, которая никогда не
сломается. Аллах – Слышащий,
Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят
256).
Всевышний Аллах также сказал:
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и
народу: “Воистину, я не причастен
к тому, чему вы поклоняетесь,
кроме Того, Кто сотворил меня.
Воистину, Он поведет меня прямым
путем”» (Сура «аз-Зухруф», аяты
26-27).
От Тарикъа ибн Ашьяма
сообщается, что посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля
Ллах”, а затем отверг все, чему
поклоняются помимо Аллаха, того
имущество и кровь запретны, а
ответ его у Аллаха!» Муслим 23.
Данное условие весьма важное и
является одним из самых
основных! Ведь даже если человек
примет свидетельство «ля иляха
илля Ллах», будет произносить его
языком и быть убежденным в его
истинности сердцем, более того,
поклоняться только Одному
Аллаху, однако вместе с этим не
будет считать ложным все, чему
поклоняются люди помимо Аллаха,
то его свидетельство будет
недействительным! См.
«Тайсируль-Азизиль-Хамид» 286.
Если при всех упомянутых
условиях, человек будет полагать,
что есть скажем какая-либо
религия, которая также является
истинной, как например те, кто
говорит, что христиане и иудеи не
являются неверными и что они
будут спрошены на основании
своего Писания, то его
свидетельство «ля иляха илля
Ллах», является
недействительным!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 11
божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха /Ля иляха илля
Ллах/» не приносит пользы перед
Аллахом произносящему его, если
он не выполняет семи условий.
Однажды аль-Хасану аль-Басри
сказали: «Люди говорят, что
сказавший “нет божества, кроме
Аллаха” попадет в Рай». Он сказал:
«Тот, кто сказал: “Нет божества,
кроме Аллаха”, — отдавал этим
словам должное и выполнял их
требования, тот попадет в Рай».
Когда Вахба бин Мунаббиха
спросили: «Разве “нет божества,
кроме Аллаха” не ключ от Рая?» —
он сказал: «Конечно, но у каждого
ключа есть зубчики, и если ты
принесешь ключ с зубчиками, то
дверь откроется, если же нет, то не
откроется».
Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али
Шейх говорил: «В свидетельстве
(ля иляха илля Ллах) необходимо
семь условий, и произнесение
этого свидетельства не принесет
пользы, если не будет какого-либо
из этих условий!
незнание;
Второе: Убежденность,
исключающая сомнение;
Третье: Принятие, несовместимое с
отвержением;
Четвертое: Повиновение,
исключающее непокорность;
Пятое: Искренность, исключающая
многобожие;
Шестое: Правдивость,
исключающая лицемерие;
Седьмое: Любовь, несовместимая с
ненавистью (неприязнью)». См.
«Фатхуль-Маджид» 190.
семь условий
1. Знание, исключающее незнание
Всевышний Аллах сказал: «Знай,
что нет никого достойного
поклонения, кроме Аллаха, и
проси прощения за свой
грех!» (Сура «Мухаммад», аят 19).
От ‘Усмана ибн ‘Аффана
сообщается, что посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет
никого достойного поклонения,
кроме Аллаха, войдет в Рай!»
Муслим 26.
сомнение
Произносящий это свидетельство
должен быть твердо убежден в
истинности его смысла, потому что
вера приносит пользу лишь при
наличии твердых убеждений, а не
догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал:
«Верующими являются те, которые
уверовали в Аллаха и Его
посланника, а потом не
испытывали сомнений» (Сура «аль-
Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Я
свидетельствую, что нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха, и что я — посланник
Аллаха! Какой бы раб Аллаха не
встретил Аллаха с этими двумя
свидетельствами, не сомневаясь в
их истинности, он обязательно
войдет в Рай!» Муслим 27.
Также Абу Хурайра рассказывал,
что посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал ему:
«Ступай, и кого бы ты ни встретил
за этой стеной,
свидетельствующего, что нет
божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха, будучи убежденным
в этом своим сердц...Ещё2. Убежденность, исключающая
сомнение
Произносящий это свидетельство
должен быть твердо убежден в
истинности его смысла, потому что
вера приносит пользу лишь при
наличии твердых убеждений, а не
догадок и предположений.
Всевышний Аллах сказал:
«Верующими являются те, которые
уверовали в Аллаха и Его
посланника, а потом не
испытывали сомнений» (Сура «аль-
Худжурат», аят 15).
От Абу Хурайры сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Я
свидетельствую, что нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха, и что я — посланник
Аллаха! Какой бы раб Аллаха не
встретил Аллаха с этими двумя
свидетельствами, не сомневаясь в
их истинности, он обязательно
войдет в Рай!» Муслим 27.
Также Абу Хурайра рассказывал,
что посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал ему:
«Ступай, и кого бы ты ни встретил
за этой стеной,
свидетельствующего, что нет
божества, достойного поклонения,
кроме Аллаха, будучи убежденным
в этом своим сердцем, обрадуй его
Раем!» Муслим 31.
Иными словами, посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
отнес убежденность и отсутствие
каких-либо сомнений в сердце к
условиям попадания в Рай того,
кто произносит свидетельство
единобожия. Если условие не
выполняется, нет и обещанного
результата.
отвержением
Всевышний Аллах сказал: «Таким
же образом, какого бы
предостерегающего увещевателя
Мы ни отправляли до тебя в какое-
либо селение, его изнеженные
роскошью жители обязательно
говорили: “Воистину, мы нашли
своих отцов на этом пути, и мы
верно следуем по их
стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят
23).
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, так Мы поступаем с
грешниками. Когда им говорили:
“Ля иляха илля Ллах”, — они
превозносились и говорили:
“Неужели мы откажемся от наших
божеств ради одержимого
поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты
34-36).
Аллах назвал причиной их
наказания превознесение над
словами «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха» и неверие в того, кто
проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что
пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «Руководство и
знание, с которыми Аллах послал
меня к людям, подобны
выпавшему на землю обильному
дождю. Часть этой земли была
плодородной, она впитала в себя
в...Ещё3. Принятие, несовместимое с
отвержением
Всевышний Аллах сказал: «Таким
же образом, какого бы
предостерегающего увещевателя
Мы ни отправляли до тебя в какое-
либо селение, его изнеженные
роскошью жители обязательно
говорили: “Воистину, мы нашли
своих отцов на этом пути, и мы
верно следуем по их
стопам!”» (Сура «аз-Зухруф», аят
23).
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, так Мы поступаем с
грешниками. Когда им говорили:
“Ля иляха илля Ллах”, — они
превозносились и говорили:
“Неужели мы откажемся от наших
божеств ради одержимого
поэта?”» (Сура «ас-Саффат», аяты
34-36).
Аллах назвал причиной их
наказания превознесение над
словами «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха» и неверие в того, кто
проповедовал их.
От Абу Мусы сообщается, что
пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «Руководство и
знание, с которыми Аллах послал
меня к людям, подобны
выпавшему на землю обильному
дождю. Часть этой земли была
плодородной, она впитала в себя
воду, и на ней выросло много
всяких растений и травы. Другая ее
часть была плотной, она
задержала на себе воду, и Аллах
обратил ее на пользу людям,
которые стали употреблять эту
воду для питья, поить ею скот и
использовать ее для орошения.
Дождь выпал также и на другую
часть земли, представлявшую
собой равнину, которая не
задержала воду и на которой
ничего не выросло. Эти части земли
подобны тем людям, которые
постигли религию Аллаха,
получили пользу от того, с чем
послал меня Аллах, сами
приобрели знание и передали его
другим, а также тем, кто не
обратился к этому сам и не принял
руководства Аллаха, с которым я
был направлен к людям» аль-
Бухари 79, Муслим 2282.
непокорность
«Обратитесь к вашему Господу и
покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар»,
аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто
подчинил свой лик Аллаху, будучи
творящим добро, тот ухватился за
надежную рукоять» (Сура
«Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит
подчиниться, а творить добро —
значит признавать единобожие.
Выражение ﺍﻟﻌﺮﻭﺓ ﺍﻟﻮﺛﻘﻰ
«аль-‘урва аль-уска», означающее
«надежная рукоять», было
истолковано как «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал:
«Но нет — клянусь твоим
Господом! — они не уверуют, пока
они не изберут тебя судьей во всем
том, что запутано между ними, не
перестанут испытывать в душе
стеснение от твоего решения, и не
подчинятся полностью!» (Сура «ан-
Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что
посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Не
уверует никто из вас до тех пор,
пока страсть его не последует за
тем, с чем я пришел!» Ибн Аби
‘Асым в «ас-Сун...Ещё4. Повиновение, исключающее
непокорность
«Обратитесь к вашему Господу и
покоритесь Ему» (Сура «Аз-Зумар»,
аят 54).
Всевышний Аллах сказал: «Кто
подчинил свой лик Аллаху, будучи
творящим добро, тот ухватился за
надежную рукоять» (Сура
«Лукман», аят 22).
Подчинить свой лик — значит
подчиниться, а творить добро —
значит признавать единобожие.
Выражение ﺍﻟﻌﺮﻭﺓ ﺍﻟﻮﺛﻘﻰ
«аль-‘урва аль-уска», означающее
«надежная рукоять», было
истолковано как «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха».
Всевышний Аллах также сказал:
«Но нет — клянусь твоим
Господом! — они не уверуют, пока
они не изберут тебя судьей во всем
том, что запутано между ними, не
перестанут испытывать в душе
стеснение от твоего решения, и не
подчинятся полностью!» (Сура «ан-
Ниса», аят 65).
‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что
посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Не
уверует никто из вас до тех пор,
пока страсть его не последует за
тем, с чем я пришел!» Ибн Аби
‘Асым в «ас-Сунна» 15, аль-
Байхакъи в «аль-Мадхаль» 209,
аль-Хатыб в «ат-Тарих» 4/469.
Относительно достоверности этого
хадиса есть известное разногласия
среди ученых. Однако имам Абу
Ну’айм, имам ан-Науауи, шейх Ибн
аль-Къайим, имам Ибн Муфлих,
хафиз ас-Суюты, шейх Мухаммад
ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх
Сыддыкъ Хасан Хан, хафиз аль-
Хаками назвал его достоверным.
См. «аль-Арба’ин» № 41, «аль-
Адабу-шшар’ия» 3/69, «Усуль аль-
иман» 1/264, «Ма’аридж аль-
къабуль» 2/78.
И даже если бы этот хадис был и
слабый со стороны иснада, смысл
его правильный, так как
подтверждается Кораном!
Всевышний Аллах сказал: «Для
верующего мужчины и верующей
женщины нет выбора при
принятии ими решения, если Аллах
и Его посланник уже приняли
решение! А кто ослушается Аллаха
и Его посланника, тот впал в
очевидное заблуждение» (Сура
«аль-Ахзаб», аят 36).
Всевышний Аллах также сказал:
«Если они не ответят тебе, то знай,
что они лишь следуют за своими
страстями. А кто может быть более
заблудшим, чем тот, кто следует
своим страстям без верного
руководства от Аллаха?» (Сура
«аль-Касас», аят 50).
многобожие
Т.е. очищение добрых дел от
любых примесей многобожия
посредством праведного
намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах
сказал: «Поклоняйся же Аллаху,
будучи искренним перед Ним в
религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь
им было велено лишь поклоняться
Аллаху, служа ему искренне, как
ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят
5).
Абу Хурайра рассказывал:
«Однажды я спросил: “О посланник
Аллаха, кто будет самым
счастливым из людей благодаря
твоему заступничеству в Судный
день?” В ответ посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и
думал, что никто не спросит об
этом раньше тебя, поскольку я
видел, как ты стремишься слушать
мои слова! В День воскрешения
счастливейшим из людей
благодаря моему заступничеству
станет тот, кто сказал: “Ля иляха
илля Ллах”, будучи искренним в
сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари
приводится рассказ ‘Итбана бин
Мали...Ещё5. Искренность, исключающая
многобожие
Т.е. очищение добрых дел от
любых примесей многобожия
посредством праведного
намерения.
Всевышний и Всемогущий Аллах
сказал: «Поклоняйся же Аллаху,
будучи искренним перед Ним в
религии!» (Сура «аз-Зумар», аят 2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь
им было велено лишь поклоняться
Аллаху, служа ему искренне, как
ханифы» (Сура «аль-Беййина», аят
5).
Абу Хурайра рассказывал:
«Однажды я спросил: “О посланник
Аллаха, кто будет самым
счастливым из людей благодаря
твоему заступничеству в Судный
день?” В ответ посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал мне: “О Абу Хурайра, я так и
думал, что никто не спросит об
этом раньше тебя, поскольку я
видел, как ты стремишься слушать
мои слова! В День воскрешения
счастливейшим из людей
благодаря моему заступничеству
станет тот, кто сказал: “Ля иляха
илля Ллах”, будучи искренним в
сердце своем!”» аль-Бухари 99.
Также в «Сахихе» аль-Бухари
приводится рассказ ‘Итбана бин
Малика о том, что Пророк, мир ему
и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, Аллах запретил Огню
[касаться] того, кто сказал, что нет
божества, кроме Аллаха, стремясь
тем самым к Лику Аллаха» аль-
Бухари 425.
лицемерие
Т.е. произносить это свидетельство
полагается искренне от всего
сердца, чтобы душа вторила устам.
Всевышний Аллах сказал: «Среди
людей есть такие, которые
говорят: “Мы уверовали в Аллаха и
в Последний день”. Однако, они
неверующие! Они пытаются
обмануть Аллаха и верующих, но
обманывают только самих себя и
не осознают этого» (Сура «аль-
Бакара», аяты 8-9). Их слова
лживы, и они скрывают то, что не
произносят языком.
Му‘аз ибн Джабаль рассказывал,
пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал ему: «Кто бы ни
свидетельствовал, что нет
божества достойного поклонения
кроме Аллаха, и что Мухаммад –
посланник Аллаха, будучи
правдивым в своем сердце, того
обязательно Аллах сделает
запретным для Огня!» аль-Бухари
128, Муслим 32.
Таким образом, он назвал
произнесение слов «нет божества,
достойного поклонения, кроме
Аллаха» искренне, от всего сердца,
условием спасения от Ада.
ненавистью (неприязнью)
Т.е. любовь к этому свидетельству,
к тому, что из него вытекает и на
что оно указывает, и к людям,
которые руководствуются им,
выполняют его условия, а также
ненависть ко всему, что
противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те,
которые уверовали! Если кто-
нибудь из вас отступит от своей
религии, то Аллах приведет других
людей, которых Он будет любить,
и которые будут любить Его» (Сура
«аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые
приобщают к Аллаху равных и
любят их так же, как любят
Аллаха. Но те, которые уверовали,
любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-
Бакара», аят 165).
Он сообщил, что Его верующие
рабы любят Его сильнее всего, и
причина этого в том, что они
никого не равняют с Ним.
Признаком любви раба к Аллаху
является то, что он отдает
предпочтение всему, что любит его
Господь, если даже это не
совпадает с его желаниями, и
ненавидит все, что ненавистно его
...Ещё7. Любовь, несовместимая с
ненавистью (неприязнью)
Т.е. любовь к этому свидетельству,
к тому, что из него вытекает и на
что оно указывает, и к людям,
которые руководствуются им,
выполняют его условия, а также
ненависть ко всему, что
противоречит ему.
Всевышний Аллах сказал: «О те,
которые уверовали! Если кто-
нибудь из вас отступит от своей
религии, то Аллах приведет других
людей, которых Он будет любить,
и которые будут любить Его» (Сура
«аль-Маида», аят 54).
Могучий и Великий Аллах сказал:
«Среди людей есть такие, которые
приобщают к Аллаху равных и
любят их так же, как любят
Аллаха. Но те, которые уверовали,
любят Аллаха сильнее» (Сура «аль-
Бакара», аят 165).
Он сообщил, что Его верующие
рабы любят Его сильнее всего, и
причина этого в том, что они
никого не равняют с Ним.
Признаком любви раба к Аллаху
является то, что он отдает
предпочтение всему, что любит его
Господь, если даже это не
совпадает с его желаниями, и
ненавидит все, что ненавистно его
Господу, если даже его душа
склоняется к этому. Он любит тех,
кто любит Аллаха и Его
Посланника, да благословит его
Аллах и приветствует, и враждует с
теми, кто враждует с Аллахом и Его
Посланником, да благословит его
Аллах и приветствует. Он следует
путем Посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и
приветствует, идет по его стопам и
принимает его верное
руководство.
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «В
тот, в ком будут три качества,
ощутит сладость имана (веры)! Кто
будет любить Аллаха и
посланника Его больше всего
остального; будет любить какого-
то человека только ради Аллаха; и
будет не желать возвращения к
неверию после того, как Аллах
спас его от него, также как не
желает он быть брошенным в
огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
Также некоторые обладатели
знания выделяют и восьмое
условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от
всего, чему поклоняются помимо
Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не
верует в тагута, а верит в Аллаха,
тот ухватился за самую надежную
рукоять, которая никогда не
сломается. Аллах – Слышащий,
Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят
256).
Всевышний Аллах также сказал:
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и
народу: “Воистину, я не причастен
к тому, чему вы поклоняетесь,
кроме Того, Кто сотворил меня.
Воистину, Он поведет меня прямым
путем”» (Сура «...ЕщёОт Анаса сообщается, что
посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «В
тот, в ком будут три качества,
ощутит сладость имана (веры)! Кто
будет любить Аллаха и
посланника Его больше всего
остального; будет любить какого-
то человека только ради Аллаха; и
будет не желать возвращения к
неверию после того, как Аллах
спас его от него, также как не
желает он быть брошенным в
огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
Также некоторые обладатели
знания выделяют и восьмое
условие шахады, а это:
8. Непризнание и отречение от
всего, чему поклоняются помимо
Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Кто не
верует в тагута, а верит в Аллаха,
тот ухватился за самую надежную
рукоять, которая никогда не
сломается. Аллах – Слышащий,
Знающий!» (Сура «аль-Бакара», аят
256).
Всевышний Аллах также сказал:
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и
народу: “Воистину, я не причастен
к тому, чему вы поклоняетесь,
кроме Того, Кто сотворил меня.
Воистину, Он поведет меня прямым
путем”» (Сура «аз-Зухруф», аяты
26-27).
От Тарикъа ибн Ашьяма
сообщается, что посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля
Ллах”, а затем отверг все, чему
поклоняются помимо Аллаха, того
имущество и кровь запретны, а
ответ его у Аллаха!» Муслим 23.
Данное условие весьма важное и
является одним из самых
основных! Ведь даже если человек
примет свидетельство «ля иляха
илля Ллах», будет произносить его
языком и быть убежденным в его
истинности сердцем, более того,
поклоняться только Одному
Аллаху, однако вместе с этим не
будет считать ложным все, чему
поклоняются люди помимо Аллаха,
то его свидетельство будет
недействительным! См.
«Тайсируль-Азизиль-Хамид» 286.
условиях, человек будет полагать,
что есть скажем какая-либо
религия, которая также является
истинной, как например те, кто
говорит, что христиане и иудеи не
являются неверными и что они
будут спрошены на основании
своего Писания, то его
свидетельство «ля иляха илля
Ллах», является
недействительным!
И в заключении, хвала Аллаху –
Господу миров!