Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Наиболее распространенное нарушение среди расстройств произносительной речи, которое проявляется в избирательномнарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков,замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.
Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2класс). У детей более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%.
Фомы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение):
1. Функциональная дислалия.
О ней мы можем говорить в тех случаях, когда не наблюдается нарушений строения периферического речевого аппарата (челюстей, языка, неба, зубов). Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.
Среди причин возникновения функциональной дислалии выделяют биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка в следствие различных соматических заболеваний (особенно в периодактивного формирования речи), задержка психического развития(минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи,избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагополучное социальное окружение (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, недостатки воспитания).
При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звука, что можетбыть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы неразличаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. В следствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев