Китайские нефтеперерабатывающие заводы резко сократили закупки российской нефти из-за ужесточения американских санкций, под которые попали 180 танкеров «теневого» флота, а также «Газпром нефть» и «Сургутнефтез».
В феврале морские поставки нефти из РФ в КНР сжались до 500 тысяч баррелей в сутки против 1,05 млн в среднем в предыдущие три месяца, сообщает Reuters со ссылкой на статистику Kpler. Российские баррели Китай заменяет поставками из Бразилии и Анголы: первая увеличила экспорт на рынок КНР с 0,91 до 1,05 млн в день, а вторая — почти вдвое, с 0,67 до 1,13 млн баррелей ежедневно.
Индия, напротив, увеличила закупки, чтобы получить как можно больше грузхов до 27 февраля — даты, когда санкции вступают в полную силу. В феврале на индийский рынок из России поступало 1,71 млн баррелей в день — максимальный за три месяца объем.
Дальнейшая судьба российской нефти, которую кроме Индии и Китая в больших объемах не покупает ни одна страна мира, остается туманной. Секретарь индийского министерства нефти Панкаж Жаин заявил на этой неделе, что порты страны готовы принимать только грузы на не попавших под санкции танкерах. А это значит, что и число судов, и объемы уменьшатся, рассказали Reuters источники на индийских НПЗ.
Попытка договориться с индийцами на конференции India Energy Week, куда от России ездил глава подсанкционного «Совкомфлота» Игорь Тонковидов, закончилась ничем. Индийские покупатели отказались оплачивать услуги компании в любых валютах, включая рупии, рассказали собеседники Reuters.
Ранее аналогичные ограничения ввели порты китайской провинции Шаньдун, в том числе Циндао, входящий в топ-5 в стране. По словам одного из источников Reuters, поставки российской нефти в Китай уже в марте могут обрушиться на 70%, или на 700-800 тысяч баррелей в сутки относительно января. Государственные НПЗ, скорее всего, будут отказываться от баррелей российского происхождения, потому что из-за санкций сократилось число посредников и страховщиков, готовых участвовать в таких сделках, поясняет собеседник агентства.
Сложности с продажей нефти российские нефтяники испытывают уже сейчас. По оценкам Goldman Sachs, 17 млн не нашедших покупателей баррелей дрейфуют в море в танкерах, превращенных в плавучие хранилища. К лету этот объем может увеличиться до 50 млн баррелей, прогнозируют аналитики банка.
Это может вынудить нефтяные компании сократить добычу. Пока же они пытаются заманить клиентов дополнительными скидками. Цена сорта Urals — главной российской экспортной марки в портах Балтийского моря — упала ниже $60 за баррель. В четверг, 13 февраля, по данным Reuters партии Urals продавались по $59,33 за бочку. Это почти на 15% ниже уровня, который заложен в бюджет-2025 ($69,7 за баррель).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев