4 ОКТЯБРЯ, 63 года назад, отошел ко Господу митрополит Вениамин (Федченков) /02.09.1880 - 04.10.1961/
У него была какая-то изумительная простота, таких простых людей надо с фонарем искать. Но с другой стороны, в этом было что-то замечательное.
Родился владыка в Тамбовской губернии. Семья жила трудно, в поте лица зарабатывая хлеб насущный. Но благодаря постоянному труду и самоограничению, родители сумели дать шестерым детям хорошее образование. Трое из них "пошли по духовной дороге".
В детстве владыка часто болел. По причине слабого здоровья его даже крестили в самый день от рождения. В возрасте полутора лет он опасно заболел воспалением легких, и мать дала обет Богу: в случае, если сын останется жив, сходить с ним вместе на поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского. Младенец выздоровел, и мать отправилась вместе с ним в путь.
О том, что произошло дальше, Владыка узнал через много лет от своей сестры. “Мать стояла в храме святителя Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: “Он будет святитель!” И мать мне никогда об этом не говорила”.
После окончания духовного училища и Тамбовской Духовной Семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
В академии встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова,†19.02.1940), связь с которым сохранил и в дальнейшем.
Духовными наставниками у него были поистине великие учителя: святой праведный Иоанн Кронштадтский, старец Нектарий Оптинский, Валаамские подвижники.
Владыка состоял в переписке с преподобным Силуаном Афонским, который сказал о нем так: «Господь Иисус Христос любит владыку Вениамина».
В феврале 1919 года архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонеского монастыря в Одессе.
Весна 1920 года ознаменовалась для викария Таврической епархии вступлением в белое движение. По приглашению генерала Врангеля он возглавил военное и морское духовенство Русской Армии.
Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул владыки) он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты "Святая Русь". Он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.
Судьба святителя удивительна. Будучи по воспитанию убежденным монархистом, который еще мальчиком со слезами бегал читать сводки об ухудшавшемся состоянии здоровья государя Александра III, считая богоборческую власть наказанием Божиим за грехи всех классов российского общества, возглавив военное духовенство Русской армии барона Врангеля и эмигрировав вместе с нею за границу, владыка все же признал советскую власть и вернулся на Родину. Почему случилось именно так?
Святитель Божий вставал в ряды Белой армии именно как защитницы Православия, но скоро увидел, что вера у «лучших сынов России» весьма теплохладна и в конце концов даже снята со знамен белого движения.
Он хотел быть вместе с народом, но оказалось, что ни у Врангеля, ни там, за границей, русского народа нет... Русский народ, пусть обманутый, пусть покоренный, остался в России и признал советскую власть. Разрыв владыки с Белым движением произошел из-за того, что оно политизировалось.
В 1927 году владыка подал прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит св. Саввы Сербского, где жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. В скиту владыка подвизался в 1927-1928 годах.
Владыка искренне хотел служить русскому народу, который он видел разделенным в результате Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции.
После нападения Германии на Советский Союз выступал с призывами к русской эмиграции забыть разногласия и оказывать помощь СССР.
В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор. В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю.
Он участвовал в работе Поместного собора, в избрании и интронизации Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) /†17.04.1970/, совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.
В феврале 1948 года владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года.
В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским (†11.06.1961) - знаменитым "святителем-хирургом", подвижником благочестия, ныне прославленным в лике святых.
Митрополит Вениамин был великим молитвенником. Перед тем как принять какое-либо важное решение, он служил сорок литургий. Очевидцы примечали, что даже Имя Божие владыка не мог произносить без слез.
Примечали и то, что старенький «чудаковатый» митрополит, который мог всерьез хлопотать о покупке самолета для нужд епархии, не совсем уж ради чудачества раздаривал своим прихожанам кому конфеты, а кому и луковицы, предуказывая одним радости, а другим слезы: видно, то был ему от Бога дар предвидения...
Затем Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) митрополиту Вениамину определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским.
К этому времени состояние здоровья владыки сильно ухудшилось. В 1958 года владыка ушел на покой и поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание - лишился дара речи.
4 октября 1961 года владыка Вениамин почил о Господе и был погребен в Богом зданных пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев