Как только я приехал в Петроград, я попросил показать мне школу, и это было сделано. Школа была исключительно хорошо оборудована, гораздо лучше, чем рядовые английские начальные школы; дети казались смышлеными и хорошо развитыми. Я решил, что мне показали специально подготовленную для моего посещения школу. Человек, сопровождающий нас, начал спрашивать детей об английской литературе и их любимых писателях. Одно имя господствовало над всеми остальными. Моё собственное. Такие незначительные персоны как Мильтон, Диккенс, Шекспир, копошились у ног этого литературного колосса. Я покинул школу с натянутой улыбкой.
Через три дня я внезапно отменил утреннюю программу и потребовал, чтобы мне показали любую школу поблизости. Я был уверен, что теперь-то попаду в поистине скверную школу. На самом деле, всё, что я увидел, было гораздо лучше - и здание, и оборудование, и дисциплина. Побывав на уроке, я убедился, что обучение поставлено превосходно. Мне показали массу чертежей и макетов, сделанных учениками. Я видел, как готовили обед для детей; он был вкусно сварен из продуктов гораздо лучшего качества, чем обед, который мы видели в районной кухне.
Под конец мы решили проверить необычайную популярность Герберта Уэллса среди русских подростков. Никто из этих детей никогда не слыхал о нём. Это окончательно убедило меня в том, что я нахожусь в совершенно нормальном учебном заведении. После я обменялся впечатлениями с теми, кто побывал в России, в частности с д-ром Х. Гэстом, который тоже "застал врасплох" несколько школ в Москве, и пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет грандиозная работа по народному просвещению и что, несмотря на всю тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского режима.
Герберт Уэллс "Россия во мгле".
Картина Романа Подобедова. Ленин беседует с Гербертом Уэллсом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев