Вспоминая прошлое, я задумалась над вопросом: «Что заставляло нас, уже немолодых женщин, рано вставать, собираться и идти, порой с тросточками, по горам, по долам в храм села Колюткино?» Сначала было просто любопытство, а потом огромное желание, нас тянуло и тянуло туда. И я поняла, что это была радость. Радость души, которая после тёмной ночи атеизма вдруг почувствовала тёплый луч света. И света хотелось всё больше и больше. Мы жадно вслушивались в каждое слово. Кажется, что ещё не надышались воздухом храма, а литургия уже закончилась, нужно идти домой. Но батюшка Леонид (Слободчиков) приглашает нас в трапезную поесть на дорожку, пообщаться. Мы прислушивались к словам и советам более опытных прихожан, певчих из города. Задавали вопросы, учились вести себя в храме, правильно подходить к иконам, правильно стоять, одеваться. Переписывали молитвы, акафисты, духовные стихи и песнопения. Когда стало появляться духовная литература, старались приобрести книги, брошюры, газеты, журналы. Обменивались книжками, обсуждали. Однажды в городе, в продуктовом магазине мне удалось купить «Закон Божий» в двух томах. Вот такие чудеса бывали в девяностые годы. Мы жадно читали, покупали кассеты с песнопениями Юлии Берёзовой, иеромонаха Романа, Максима Трошина. Переписывали на магнитофонах записи друг у друга, сами пели. И радовались! И радость эта переполняла нас. Нам хотелось делиться ею с другими людьми. Мы узнали Благую Весть, и хотелось нести её в своё село соседям, знакомым и незнакомым людям. Кое-кто присоединился к нам. Люди крестились, венчались, причащались. Мы приносили в село книги, газеты. Не было в селе храма, батюшки, но потребность в молитве была. Когда кто-то умирал, люди приглашали нас почитать над покойным, пригашали на поминки. Мы изучили всё, что касалось похорон, как организовать и обустроить похороны, что и как читать. Певчие из города привозили нам книги, даже очень древние. Батюшка нас благословил. Так постепенно складывалась не только активная десятка, но и община в селе. С помощью Владимира Александровича Дедюлина стали устраивать субботники на кладбище, пели литии. Верующих людей становилось всё больше, и мы были рады и всячески этому способствовали.
Конечно, были у нас и споры, и ссоры. Но учились прощать. Были и скорби, и утраты, и болезни, и падения, и искушения. Было и безденежье. Не платили вовремя зарплаты, пенсии. Иногда покупали на всех одну свечку. Но в храме всегда подскажут, какому святому молиться, какой акафист почитать. Молились друг за друга, помогали. Молились и за батюшку, на него были гонения. Пришлось ему служить в городских храмах. А мы узнавали, где он, и ехали к нему на службу то в Вознесенский храм, то в Ивановскую церковь, чтобы повидаться и поддержать его. Однажды в Храме во имя Иоанна Предтечи мы были у батюшки на исповеди. Мы были приучены ходить на исповедь со свечами. По окончании исповеди батюшка собрал все свечи, поставил перед ликом Святителя Николая, зажёг их, встал на колени и стал молиться о нас. Батюшка Леонид воевал в Афганистане, был награждён. К нам в село на 9 Мая он всегда приезжал с наградами. В селе его любили, всегда приглашали на День Победы. Иногда он лечился в госпитале на Широкой речке. У батюшки был сын и жена. Но жена не захотела стать матушкой. Тогда батюшка принял постриг с именем Алексий. Его перевели в Челябинскую епархию. Там жила его мама, слепая старушка. Мы переписывались с ним, он приезжал к нам в спецшколу. Сейчас он игумен Алексий.
Среди нас неформальным лидером была Нина Бикетова. Она знала людей в селе, особенно фабричных, умела позвать за собой, организовать. Нина крестилась в Колюткино, написала об этом брату и сестре в Москву. Родные ей ответили, что она была крещенной в детстве. Их дедушка был священником, все были крещенными. Видимо, семья священника претерпела репрессии. Все дети воспитывались в детдомах. Нина с трёх лет. В начале войны дети детдома были отправлены на Урал. Здесь Нина росла, училась, попала на фабрику в Черноусово вместе с другими девочками из детдома. За доблестный труд была награждена орденом «Знак почёта». Брат и сестра услышали об этом по радио, разыскали Нину. А ещё одну сестру Раю так и не смогли найти.
Дома у Нины мы и собрались в 1998 году, когда к нам в село приехал отец Владимир (Братенков), благочинный. Был составлен Устав, распределены обязанности. Видимо, пригласил отца Владимира В.А. Дедюлин. Ведь именно к Дедюлину по всем вопросам мы обращались, да и все жители села. Он у нас был депутатом. Хоть больших денег у В. А. Дедюлина не было, как и у Сергея Игоревича Самгина, но были должности и связи в районе. Они поддержали идею восстановления храма и помогли, чем могли. В районе открывались храмы один за другим, видимо, и до нашего храма дошло. Или дошли наши молитвы и просьбы. У нас не было ни храма, ни батюшки своего, ни спонсоров. Но мы собирались, решали возникшие проблемы, куда пойти, к кому обратиться, что просить. Молились, читали Акафист иконе Божией Матери «Экономисса», «Молитву по соглашению», просили Бога послать нам делателей и благодетелей. И шли с просьбами и предложениями к начальству. И к Владыке обращались. Никого не оставляли в покое. И бабушек выслушивали и старались как-то помочь. А как их не слушать? Ведь это не простые пенсионерки, а воспитанницы детдомов военного времени, труженицы тыла. Вдовы и жёны фронтовиков. Решали вопрос с рамами для окон, потом стали готовить часть храма до второго этажа к первому молебну, как наказал нам отец Владимир. После проведённого молебна приходили каждый день в храм, что-то убирали, чистили, мыли. И каждый раз на полу была лужа. Крыша протекала. Там берёзки росли. Созвали собрание в конторе фабрики решать вопрос с крышей. Кто-то посоветовал обратиться к Г. С. Мостову. Мы его встретили в коридоре и попросили помочь починить крышу. Он спросил, сколько нужно денег, но мы этого не знали. Пошёл сам, посмотрел и решил восстанавливать храм. Привлёк батюшку Андрея (Кудрявцева). Батюшке платили зарплату с фабрики, где-то тысяч семь. По гарантийному письму мы с Зоей Михайловной Волковой съездили на фабричной газели в Епархию. Закупили свечи, иконы, книги. Мы делали всё, что нам скажут батюшка и Геннадий Сергеевич. И Геннадий Сергеевич делал всё, что мы попросим. Батюшка Андрей научил семью Комаровых петь на клиросе. Появились свои певчие. Так шаг зашагом хорошел храм трудами и молитвами. А мы радовались всему: холстам с иконами на полу храма, к которым мы приложились, а потом их приклеили под куполом, крестам, колоколам, крещению односельчан у стены храма, молебну перед храмом, первой литургии, каждому новому прихожанину.
Думаю, что нужно поминать наших бабушек. Глядишь, и помогут. Они такие. Ведь у Бога все живы.
С любовью о Господе – раба Божия Галина (Суровешкина).
2024 г
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4