С благословением Воскресшего Христа, готовлю повторный выпуск своей повести "Старообрядцы". Пришло её время. Президент взял благословение, посетив слободу на Рогожском кладбище.
Вступление
Старообрядцы… Для многих это слово ничего не значит. Многие считают их сектой. Сами о себе они не трубят – «Воды глубокие плавно текут, люди премудрые тихо живут».
Много лет прошло с тех пор, как начал волновать этот вопрос. Немало литературы изучено и сопоставлено, немало просмотрено фильмов. Проделана значительная работа в архивах Сов гавани, Ванино, Хабаровска, Владивостока и Подольска в поисках информации. Но главный материал – это воспоминания о детстве, дополненные рассказами бабушек и дедушек.
Позднее посчастливилось познакомиться с истинными хранителями праведной, дониконианской веры, которую принёс в Россию князь Владимир. Благодаря этой вере Русь начали называть "святой" – что это значит мы, простые смертные, можем только предполагать.
Сегодня, в рамках общения между собой, эти люди, как и во все века, занимают активную жизненную позицию. Вера их - не солнечные блики на воде, а глубокомысленный, гармоничный монолит, в котором нет мелочей. Возьмём «Домострой», который скрупулёзно расписывает, как спать, как вставать, как работу начинать: «…Если с кем передаёшь молоко – наполняй сосуд до краёв…». И это для того, чтобы не соблазнить посланника на грех воровства, даже одного глотка!!!
А узорочье домов!!! Коньки на спинках кроватей, на крышах и ставнях – это символ колесницы Ильи-пророка, несущейся в небо. Голуби, украшающие жилище христиан, свидетельствуют о том, что на доме почиет благодать, Божия и вас в нём не обидят.
Узоры, вышитые на рушниках, косоворотках, кофтах, поясах – это зашифрованные письмена, которые могут читать только посвящённые. Для нас - это просто украшение. Все символы хранятся веками и передаются из поколения в поколение.
Вода – символ крещения, очищения и в любое время года бельё полоскали в открытых проточных водоёмах.
Однажды участвовала в подготовке старообрядческого храма к Пасхе. Какое там благоговение перед всем, к чему прикасалась рука! А в господствующей ныне церкви наблюдала, как тряпкой, которой стёрли пыль со стола, начали протирать... икону.
Помню, выстирали рушники и занавески из Храма, прополоскали в нескольких водах в тазу, а когда собралась вывешивать, остановили:
- Раз не можем прополоскать в проточной воде, надо хотя бы облить из ковша. Обливали из ковша, которым только черпают воду но, ни в коем случае не пьют.
Для многих «притчей во языцех» является отдельная посуда для иноверцев. Но это помогало спасаться от эпидемий чумы и холеры, не говоря о духовной стороне вопроса. Его ныне многие, даже христиане из господствующей церкви, предпочитают решать у всевозможных колдунов и гадалок, имеющих отдельные телевизионные каналы!
Меня поразили выдержки из архивной книги: «Труды 4 Хабаровского съезда» (глава: «Старообрядцы, как колонизаторы Уссурийского края»), который проходил в 1903 году.
1. …въ начале 20 столетия, приамурский генерал-губернаторъ возбуждаетъ передъ высшей администрацией
ходатайство о переселении на русский Дальний Востокъ (предпочтительно передъ землепашцами малороссами, которые доселе направлялись туда) великороссовъ из лесных губерний, преимущественно раскольниковъ…
2. …русские раскольники более предприимчивы... знаютъ ремёсла, займутся промышленной деятельностью съ усилением разработки естественных богатствъ (горныхъ, лесныхъ, рыбныхъ).
3. … съ корчеванием леса малороссы не справляются. Другое дело староверы, въ особенности изъ лесных местностей… Они забираются въ такие дебри, что съ трудомъ веришь, возможности попасть туда не только съ грузомъ, съ земледельческим инвентарёмъ, домашним скрабомъ и детьми, но даже и поржнякомъ… Къ ним подселяли малороссовъ и старообрядцам приходилось искать новых местъ… Но и туда заведывающий переселенческим деломъ подселялъ малороссов, разыгрывая сказку про белого бычка (скорее колобка)…
Каюсь перед этими «Данками»*, за то, что когда 2001 году моя книга: «Звездопад души» попала в администрацию президента и патриарха Алексия, то породила новую волну расколов.
Для нашего города, она пользу принесла: строительство храма было перенескно из заболоченного парка на светлую горку, упаковали в бетон убитую, загаженную речку Кулешовку, а вот для старообрядцев…
Было принято решение о выделении средств старообрядцам, для переселения из-за границы и по объединению церквей: господствующей и старообрядческой, без исправления повреждённых Никоном молитв, что привело к новым расколам.
О никоновских повреждениях в Псалтири и молитвах можно узнать из книги Б.П.Кутузова: «Церковная «реформа» 17 века, как идеологическая диверсия и национальная катастрофа», переизданная в 2008 года.
В середине 90-х годов (не могу назвать точную дату – заметка в газете не сохранилась) на Камчатке произошёл такой случай: женщина-старообрядка, преподавая в воскресной школе, дерзнула написать икону в качестве наглядного пособия, и она начала мироточить. Владыко Вениамин не особо дружелюбно относившийся к старообрядцам, ездил приложиться к этой иконе.
Когда брала благословение у старообрядческого батюшки для написания книги, он спросил:
- Что ты можешь знать об этом? Не будет это выглядеть сказкой?..
Этот вопрос повысил чувство ответственности при анализе исследований.
Однажды при внучке включила диск с Литургией Василия Великого со знаменным распевом. Она воскликнула:
- Бабушка, пение так походит на богослужение мусульман!
Меня замечание привело в восторг.
- Да, моя хорошая! Первое Евангелие написал евангелист Марк со слов Апостола Петра, ещё до его смерти в 67 г. н. э. по просьбе церкви в Риме. Закончил в 68 г. н. э.
Когда в кочевом племени бедуинов родился пророк Мухаммед, оно было на грани вымирания. Мухаммед, занимаясь торговлей, посещал много стран, где познакомился с учением христиан. Он написал Коран, опираясь на Евангелия, учение буддистов, но внёс некоторые изменения, полезные для его народа, например, многожёнство. По преданию ему являлся Архангел Джебраил (Гавриил), помогал в написании Корана.
Началом распространения ислама считается 610 г. н. э. Сначала приняли родственники, друзья. Потом оно распространялось всё дальше. В результате религия мусульман выросла в могучую, многочисленную культурообразующую конфессию, в отличие от нас, у которых жестоко вырвали веру предков и превращают страну в вертеп разбойников. Твоё замечание ещё раз подчеркнуло истинность вероисповедания староверов.
Господствующая церковь заслуживает глубокого уважения. Там много истинных подвижников. По вере, движению души, в ней совершается немало чудес. Но к объединению, по воле Господа и нравственным принципам, мы ещё не готовы.
Это надо делать не спонтанно, а глубоко осмысленно, опираясь на знания, чтобы уметь сравнивать и отличать зёрна от плевел. Выбор должен быть искренним и твёрдым. От высших чинов зависит, когда и в каком виде преподносить знания исстрадавшемуся народу. А их может вразумить Господь, когда народ станет достоин. Пока господствующая церковь, как Предтеча, крестит Крещением Иоанна, готовит к принятию истинной веры.
Но Зарубежная Православная Церковь покаялась перед нашими национальными героями на Архиерейском Соборе в 2000 году. Вот фрагмент из Покаяния "Русской православной Церкви за границей":
"«Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения…
В XX веке на господствующую Российскую Церковь
обрушились новые преследования, от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану»…
Свете тихий
Посвящается старообрядцам.
Радуйтесь, боярыня Морозова,
Свете тихий, неземной – Федосьевна!
Протопопе Аввакум наш светозарный!
Шли за вами на дыбу и на костёр,
Когда Никон, чёрной тучи непроглядней,
Ереси соорудил шатёр.
И теперь к нам СВЕТ не проникает.
Мы лишены и чести, и чинов.
Он, всех служителей из верных Богу братьев,
В послушных, жалких превратил рабов.
И катится Россия к преисподней:
На крови братьев, пьянстве, воровстве,
Но развратителям людей ещё угодно,
Чтоб повреждённые молитвы пели все.
Коль не исправим – не поднимемся с колен мы,
Хоть молятся все павшие за нас.
Как души наши, поле стонет в хламе –
И будит совесть, ждёт свой звёздный час.
Но только искры от крещений огневых
Над храмами зарницами сверкают.
Боль от молитв знаменных, волевых
Их неземным сияньем прославляет.
Воспламеняет дух нетленной веры,
В заблудших и остуженных сердцах.
И подражая им, последний станет первым
В делах земных и в небесах.
Дорогие Друзья и Читатели, изложение вступления, предельно объективное. Помолитесь о себе и обо мне, грешной, неповреждённой молитвой к Богородице-Заступнице:
Богородице Дево, радуйся, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим.
Для сравнения приводится вариант повреждённой молитвы: Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших…
Можно провести принципиальный анализ богохуления, повреждённой молитвы, но повесть не об этом. Чтобы не отнимать благодать за самостоятельные духовные труды, оставляем всем ищущим правды, самостоятельно изучить вопрос по книге Федора Евфимьевича Мельникова «Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви».
Часть 1 Сношеньки
Глава 1 Душа застёгнутая на все пуговицы
Год 1955
Саянская весна самая восхитительная! Весна всегда и везде прекрасна, но по-своему. Здесь она какая-то колдовская, потому что проснулась под шаманские бубны и горловое пение. Берёзовые косички повязаны яркими лоскутками с задушевными наговорами, и все пьянеют от глотка ветра, который почтовым голубем разносит по степи трогательные слова о нежности, верности, любви.
... Пятилетняя малышка пытается во сне свернуться калачиком, но узкая скамья не позволяет. Девочка просыпается, ворочается, пытаясь занять любимую позу, засыпает и просыпается снова.
Её возня выводит Федосея из похмельного забытья. Его мозг ещё спит, но взгляд тонет в звёздной пучине неба. Там холодно и п-у-у-у-сто. Оттуда не хочется возвращаться. Но мозг трансформирует звёзды в фосфоресцирующие искры за бортом разведкатера… Сознание взрывается болью воспоминаний, которые хочется растоптать, выжечь, вытравить. Похмельного угара не хватило до утра – днём легче.
Каждая ночь для него, как кол, на который Никон сажал его простодушных предков. Их муки были длительными и мучительными, но они не тянулись годами… Г-О-Д-А-М-И… Уже десятый год он, живой, топчется по трупу собственной судьбы, с устами, заклеенными подпиской о неразглашении… Его считают выпивохой, смеются, судачат, а его тянет к ним. Всё ТО было ради них… А если снова ради них? Да какая разница: один воз, или два. Тогда знал бы о душераздирающих ночах, свернул? Нет… Судьба преданного, оклеветанного Исуса легче участи Иуды. Значит, Богу нужны его страдания?.. Тоже ради них?! Бог не посылает страданий выше сил… Но они сломали… Они сломали меня! Он скрипнул зубами и застонал. Ему захотелось в глушь тайги, кататься по земле, выть, исповедаться замшелому кедру. Но порыв вскоре прошёл – ему не нужен шум кедровой кроны. Его душе, застёгнутой на все пуговицы, нужно простое человеческое слово… Он зажёг лучину. Закурил трубку и стал натягивать сапоги.
– Деда, уже раннее утро? Мы идём рыбачить?
– Нет, ещё поздняя ночь. Ты спи, я разбужу тебя, Светик-семицветик.
– Я не хочу спать. Я хочу с тобой.
Она уже ползала по полу и натягивала разбросанные вещи.
Продолжение следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев