Камень с надписью на уйгурском и арабском языках о победе Тимура над золотоордынским ханом Тохтамышем. Карасакпай, 1391 г. Арабска надпись содержит коранический текст, а вот уйгурская надпись конкретно чему посвящен памятник: «В стране семисот черных токмак в год овцы, в средний весенний месяц султан Турана Темурбек шел двумястами тысячи войск, во имя ислама, на кровь Токтамыш-хана (булгарского). Достигнув этой он воздвиг этот Курган, дабы он был знаком. Бог да окажет провосудие! Если богу будет угодно! Бог да окажет милосердие людям! Да вспомнит о нас с милосердием!». P/S: Камень был обнаружен в 1935 году казахским академиком Канышем Сатпаевым , а в 1936 году перевезен в Эрмитаж. В 1940 году был опубликован перевод двуязычной надписи профессором И. Пеппе и академиком А. Маргулан. Надпись была нанесена на темной амфиболитовой плите. Всего можно различить одиннадцать строк. Три из них написаны арабским шрифтом и содержат коранический текст, остальные четыре знаками уйгурского алфавита. Транскрипция текста двуязычной надписи Тимура : 1. би - сми - ллахи- р-рахмани- р-рахим 2. малику-л-мулки-л-куддусу-л-хакку-л-мумину-л-мухаймину-л-джаббару 3. л-кадиру-л-хакиму-л-мумиту-л-хаййу 4. tariq jeti jüz toqsan ucinta coi 5. jıl jaznin ara aj turannig sultani 6. temür beg üc jüz mig cerig bila islam üçün toqtamis can bulyar 7. qaniqa joridi bu jerka jetip belgü bolzun tip 8. bu obani qopardi 9. tanrı nisfat bergaj inşala 10. tanrı il kışiga raqmat qilqaj bizni duu - a bila 11. jad qilqaj Русский перевод двуязычной надписи Тимура : " Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Владыка сущего, Святилище истины, Неусыпный защитник, Всесильный и Всемогущий, Премудрый даритель жизни и смерти ! Лета семьсот девяносто третьего, в средний месяц весны года овцы ( 6 апреля 1391 г.) султан Турана Тимур-бек , поднялся с тремя сотнями тысяч войска за ислам на булгарского хана Тохмыш-хана . Достигнув этой местности , он возвел этот курган , чтобы был памятный знак. Даст бог, Господь да свершит правосудие ! Господь да окажет милость людям страны! Да помогут они нам молитвой ! " Текст воспроизведен по изданию : Надпись Тимура 1391 год // Историография и источниковедение стран Азии и Африки , Вып. ХХl , СПб, СпбГУ, 2004 Хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург)
    15 комментариев
    64 класса
    ... Объясни-ка мне, клава, почему язык этих самых «монголов» никоим, ну никоим образом, не отразился на лексике русских, которых, как утверждается, они экспансировали, и долгое время, более двух веков, доминировали над ними (экономически, в государственном устройстве, в политике, в быту, во всем). А вот твердый тюркский лугат плотно, глубоко проник в мягкую русскую мову. Следов «монгольского» хэл-а (хэл-язык, монг.) в этой мове - zero, нуль без единой палки, зато... что в экономике (деньги, барыш, казна, таможня), что в госуправлении (царь, князь, атаман... до ямщика ), что в «милитари» сфере (сабля, кинжал, есаул), в обозначении даже погоды (буран, туман, ураган), в повседневной одежде и откутюр (кафтан, фата, сарафан), предметов домашнего обихода (сундук, стакан), в названиях украшений (алмаз, серьги) – тюркских сөздер пруд пруди. Даже арбуз и брага, и, без обиды, дурак, ханжа и балбес – из тюркской лингва. Перечислить их невозможно, надо переписать половину словаря Ожегова. Пресловутые Г.В. Носковский и А.Т. Фоменко говорят (и здесь это можно принять): «Тюркский язык, вполне вероятно, был простонародным языком наших предков, а русский язык является, скорее всего, разговорным упрощением церковно-славянского языка. Ему наших предков научили в церкви, и он постепенно вытеснил разговорный тюркский язык». Тоже большой не любитель Носковского и Фоменко, но рационалист и Фома Неверующий в официальную русскую историю, тоже проникшись в тему тюркских заимствовании в русскую лексику, Александр Бушков в своей книге «Чингисхан. Неизвестная Азия», почесав затылок, говорит: «Погодь, а не тюрки ли мы русские?» (см. пост завтра). Что, в общем-то вполне объяснимо, учитывая вышесказанное. Почему казахи хорошо говорят по-русски, да потому что там половина слов казахских)))) Конечно, все эти слова, ставь русскими, адаптировались под фонетическое устройство русской речи. Кто сегодня под «деньгами» разглядит тенге. Только сведущий. И тюркские сой-имена превратились в русские фамилии. Боже мой, сколько их в классической монографии русского профессора с татарской фамилией Н. А. Баскакова «Русские фамилии тюркского происхождения». Я когда ее просмотрел, это было в 80-е прошлого века, то был потрясен. То было второе потрясение за то лето – первое было от «Мастера и Маргариты» Булгакова. И оба эти потрясения оказались еще связанными, так сказать, антропонимически))) Михаил Афанасьевич оказался потомком мурзы Шаина (Саина), когда-то выехавшего «от племени ханского со многими людьми» на службу к «князу Ольгу». То были еще времена «половецкие», даже не «ордынские». Булгаков, конечно же, был наслышан о своих корнях, потому он устами Коровьева говорит несравненной Маргарите: «Вопросы крови - самые сложные вопросы в мире», поскольку «есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами». Как тюркское слово «бұлғақ» объясняет всю булгаковщину Мастера (Ьиlgaq 'гордый, суматошный человек, смутьян'), набульгачивши-сварганившего удивительный куырдак с острой перчинкой баламутской мудрости. Воланд в романе не зря говорит: Мы говорим с тобой на разных языках, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Баскаков в своих исследованиях опирался на многие явные и тайные источники, в числе последних «Синодальный список», в которую когда-то с гордостью вносились имена «потомков Чингисхана и разных татарских царей и князей из других родов» [Временник, с. IV/... Об этом в другой раз...
    18 комментариев
    45 классов
    Кем была мать Хана Берке? Очень интересно узнать, кто родил и воспитал столь великого человека, когда официальные источники об этом умолчивают, только то, что она была одной из жен Жошы Хана. Посмотрим на историю глазами Ismail Daghestani ********************************** Хан-Султан (по-персидски: خان سلطان‎; по-узбекски: Xon Sulton) Хорезмийская царевна, старшая супруга Жошы Хана. Её Высочество родилась в 1190-г., скончалась после 1227 г. – старшая из дочерей предпоследнего Хорезмшаха Аладина-Мохамеда II, да рассудит его Аллах. Она же родная (или сводная) сестра последнего Хорезмшаха отважного льва, неукротимого Джелаль эд-Дина Менкуберди, да помилует его и его сестру Аллах. Из биографии принцессы известно мало чего ... Кто была её мать тоже неизвестно, если она родная сестра Джелаль эд-Дина, то матерью была туркменка Айчичек. По линии бабушки Туркан-хатун, она была потомком Кыпчакских Ханов. Если картина этой очень красивой женщины, кем бы она ни была по народности, достоверно, то чаша весов склоняется в сторону туркмен – это их черты лица ... В принципе её отец, тоже был по отцу туркменом – дед Хорезмшах Текеш, да помилует его Аллах туркмен. Так что в роду хорезмшахов туркмены и кыпчаки накрепко перемешались между собой, что является очень нами приветствуемым явлением. Но, вернемся к высокородной царевне Хан Султан. В 1210 г. она была выдана замуж за правителя Караханидов Османа. Тот был в отрочестве заложником при дворе Хорезмшаха, её отца, т.е. отдан был Караханидами в залог их повиновения хорезмшаху. Далее же, Хорезмшах жаловал ему Самарканд с близлежащими к нему селениями в удел. А так, Самарканд был столицей некогда сильного Караханидского государства. Т.е. Осман из заложников стал вассалом своего будущего тестя - его суверена-благодетеля и сюзерена. Нарушение присяги верности является вопиющим кощунством с точки зрения феодального права. Судьба этой красавицы была очень не сладкой, успевшей прожить совсем немного. Жизнь её проходила под тенью скрещивающихся мечей, лязг и грохот кровопролитных сражений. В 1212 г. во время восстания жителей Самарканда против хорезмийцев, проживавших в городе, её жизнь была в опасности. Во главе мятежа стоял муж Осман, что считаем очень позорным злодеянием. Хан-Султан заперлась в цитаделе, возглавив группу воинов отца из числа гарнизона. И отправила очень мудрое послание мужу Осману: "Я женщина, и убиение подобной мне, позорное дело. С моей стороны не было ничего, чем я заслуживала бы от тебя такое обращение. Наиболее достойным было бы оставить меня в живых, и не использовать меня никоим образом в делах мужских. Твоя жена Хан-Султан". Восстание было жёстко потоплено в крови разгневанным Хорезмшахом. Автономный статус Караханидского государства, внутри Хорезмской державы, имевшее право на самоуправление, было отменено. Самарканд стал второй столицей после Гурганджа (Коне-Ургенч). Осман и все его родственники были казнены по приказу Хорезмшаха. Так старинная династия перестала существовать. В 1219 г., когда вторглись монголы, она находилась вместе с бабушкой, сёстрами, и младшими братьями, со всем гаремом отца, и сокровищами казны в Гургандже. Когда Туркан-хатун покинула Гургандж, захватив казну и домочадцев, она была в их числе. Караван беглецов прошел трудным и мучительным переходом через Каракумы. И дальше укрылся в крепости Илан в предгорьях Табаристана (Гиркания). Монголы окружили крепость, и взяли её через 4 месяца. Весь мужской пол от мала до велика перерезали, а часть молодого женского пола раздали нойонам монголам в качестве наложниц. Хан-Султан досталась хану-Джучи, основателю Золотой Орды. И он благородно с ней поступил, сделал её своей женой, а не наложницей. Так она стала одной из старших жён: она и две монголки. Хан-Султан родила ему 3 сыновей: Берке, 3-й хан Золотой Орды - первый мусульманин в Орде, Беркечара, Бури, и 2-3-х дочерей.
    74 комментария
    107 классов
    ⚜️ ❤ Группа Великие Тюрки Админ Медиханова Сабина .⚜️❤
    13 комментариев
    69 классов
    1 комментарий
    69 классов
    Ну что, продолжаем? Я нашла этого красавца на фото после хэйтерских заявлений, что не ступала қазақская нога по Кавказу и что КавКаз никакого отношения к Қазақам не имеет, так вот на фото это собственной персоной Мирза Мамедхасан Бек Вали — губернский чиновник города Шуша. 200 лет тому назад на территории современного азербайджанского Карабаха жили тюрки, внешне не отличимые от қазақов. Для тех, кто считает қазақов и азербайджанцев разными народами — эта фотография должна ввести в ступор
    86 комментариев
    99 классов
    ⚜️ ❤ Группа Великие Тюрки Админ Медиханова Сабина .⚜️❤
    1 комментарий
    54 класса
    Были ли саками индийские и буддистские Сакья? "Роулинсон ставит большой вопрос относительно наследия Будды. Он говорит о том, что ни один исследователь просто не мог не заметить того, насколько разительно Буддизм отличается от всего того, что связано с индуизмом, в т.ч. Ступа, поклонение мощам, отмена кастовой системы как религиозного фактора, презрение к покаянию и церемониям, а также отрицательное отношение к абстрактной метафизике. Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что многие из этих особенностей могли быть всего лишь продуктом мощного и амбициозного ума, одержимого религиозными реформами, и, все же, ритуал поклонения мощам и связанная с ним ступа действительно являются не вполне индийскими. Гаутама происходил из клана Сакья. Были ли они ранним ответвлением Саков (Скифов), периодически приходивших в Индию вслед за Ариями? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Возможно, что какая-то часть Саков, покинув колыбель в Центральной Азии, и могла через Тибет и Гималаи попасть в Капилвасту до 6 в. до н.э., но свидетельств этому, кроме схожести имён Сак и Сакья, нет. Однако, сама постановка вопроса для индийского уха определённо звучит притянуто. Более того, было установлено, что древность Ступы можно проследить добуддистских времен и даже до ведического периода". (Krishna Chandra Sagar, «Foreign Influence on Ancient India», 1992)
    1 комментарий
    18 классов
    Мурад Аджи: забытое прошлое тюрков-кипчаков .
    1 комментарий
    25 классов
    В. В. Бартольд: Киргизы. Древнейшие известия. "Киргизы (кыргыз) [1] принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет, по-видимому, ни одного, название которого так рано встречалось бы в истории. Почти все наши сведения о судьбах восточной части Средней Азии в домонгольский период извлечены из произведений китайской официальной историографии, где названия народов и другие собственные имена, личные и географические, передаются, конечно, в транскрипции китайскими иероглифами. При переводе китайских текстов русские учёные обыкновенно руководствовались произношением иероглифов в современном пекинском наречии, западноевропейские — китайским литературным, или так называемым «мандаринским» языком; некоторые синологи сверх того старались установить, на основании лингвистических данных, как должны были произноситься те или другие иероглифы в то время, к которому относился данный памятник; в связи с этим иногда решался вопрос об этнографическом происхождении упоминаемых китайцами народов. Из трудов западноевропейских синологов в настоящем очерке чаще всего встречаются ссылки на статью Хирта (Fr. Hirth) «Nachworte zur Inschrift des Tonjukuk» (1899), на труд Шаванна (Е. Chavannes) «Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux» (1903) [2] и (474/475) на труд де Грота (М. de Groot) «Die Hunnen der vorchristlichen Zeit» (1921). [3] На русском языке китайские сведения о народах Средней Азии собраны в труде монаха Иакинфа (Бичурина) «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (1851), доведённом до X в.; продолжением этого труда должен был служить труд В.П. Васильева «История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII века» (1857). Первым по времени памятником китайской официальной историографии являются «Исторические записки» (Ши-цзи) Сыма Цяня, «отца истории в Китае», закончившего свой труд в 99 г. до н.э. В это время северными соседями китайцев были хунны (Hiung-nu), создавшие первую известную в истории Средней Азии обширную кочевую империю; сами китайцы обыкновенно сближали хуннов с народами турецкого происхождения; европейские учёные до последнего времени [4] большею частью также считали хуннов турками, хотя теперь такой специалист по китайским известиям о Средней Азии, как проф. Пельо (Pelliot), склонен вернуться к прежней теории о монголизме хуннов. По словам Сыма Цяня, хунны на севере, между прочим, подчинили себе царство Гэгунь [5] (в транскрипции де Грота Kik-k‘un), по-видимому в 201 г. до н.э. Как сами китайцы, так и европейские учёные сближают эту транскрипцию с другими, употреблявшимися для передачи слова кыргыз, так что известие о событиях 201 г. до н.э. должно быть признано первым по времени известием о киргизах. Старались объяснить эту транскрипцию также иначе; в первом слоге, являющемся, как мы сейчас увидим, впоследствии в форме Гянь, [6] видели передачу названия реки «Кем», во втором — передачу названия реки «Орхон» и поэтому полагали, что китайцы назвали так область между Енисеем и Орхоном. Енисей, действительно, носил у турецких народов всегда название «Кем», [7] но китайцы передавали это слово другим иероглифом, не тем, которым передавалась первая часть названия кыргыз. Вторая часть, действительно, передавалась тем же иероглифом, как впоследствии название реки Орхон, так что можно думать, что и в названии киргизского народа китайцы слышали в конце (475/476) носовой звук. По мнению Пельо, мы имеем здесь монгольское образование единственного числа — кыркун. Так как китайцы, по всей вероятности, узнали о киргизах от своих соседей хуннов, то этим подтверждалось бы мнение Пельо о монголизме этого народа. Рассказ о событии 201 г. до н.э. ничего не говорит ни об области киргизов, ни о её местоположении; но вместе с киргизами, очевидно в качестве их соседей, назван, между прочим, народ динлин (Ting ling), в котором видят предков так называемых «енисейских остяков». На этом основании можно предположить, что киргизы уже тогда, как впоследствии, жили на Енисее. Несколько больше, хотя все-таки очень мало географических данных мы находим в «Истории старших Хань» (206 г. до н.э. — 25 г. н.э.); автор Бань Гу, умер в 92 г. н.э. В рассказе о событиях второй половины I в. до н.э. киргизы упоминаются под названием гяньгунь [8] (у Шаванна Kien koen, у де Грота Kin-k‘un). Один из представителей царствовавшего дома хуннов передвинулся на запад, в страну по соседству с владениями народа усунь, [9] о котором автор часто говорит и в других местах, как о западных соседях и врагах хуннов. Местоположение страны усуней определяется им довольно точно, центр её находился в местности к югу от Иссык-Куля, на западе она граничила с Ферганой, на востоке заключала в себе местность к востоку от озера Эби-Нор и к западу от города Шихо. Узнав о приближении хуннов, усуни выслали против них отряд в 8000 человек; этот отряд был разбит хуннами — очевидно, не во владениях усуней, но дальше, к востоку. Победив усуней, хунны направились на север, против народа угэ, оттуда на запад, против народа гяньгунь, оттуда на север, против народа динлин; покорив все эти «три царства», хунны часто посылали войска на усуней и всегда одерживали над ними победы. Предводитель хуннов прожил некоторое время в стране Гяньгунь, потом заключил союз с западными соседями усуней, кангюйцами (кангюй, [10] у Шаванна K‘ang-kiu, у де Грота K‘ang-ki), владения которых доходили до местности к северо-западу от Ферганы. [11] Хунны приняли приглашение кангюйцев перейти в их страну, на пути туда понесли большие потери (спаслось только 3000 человек войска), но там им удалось основать могущественное царство и одержать большие победы над усунями. Это царство в 36 г. до н.э. было уничтожено войском, посланным на запад китайцами, и сам предводитель, хуннов, основатель царства, был казнён. О стране Гяньгунь говорится еще, что она находилась в 7000 ли (ли — в то время 1/3 версты) на запад от столицы хуннов (на Орхоне (476/477) или Толе) и в 5000 ли к северу от области Чеши [12] или Гусу, [13] т.е. от области в восточной части Китайского Туркестана, где теперь город Турфан. Мы увидим, что впоследствии мусульманскими географами также описывается путь на север в страну киргизов на Енисей, из местности около Турфана. Если указанные китайцами расстояния близки к действительности, то возможно, что киргизы тогда жили не только на Енисее, но и южнее, в той местности, где теперь озеро Кыргыз-Hop (нор, или нур, по-монгольски — 'озеро'); насколько мне известно, нет сведений о том, когда и почему озеро получило такое название. Во всяком случае, ход событий показывает, что страна Гяньгунь находилась восточнее страны усуней и что только по случайному недосмотру в рассказе о движении хуннов из страны Гяньгунь в страну Кангюй об усунях не упоминается; несомненно, что понесённые хуннами на этом пути потери были причинены им усунями. Недосмотр Бань Гу ввёл в заблуждение писавшего в III в. н.э. Юй Хуаня, [14] автора истории династии Вэй (220-264); он помещает страну Гяньгунь рядом со страной Кангюй, притом к северо-западу от неё. Страну динлинов он помещает к северу от страны кангюйцев и тут же уверяет, впадая в явное противоречие с самим собою, что страна Гяньгунь находилась посередине между двумя другими «царствами». Этими ошибками был введён в заблуждение де Грот. Говорится ещё о назначении правителями страны Гяньгунь и других северных стран сановников китайского происхождения, перешедших на службу к хуннам; но эти известия, по-видимому, не основаны на точном свидетельстве источников. В самом конце II в. до н.э. на сторону хуннов перешел Вэй Люй, сановник кочевого происхождения, но получивший китайское образование и находившийся на службе в Китае, откуда он был отправлен послом к хуннам. В составленной в XI в. истории династии Тан (618-907) сказано, что Вэй Люй был поставлен государем у динлинов; но в истории старших Хань явного указания на это нет. В 99 г. до н.э. на службу к хуннам перешел разбитый хуннами после долгого сопротивления китайский полководец Ли Лин; он умер в стране хуннов в 74 г., после чего среди сановников хуннов упоминается его сын. В примечании к переводу этого места у Иакинфа сказано, что «Ли Лин остался у хуннов и получил во владение Хягас (транскрипция слова кыргыз, употреблявшаяся при династии Тан), где потомки его царствовали почти до времен Чингис-хана». [15] Из истории династии Тан известно (477/478) только, что потомком Ли Лина считался киргизский каган, положивший в 840 г. конец уйгурскому государству и умерший в 847 г. Так как династия Тан принадлежала к тому же роду Ли, то киргизский каган во время переговоров 841 года был признан родственником правившей в Китае династии. Хотели внести его имя в царскую родословную, но потом отказались от этого, признав, что «Хягас есть небольшой род, который не в состоянии равняться с домом Тан». [16] О судьбах киргизского народа в первые пять веков н.э. нет, повидимому, никаких сведений. Совершенно неизвестно, как отразилось на киргизах совершившееся в конце I в. н.э. падение державы хуннов и переход первенства к народу, известному у китайцев под названием сяньби (сяньбийцев до сих пор обыкновенно считали тунгусами; проф. Пельо в лекции, читанной в Ленинграде, назвал их турками, ссылаясь на китайский словарь сяньбийского языка; в печати мне сведений об этом словаре не приходилось встречать). В составленной только в V в. «Истории младших Хань» (25-220) говорится, что сяньбийский государь Таньшихай [17] (ум. в 181 г.) «на севере остановил динлинов, на западе поразил усунь и овладел всеми землями, бывшими под державой хуннов». [18] Слова о борьбе с динлинами заставляют полагать, что Таньшихай владел землёй южных соседей динлинов, киргизов. В той же истории динлины иногда упоминаются там, где мы скорее ожидали встретить их южных соседей. Народ ухуань причислялся китайцами к «восточным варварам» (дун ху) и некогда был, по-видимому, восточным соседом хуннов, в местности к северу от пустыни Гоби; в то же время китайцы говорят, что эта пустыня, куда ухуаньцы приняли преступников, находилась к юго-западу от динлинов и к северо-востоку от усуней; сверх того, говорится об образованных китайцами в начале н.э. военных отрядах, в состав которых входили вместе динлины и ухуаньцы. После II в. динлины больше не упоминаются; нет также сведений о киргизах вплоть до образования в VI в. кочевой империи турок-огузов." - В. В. Бартольд, Киргизы (Исторический очерк). Древнейшие известия. Литература: [1] < Л. Лигети и другими учёными обосновано лингвистически объяснение происхождения названия кыргыз от числительного кырк('сорок') с аффиксом мн. числа -(ы)з, подобно собирательному этническому имени огуз, вероятно происходящему от слова ок(ог)'род', 'племя', которое получило оформление аффиксом мн. числа -(у)з (см. Абулгази, Родословная туркмен, изд. Кононова, 84, прим. 31; подробнее см. Абрамзон, К семантике). Этому объяснению соответствует среднеазиатская письменная традиция, в которой при перечислении 92 «узбекских» племен киргизы упоминаются среди родо-племенных названий, представляющих собой числительные: минг, юз, кырк и он (см. Аваз-Мухаммед, л. 266 б). О возможной связи названия кыргыз с этническим или географическим термином аз ~ ас ~ ус см. ниже, стр. 485, прим. 20, и стр. 504, прим. 10. О легендах, объясняющих слово кыргыз происхождением от 40 девушек, см. ниже, стр. 504, прим. 10, и от 40 гузов (гыз) — стр. 513. прим. 6. — В.Р. > [2] Ср. мою рецензию: ЗВОРАО, т. XV, стр. 0162-0185. [3] Ср. мою рецензию: «Анналы», т. II, стр. 261-267. [4] О теориях по вопросу о хуннах ср. Иностранцев, Хунну. < После выхода в свет этой работы Бартольда хуннам был посвящён ряд исследований, в том числе: Mc Govern, The early empires (см. рец.: Бернштам, ВДИ, 1940, № 3-4) и Бернштам, Очерк истории гуннов(на эту книгу см. рец.: Борисов, ВИ, 1952, № 11; Кызласов — Мерперт, ВДИ, 1952, № 1; Удальцова, Против идеализации). Последние по времени выхода в свет книги о гуннах Центральной Азии: Гумилёв, Хунну (на неё рец.: К. Васильев. ВДИ, 1961, № 2; Думан, «Народы Азии и Африки», 1962, № 3; Воробьёв, «Народы Азии и Африки», 1962, № 3); Ма Чан-шоу, Бэйди юй сюнну. — Б.С. > [5] < Совр. транскрипция — Цзянькунь. > [6] < Совр. транскрипция — Цзянь. > [7] < Об этом названии см. Hambis, Notes sur Käm. — В.Р. > [8] < Цзянькунь. > [9] < Об усунях см. выше, стр. 25 и сл. > [10] < Совр. транскрипция — канцзюй. > [11] < О Кангюе (Канцзюе) см. выше, стр. 175-176. > [12] < Совр. транскрипция — Чэши. > [13] < Совр. транскрипция — Гуши. > [14] < Неясно, какого автора имел здесь в виду В.В. Бартольд. Как указал Б.И. Панкратов, «История трёх династий» была собрана и отредактирована Чэнь Шоу, который при этом сам написал историю династии Хань, истории же двух других династий, в их числе и история Вэй (220-264), были составлены особой комиссией. Имя Юй Хуаня в ряду авторов этого сочинения не встречается. — В.Р. > [15] < Бичурин, Собрание сведений, I, 51. > [16] < Там же, 461. > [17] < Тань Ши-хуай. > [18] < Ср. Бичурин, Собрание сведений, I, 169: «...на севере остановил динлинов, на востоке отразил фуюй, на западе поразил усунь и овладел всеми землями, бывшими под державою хуннов, от востока к западу на 14000 ли, со всеми горами, реками и соляными озёрами». > Что говорят научные данные ДНК исследований? “Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке. Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России. В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013. Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234. Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних. Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%). Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних. Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев. В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401). Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью. Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков. Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов» Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада «Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами. Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России. Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022) Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022) Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье. В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам. Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов). О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов. Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь. Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов» Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования «Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных. Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид: ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23 Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны. Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16). У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114). Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных. «Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы. Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский
    1 комментарий
    56 классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК