что посланник Аллаха (даблагословитегоАллахиприветствует) сказал:
«Кинтар – это двенадцать тысяч унций серебра,
каждая унция из них лучше того, что между небесами и землёй».
Этот хадис также рассказал ибн Джарир.
Любовь к лошадям может выражаться в трёх разных видах:
Иногда люди содержат скакунов, чтобы использовать их на пути Аллаха, т.е. в сражении. Эти люди получат награду от Аллаха за это.Иногда люди содержат лошадей из гордыни и хвастовства. Это является грехом для них. Есть люди, которые содержат лошадей с целью пропитания посредством их размножения и продажи, при этом не забывая выплачивать обязательный закят за них.В этом случае лошади являются средством существования для этих людей. Мы приведём хадис об этом при комментарии слова Аллаха:
﴿وَأَعِدُّوا لَهُمْ مَّا اسْتَطَعْتُم مّن قُوَّةٍ وَمِن رّبَاطِ الْخَيْلِ﴾
Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней… (8:60)
Слово الْمُسَوَّمَة «аль-Мусаввамах» в аяте (3:14)
означает породистых красивых скакунов, как об этом сказал ибн Аббас.
Также считает: Муджахид, Икрима, Саид ибн Джубайр, Абдур-Рахман ибн Абдулла ибн Абзи, ас-Судди, ар-Раби ибн Анас, Убу Синан и другие знатоки.
Аль-Макхуль сказал, что الْمُسَوَّمَة «аль-Мусаввамах»
означает белые отметины на ногах и лбу лошади.
Имам Ахмад передаёт от Абу Зарра,
что посланник Аллаха (даблагословитегоАллахиприветствует) сказал:
«لَيْسَ مِنْ فَرَسٍ عَرَبِي إِلَّا يُؤْذَنُ لَهُ مَعَ كُلِّ فَجْرٍ يَدْعُو بِدَعْوَتَيْنِ يَقُولُ:
اللَّهُمَّ إِنَّكَ خَوَّلْتَنِي مِنْ بَنِي آدَمَ، فَاجْعَلْنِي مِنْ أَحَبِّ مَالِهِ وَأَهْلِهِ إِلَيْهِ أَوْ أَحَبَّ أَهْلِهِ وَمَالِهِ إِلَيْه»
«Каждому арабскому скакуну дозволяется возводить две мольбы
с каждым рассветом: «О, Аллах, ты подчинил меня сыну Адама.
Сделай же меня милее для него, чем его имущество и семья».
В другом варианте: «Милее для него, чем его семья и имущество».
Слово Аллаха: ﴿وَالأَنْعَـامُ﴾Скотиной – т.е. верблюдами, коровами и овцами.
﴿وَالْحَرْثِ﴾ и нивами – т.е. землёй, предназначенной для пахоты и посева.
Затем Аллах сказал:﴿ذَلِكَ مَتَـاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا﴾
Таково преходящее удовольствие мирской жизни
– т.е. это всё является бренной красой этой жизни.
﴿وَاللَّهُ عِندَهُ حُسْنُ الْمَآبِ﴾но у Аллаха есть лучшее место возвращения
– т.е. место возврата с лучшей наградой и усладой.
Об этом Аллах сказал: ﴿قُلْ أَؤُنَبِّئُكُمْ بِخَيْرٍ مِّن ذَلِكُمْ﴾
Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого?– т.е. скажи людям, о, Мухаммад:
«Не сообщить ли вам о том, что лучше бренных услад, приукрашенных для людейв этой жизни, которые обязательно когда-нибудь иссякнут? Затем Аллах сообщил об этом:
﴿لِلَّذِينَ اتَّقَوْا عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّـاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ﴾
Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки – т.е. которые стекают по их окраинам и с их вершин. Реки с разными напитками из мёда,
молока, вина и воды, а также из других видов, которые не видел ни один глаз,
не слышало о них ухо и не пришло это даже на ум человеку.
﴿خَـالِدِينَ فِيهَآ﴾Вечно пребудут в них –они будут пребывать там вечно, не желая уйти оттуда.
﴿وَأَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ﴾ а также очищенные супруги – очищение от грязи,
осквернений, болезней, менструаций и послеродового кровотечения,
а также от других неприятных вещей, которые случаются у мирских женщин.
﴿وَرِضْوَانٌ مِّنَ اللَّهِ﴾и довольство от Аллаха – они заслужат довольство Аллаха,
после которого Он уже никогда не разгневается на них. Поэтому Аллах сказал в другом аяте в суре «Покаяние»: ﴿وَرِضْواَنٌ مِّنَ اللَّهِ أَكْبَرُ﴾Но довольство Аллаха будет превыше этого. (9:72)
превыше тех благ, которыми Он одарил их в раю.
Затем Аллах сказал: ﴿وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ﴾Аллах видит рабов
– Он воздаёт каждому лишь то, что тот заслужил.
Аллах Всевышний сказал:
الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَآ إِنَّنَآ ءَامَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
(16) которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали.
Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне».
الصَّابِرِينَ وَالصَّادِقِينَ وَالْقَـانِتِينَ وَالْمُنفِقِينَ وَالْمُسْتَغْفِرِينَ بِالأَسْحَارِ
(17) Они терпеливы, правдивы, смиренны,
делают пожертвования и просят прощения перед рассветом.
Всевышний Аллах описывает Своих богобоязненных рабов,
которым Он обещал несметную награду тем ﴿ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَآ إِنَّنَآ ءَامَنَّا ﴾
которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали»
- в Тебя, в Твоё писание и в Твоего посланника. ﴿فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا﴾Прости же нам наши грехи
– за нашу веру в Тебя и Твой закон, прости нам грехи наши и недостатки по Своей милости.
﴿وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾и защити нас от мучений в Огне.
Затем Аллах сказал: ﴿الصَّابِرِينَ﴾Они терпеливы
– при совершении поклонения и воздержании от запретного.
﴿وَالصَّـادِقِينَ﴾Правдивы – в том, что они сообщили о свой вере
и своих нелёгких актах поклонения. ﴿وَالْقَـانِتِينَ﴾Смиренны – в поклонении.
﴿وَالْمُنَـفِقِينَ﴾делают пожертвования – для поддержки родственных уз
для облегчения доли бедняков и для приближения к Аллаху а также
расходуютсредства на все виды поклонения и благочестивых дел.
﴿وَالْمُسْتَغْفِرِينَ بِالأَسْحَارِ﴾и просят прощения перед рассветом
– это указывает на достоинство прошения о прощении в предрассветное время.
Говорят, что когда Якуб (мир ему) сказал своим сыновьям:
﴿سَوْفَ أَسْتَغْفِرُ لَكُمْ رَبِّى﴾попрошу моего Господа простить вас… (12:98)
он попросил за них прощения в предрассветное время.
В двух Сахихах, а также в других сборниках хадисов приводится хадис,
что посланник Аллаха (даблагословитегоАллахиприветствует) сказал:
«يَنْزِلُ اللهُ تَبَارَكَ وَتَعَالى فِي كُلِّ لَيْلَةٍ إِلى سَمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْلِ الْآخِرُ، فَيَقُولُ:
هَلْ مِنْ سَائِلٍ فَأُعْطِيَهُ؟ هَلْ مِنْ دَاعٍ فَأَسْتَجِيبَ لَهُ؟ هَلْ مِنْ مُسْتَغْفِرٍ فَأَغْفِرَ لَهُ؟»
«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами,
чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал
ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?[7]”»
В двух Сахихах приводится хадис, в котором Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что посланник Аллаха (даблагословитегоАллахиприветствует) совершал молитву витр
в первую часть ночи, в полночь и в третью часть ночи, а завершал он свой витр перед рассветом[8]». Ибн Джарир передаёт, что перед рассветом в углу мечети он услышал,
как один человек сказал: «О, Господь мой, ты повелел мне, и я повиновался.
Вот оно предрассветное время, прости же меня!». Я посмотрел внимательнее
и увидел, что это был никто иной как ибн Мас’уд. Ибн Мардувайх передаёт,
что Анас ибн Малик сказал: «Нам было приказано просить о прощении семьдесят раз
перед самым рассветом после того, как мы завершали ночные бдения».
Далее Аллах сказал:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُوْلُواْالْعِلْمِ قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
(18) Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него,
а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость.
Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого.
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسْلَامُ وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَـابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَآءَهُمُ الْعِلْمُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ
وَمَن يَكْفُرْ بِآيَـتِ اللَّهِ فَإِنَّ اللَّهِ سَرِيعُ الْحِسَابِ
(19) Воистину, религией у Аллаха является ислам.
Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу.
Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор на расчет.
فَإنْ حَآجُّوكَ فَقُلْ أَسْلَمْتُ وَجْهِيَ للَّهِ وَمَنِ اتَّبَعَنِ وَقُلْ لِّلَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ وَالأُمِّيِّينَ ءَأَسْلَمْتُمْ
فَإِنْ أَسْلَمُوا فَقَدِ اهْتَدَوا وَّإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ
(20) Если они станут препираться с тобой, то скажи:
«Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной».
Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в ислам?» Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов.
Аллах свидетельствует, и достаточен Аллах как свидетель,
ведь Он является самым правдивым и справедливым свидетелем.
Он засвидетельствовал: ﴿ أَنَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ ﴾что нет божества, кроме Него
– что Он обладает божественностью для всех творений, и все они являются Его созданиями и рабами,нуждающимися в Нём, в то время как Он не нуждается ни в ком.
Всевышний Аллах сказал: ﴿لَّـكِنِ اللَّهُ يَشْهَدُ بِمَآ أَنزَلَ إِلَيْكَ﴾
Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. (4:166)
Аллах упоминает свидетельство ангелов и обладателей знания
после Своего свидетельства: ﴿شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُوْلُوا الْعِلْمِ﴾
Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него,
а также ангелы и обладающие знанием.
Здесь оказана великая честь обладателям знания.
﴿قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ﴾Он поддерживает справедливость
– во всех Его действиях и во все времена. ﴿لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ﴾Нет божества, кроме Него
– подтверждение вышеупомянутого факта. ﴿العَزِيزُ الحَكِيمُ﴾Могущественного, Мудрого
– обладающего безграничной властью и величием.
Мудрого в Его словах и действиях, в законах и в предопределении.
Слово Аллаха: ﴿إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسْلَامُ﴾
Воистину, религией у Аллаха является ислам
Аллах заявляет, что ни одна религия, кроме ислама не будет принята ни от кого.
Эта религия включает в себя следование за пророками в том, с чем посылал их Аллах,
пока Он не завершил их пророчества посланием Мухаммада, даблагословитегоАллах
иприветствует. Таким образом, все пути к Аллаху закрыты кроме пути Мухаммада,даблагословитегоАллахиприветствует.Тот же, кто встретит Аллаха после послания Мухаммада (даблагословитегоАллахиприветствует),практикуя другую религию
– его вера не будет принята Аллахом, как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ﴾
От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято. (3:85)
В этом аяте (3:19) Аллах сократил количество приемлемых Им религий до одной:
﴿إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسْلَامُ﴾Воистину, религией у Аллаха является ислам.
Затем Аллах сообщает о том, что те, кому было даровано первое писание,
впали в разногласие уже после того, как все аргументы,
включая послание пророков и писаний, им были уже предъявлены.
Аллах сказал: ﴿وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَـابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَآءَهُمُ الْعِلْمُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ﴾
Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу
– они стали разногласить насчёт истины по причине взаимной ненависти, вражды и зависти. Таким образом, взаимная ненависть подтолкнула их к противоречию и опровержения друг друга во всех словах и делах, даже если одни из них утверждали истину.
Затем Аллах сказал о них: ﴿وَمَن يَكْفُرْ بِآيَـاتِ اللَّهِ﴾Если кто не уверовал в знамения Аллаха
– т.е. тот, кто отверг то, что Аллах ниспослал в Своем писании:
﴿فَإِنَّ اللَّهِ سَرِيعُ الْحِسَابِ﴾То ведь Аллах скор на расчет – т.е. Аллах воздаст им,
отчитает их и накажет за отвержение истины и за то,что они противоречили Его писанию.
Затем Аллах сказал: ﴿فَإنْ حَآجُّوكَ﴾Если они станут препираться с тобой – т.е.
если они станут спорить с тобой по поводу единобожия ﴿ فَقُلْ ﴾ то скажи:
﴿أَسْلَمْتُ وَجْهِيَ للَّهِ ﴾ «Я подчинил свой лик Аллаху » - т.е. я искренне посвятил своё поклонение Одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, нет ни детей ни супруги.
﴿وَمَنِ اتَّبَعَنِ﴾вместе с теми, кто последовал за мной – т.е.
за моей религией и моими словами, как об этом сказал Аллах:
﴿قُلْ هَـذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي﴾
Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи
призываем к Аллаху согласно убеждению». (12:108)
Затем Всевышний Аллах повелел Своему рабу и посланнику Мухаммаду
(да благословит его Аллах и приветствует) призывать людей из числа обладателей двух писаний и неграмотных идолопоклонников к его пути и религии,
а также к повиновению его закону и тому, с чем Аллах послал его.
Аллах сказал: ﴿وَقُلْ لِّلَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَـابَ وَالاٍّمِّيِّينَ ءَأَسْلَمْتُمْ فَإِنْ أَسْلَمُوا فَقَدِ اهْتَدَوا وَّإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ﴾
Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям:
«Обратились ли вы в ислам?» Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения
– т.е. На Аллаха возложен их отчёт и возврат их к Нему. Он даёт руководство кому пожелает, и вводит в заблуждение кого пожелает. Ему принадлежит полная мудрость и доводы.
Поэтому Аллах сказал: ﴿وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ﴾Аллах видит рабов– т.е. Он дарует руководство тем, кто этого заслуживает, и вводит в заблуждение тех, кто заслужил это, ведь:
﴿لاَ يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْـَلُونَ﴾Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены. (21:23) и всё это по Его мудрости и милости. Этот и другие подобные аяты являются ясным доказательством того, что послание пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, является универсальным и применимым ко всему человечеству. Это
общепринято в религии, на это также указывает Коран и Сунна во многих аятах и хадисах.
Одно из таких утверждений в слове Аллаха: ﴿قُلْ يَأَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا﴾
Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам». (7:158)
а также в слове Аллаха: ﴿تَبَارَكَ الَّذِى نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً﴾
Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран),
чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров. (25:1)
В двух Сахихах и в других сборниках приводятся хадисы, что в период своего пророчества посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял послания к царям разных стран и народам его времени из числа арабов и других наций, к образованным и неграмотным людям, тем самым, исполняя повеление Аллаха о призыве.
Абдур-Раззак передаёт от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَا يَسْمَعُ بِي أَحَدٌ مِنْ هَذِهِ الْأُمَّةِ: يَهُودِيٌّ وَلَا نَصْرَانِيٌّ،
وَمَاتَ وَلَمْ يُؤْمِنْ بِالَّذِي أُرْسِلْتُ بِهِ، إِلَّا كَانَ مِنْ أَهْلِ النَّار»
«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, что любой,
кто услышал обо мне из этой общины, христиан или иудеев,
и не последовал за тем, с чем я был послан – он будет из обитателей Ада[9]».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:
«بُعِثْتُ إِلَى الْأَحْمَرِ وَالْأَسْوَد»«Я был послан к красным и чёрным[10]».
А также сказал: «كَانَ النَّبِيُّ يُبْعَثُ إِلى قَوْمِهِ خَاصَّةً، وَبُعِثْتُ إِلَى النَّاسِ عَامَّة»
«Каждый пророк был послан только к своему народу,
а я был послан ко всему человечеству».
Далее Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِآيَـاتِ اللَّهِ وَيَقْتُلُونَ النَّبِيِّينَ بِغَيْرِ حَقٍّ وَيَقْتُلُونَ الَّذِينَ يَأْمُرُونَ بِالْقِسْطِ مِنَ النَّاسِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ
(21) Тех, которые не веруют в знамения Аллаха, и убивают пророков,
не имея на это никакого права, и убивают тех из людей,
которые повелевают поступать справедливо, обрадуй мучительными страданиями.
أُولَـئِكَ الَّذِينَ حَبِطَتْ أَعْمَـالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَمَا لَهُم مِّن نَّـاصِرِينَ
(22) Их деяния окажутся тщетными в этом мире и в Последней жизни,
и не будет у них помощников.
Это порицание Аллаха обладателям писания за те преступления, которые они совершили по причине отрицания знамений Аллаха, которые пришли к ним через пророков раньше и в наше время по причине их высокомерия и гордыни. Именно поэтому они лишили жизни многих Божьих посланников только потому, что те призывали их к истине:
﴿وَيَقْتُلُونَ الَّذِينَ يَأْمُرُونَ بِالْقِسْطِ مِنَ النَّاسِ﴾
и убивают тех из людей, которые повелевают поступать справедливо
– это и есть предел высокомерия, о котором сказал пророк
(да благословит его Аллах и приветствует): «الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ وَغَمْطُ النَّاس»
«Высокомерие это отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям[11]».
За то, что они отвергли истину и отнеслись с высокомерием к людям, Аллах предопределил для них унижение и позор в этой жизни, и унизительное наказание в жизни последней.
Всевышний Аллах сказал: ﴿فَبَشِّرْهُمْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾
обрадуй мучительными страданиями – унизительными и болезненными.
﴿أُولَـئِكَ الَّذِينَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَمَا لَهُم مِّن نَّـاصِرِينَ ﴾
Их деяния окажутся тщетными в этом мире и в Последней жизни,
и не будет у них помощников.
Аллах сказал :
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ أُوتُوا نَصِيبًا مِّنَ الْكِتَـابِ يُدْعَوْنَ إِلَى كِتَـابِ اللَّهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ يَتَوَلَّى فَرِيقٌ مِّنْهُمْ وَهُم مُّعْرِضُونَ
(23) Разве ты не видел, что тех, кому была дарована часть Писания,
призывают к Писанию Аллаха, дабы оно рассудило между ними,
но часть из них отворачивается с отвращением?
ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا لَن تَمَسَّنَا النَّارُ إِلاَّ أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ وَغَرَّهُمْ فِى دِينِهِم مَّا كَانُوا يَفْتَرُونَ
(24) Это – потому, что они говорят: «Огонь коснется нас лишь на считанные дни!»
Их обольстило в их религии то, что они измышляли.
فَكَيْفَ إِذَا جَمَعْنَـاهُمْ لِيَوْمٍ لاَّ رَيْبَ فِيهِ وَوُفِّيَتْ كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ
(25) А что произойдет, когда Мы соберем их в тот день,
в котором нет сомнения, когда каждая душа сполна получит то,
что она приобрела, и когда с ними не поступят несправедливо?
Аллах опровергает истинность учений иудеев и христиан и того, что они называют писанием – Тору и Евангелие. Когда их призвали уверовать в писание Аллаха, которое подтверждало предыдущие Откровения, ниспосланные посланникам, они отвернулись от него и отказались покориться истине. Что заставило их отвратиться от истины, если они были ближе к ней,
чем остальные люди, и лучше всех знали о правдивости учения, которое проповедовал печать пророков Мухаммад? (да благословит его Аллах и приветствует)
Далее Аллах сказал: ﴿ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ لَن تَمَسَّنَا النَّارُ إِلاَّ أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ﴾
Это – потому, что они говорят: «Огонь коснется нас лишь на считанные дни!» - т.е.
вот что их толкнуло на отрицание истины и возведение лжи на Аллаха – их ложные
убеждения о том, что они будут мучиться в аду всего лишь семь дней – за каждую тысячу лет по одному дню. Как об этом говорилось в комментариях к суре «Корова».
Затем Всевышний Аллах сказал: ﴿وَغَرَّهُمْ فِى دِينِهِم مَّا كَانُواْ يَفْتَرُونَ﴾
Их обольстило в их религии то, что они измышляли – т.е. их удержало на их ложной религии то, что они выдумали, что они попадут в ад за свои грехи только на считанные дни. Они выдумали это сами, а Аллах не ниспосылал никаких доводов по этому поводу.
Всевышний Аллах сказал, предупреждая их: ﴿فَكَيْفَ إِذَا جَمَعْنَاهُمْ لِيَوْمٍ لاَّ رَيْبَ فِيهِ﴾
А что произойдет, когда Мы соберем их в тот день, в котором нет сомнения, – т.е.
каково будет их положение в тот день, когда они возвели ложь на Аллаха, отвергли Его посланников, убивали Его пророков и богословов из их числа, только за то, что они
призывали их к благому и запрещали мерзкое.Аллах спросит у них об этом всём
и воздаст им за это. Об этом Аллах сказал: ﴿فَكَيْفَ إِذَا جَمَعْنَـاهُمْ لِيَوْمٍ لاَّ رَيْبَ فِيهِ﴾
А что произойдет, когда Мы соберем их в тот день, в котором нет сомнения – т.е.
нет сомнения в том, что этот день настанет. ﴿وَوُفِّيَتْ كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ﴾
когда каждая душа сполна получит то, что она приобрела,
и когда с ними не поступят несправедливо.
Аллах сказал далее:
قُلِ اللَّهُمَّ مَـالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَآءُ وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَآءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَآءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَآءُ بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ
(26) Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь,
и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь,
и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке.
Воистину, Ты способен на всякую вещь.
تُولِجُ اللَّيْلَ فِى الْنَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِى اللَّيْلِ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الَمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَتَرْزُقُ مَن تَشَآءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ
(27) Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешь ночь за счет дня.
Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое из живого.
Ты даруешь удел безо всякого счета, кому пожелаешь»
Всевышний Аллах говорит: ﴿قُلْ﴾ - «Скажи,
Мухаммад, возвеличивая Твоего Господа, благодаря Его и уповая на Него:
﴿اللَّهُمَّ مَـالِكَ الْمُلْكِ﴾О Аллах, Владыка царства! – т.е. Тебе принадлежит вся власть,
﴿تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَآءُ وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَآءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَآءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَآءُ﴾
Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь.
Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь – т.е.
Ты дающий и лишающий. Что ты пожелаешь – сбудется, а что Ты не захочешь – тому не бывать. Этот аят наставляет на благодарность Аллаху за блага, которые Он даровал
посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) и этой Умме. Ведь Аллах передал пророчество от сынов израилевых к неграмотному пророку-арабу из племени Курайш в Мекке, он стал печатью всех посланников и пророков и посланником к обоим мирам
– к джиннам и людям. Аллах собрал в этом пророке все наилучшие качества.
Он наделил его особенностями из области знаний, законов, познания сокровенного,
которыми Он не наделял до этого ни одного пророка или посланника. Аллах раскрыл пророку, да благословит его Аллах и приветствует, истины последней жизни, а также вести
о распространении его Уммы и религии на запад и восток земли, Аллах раскрыл ему
предсказания о победе Ислама над другими религиями и законами
(да благословит его Аллах и приветствует до Судного дня каждый день и каждую ночь).
Поэтому Аллах сказал: ﴿قُلِ اللَّهُمَّ مَـالِكَ الْمُلْكِ﴾Скажи: «О Аллах, Владыка царства! – т.е.
Ты распоряжаешься в своих творениях и всегда делаешь, что пожелаешь».
Аллах ясно ответил тем, кто рассуждает насчёт Его решений, когда они сказали:
﴿ لَوْلاَ نُزِّلَ هَـذَا الْقُرْءَانُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ﴾ «Почему этот Коран не был ниспослан
великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?» (43:31)Аллах ответил им:
﴿أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَةَ رَبِّكَ﴾Разве это они распределяют милость твоего Господа? (43:32) – т.е.
Мы распоряжаемся тем, что сотворили как Мы пожелаем, никто не воспрепятствует Нам в этом. Нам принадлежит полная мудрость и неопровержимые доводы в этом. Аллах дарует пророчество, кому пожелает, как об этом сказал Аллах:﴿اللَّهُ أَعْلَمُ حَيْثُ يَجْعَلُ رِسَالَتَهُ﴾
Аллах лучше знает, кому доверить Свое послание. (6:124) а также:
﴿انظُرْ كَيْفَ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ﴾
Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. (17:21)
Слово Аллаха: ﴿تُولِجُ اللَّيْلَ فِى الْنَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِى اللَّيْلِ﴾
Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешь ночь за счет дня – т.е. ты отнимаешь
от длины одного из них и прибавляешь это к другому так, чтобы они сравнялись.
Затем Он удлиняет обратное за счёт первого, так они чередуются и снова сравниваются.
Это происходит на протяжении всех четырёхсезонов года: весной, летом, осенью и зимой.
Слово Аллаха: ﴿وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الَمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ﴾
Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое из живого – т.е.
Ты выводишь посевы из зёрен, а зёрна из посевов, пальмы из финиковых косточек,
и финиковые косточки из пальмы, верующего из неверного и неверного из верующего,
курицу из яйца и яйцо из курицы. И так далее все вещи во всей вселенной.
﴿وَتَرْزُقُ مَن تَشَآءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ﴾Ты даруешь удел безо всякого счета,
кому пожелаешь – т.е. Ты даруешь кому-то несметные богатства,
а другим ограничиваешь удел по Своей мудрости и желанию.
Далее Аллах сказал:
لاَ يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ
إِلاَ أَن تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاة وَيُحَذِّرْكُمُ اللَّهُ نَفْسَهُ وَإِلَى اللَّهِ الْمَصِيرُ ً
(28) Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их.
Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие.
Аллах запретил правоверным считать неверующих своими друзьями и покровителями вместо правоверных и предостерег их от подобного поступка. Он сказал:
﴿وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ﴾
А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху
– т.е. тот, кто преступает этот запрет Аллаха, то Аллах непричастен к нему,
как об этом сказал Аллах: ﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا لاَ تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَآءَ تُلْقُونَ إِلَيْهِمْ بِالْمَوَدَّةِ﴾
О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего
своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью…
До слов: ﴿وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ السَّبِيلِ﴾
А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути. (60:1)
Аллах также сказал:
﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَآءَ مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ أَتُرِيدُونَ أَن تَجْعَلُوا للَّهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَاناً مُّبِيناً﴾
О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья
вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху
очевидный довод против вас самих? (4:144) Аллах также сказал:
﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَآءَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَآءُ بَعْضٍ وَمَن يَتَوَلَّهُمْ مِّنكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ﴾
О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками
и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает
их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. (5:51)
Всевышний Аллах после упоминания дружбы между верующими мухаджирами,
ансарами и бедуинами сказал: ﴿وَالَّذينَ كَفَرُواْ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَآءُ بَعْضٍ إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُنْ فِتْنَةٌ فِى الأَرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ ﴾
Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. Если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие. (8:73)
Слово Аллаха: ﴿إِلاَ أَن تَتَّقُواْ مِنْهُمْ تُقَـاةً﴾ За исключением тех случаев,
когда вы действительно опасаетесь их – т.е. если кто-то действительно боится их
в некоторых странах и в некоторых обстоятельствах, то в этом случае верующий может демонстрировать свою дружбу внешне, но не внутренне в душе.
Так, например, аль-Бухари передаёт, что Абу ад-Дарда сказал:
«Мы благодарим некоторых людей в лицо, хотя сердца наши проклинают их».
Ас-Саури сказал, что «ат-Тукйя» (внешняя дружелюбность) может проявляться только на словах, но никак не на делах. Аль-Бухари передаёт, что аль-Хасан сказал:
«Тукйя» дозволена до Судного дня».
Затем Аллах сказал: ﴿وَيُحَذِّرُكُمُ اللَّهُ نَفْسَهُ﴾Аллах предостерегает вас от Самого Себя – т.е. Аллах предостерегает от Его возмездия за нарушение Его повелений,
а также от Его гнева и наказания тех, кто дружит с Его врагами.
Затем Аллах сказал: ﴿وَإِلَى اللَّهِ الْمَصِيرُ﴾и к Аллаху предстоит прибытие – т.е.
к Нему предстоит возврат, и тогда Он воздаст каждому по его деяниям.
Аллах сказал далее:
قُلْ إِن تُخْفُواْ مَا فِي صُدُورِكُمْ أَوْ تُبْدُوهُ يَعْلَمْهُ اللَّهُ وَيَعْلَمُ مَا فِى السَّمَـوَاتِ وَمَا فِى الأَرْضِ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ
(29) Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете,
Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле.
Аллах способен на всякую вещь».
[1] Муснад Ахмад 24256
[2] Таким образом, смысл аята получается таковым:
«Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твердых в знаниях».
[3] Аль-Бухари 4183, Муслим 2665, Ахмад 124, 48 – 6, ат-Тирмизи 2994, Абу Дауд 4598
[4] Приводит ат-Табарани (152/8)
Хороший хадис. Привёл Муаммир в аль-Джами (216/11), Ахмад в аль-Муснаде (185/2), аль-Бухари в главе о поведении праведников стр. 23.
[5] Сахих аль-Бухари 5096, Муслим 2740
[6] Хороший хадис, рассказал Абу Дауд 2050
[7] Сахих аль-Бухари 1077, Муслим 1261
[8] Муслим 730
[9] Сахих Муслим 218
[10] Имеется в виду, что пророк был послан ко всем нациям и расам. Муснад Ахмад 304\3
[11] Сахих Муслим 131
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев