وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ أَمْواَتاً بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ
(169) И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми.
Нет, живые! Они у своего Господа получают удел,
فَرِحِينَ بِمَآ ءَاتَـاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَيَسْتَبْشِرُونَ بِالَّذِينَ لَمْ يَلْحَقُواْ بِهِم مِّنْ خَلْفِهِمْ أَلاَّ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(170) радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости,
и ликуют они о тех, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними,
что над ними нет страха и не будут они опечалены!
يَسْتَبْشِرُونَ بِنِعْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ وَفَضْلٍ وَأَنَّ اللَّهَ لاَ يُضِيعُ أَجْرَ الْمُؤْمِنِينَ
(171) Они ликуют о милости от Аллаха, и щедрости,
и о том, что Аллах не губит награды верующих.
الَّذِينَ اسْتَجَابُواْ لِلَّهِ وَالرَّسُولِ مِن بَعْدِ مَآ أَصَـابَهُمُ الْقَرْحُ لِلَّذِينَ أَحْسَنُواْ مِنْهُمْ وَاتَّقَوْا أَجْرٌ عَظِيمٌ
(172) Те, которые дали ответ Аллаху и посланнику, после того как постигли их раны. Тем из них, которые делали добро и боялись, награда великая!
الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُواْ لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَـاناً وَقَالُواْ حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ
(173) Тем, которым говорили люди: "Вот, люди собрались против вас, бойтесь их!"
- но это только увеличило веру в них, и они говорили: "Достаточно нам Аллаха,
Он - прекрасный доверенный!"
فَانْقَلَبُواْ بِنِعْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ وَفَضْلٍ لَّمْ يَمْسَسْهُمْ سُوءٌ وَاتَّبَعُواْ رِضْوَانَ اللَّهِ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَظِيمٍ
(174) И они вернулись с милостью от Аллаха и щедростью,
не коснулось их дурное, и последовали они за благоволением Аллаха.
Поистине, Аллах - обладатель великой милости!
إِنَّمَا ذَلِكُمُ الشَّيْطَـانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلاَ تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُمْ مُّؤْمِنِينَ
(175) Это только сатана, который делает страшными своих близких.
Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!
Всевышний Аллах сообщил о мучениках, которые погибли в этом мире.
Их души живы и получают пропитание в вечном мире.
Передал Мухаммад ибн Джарир от Анаса ибн Малика о сподвижниках пророка
(да благословит его Аллах и приветствует), когда он послал их к жителям села при
Бир Мауна. Они добрались до Бир Мауна, источника, расположенного между землями племен бану Амир, Харрой и землями племени бану Салим, откуда отправили брата Умм Суляйм, Харама бин Мильхана, да будет доволен Аллах ими обоими, с посланием пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, к врагу Аллаха Амиру бин ат-Туфайлю. Он вышел и дошёл до селения. Он спрятался перед домами, и затем стал взывать: «О, жители Бир Мауна. Я посланник ,посланника Аллаха к вам. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник. Уверуйте в Аллаха и его посланника». Однако Амир, даже не взглянувщий на это послание, велел одному человеку порозить Харама копьем в спину. Когда он бросил это копье и Харам, да будет доволен им Аллах, увидел кровь,
он воскликнул: “Аллах велик! Клянусь Господом Каабы, я добился успеха!»
В Сахихе Муслима, приводится хадис о том, что Масрук сказал: «Мы спросили
у Абдуллы по поводу аята: ﴿وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتاً بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ ﴾
И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми.
Нет, живые! Они у своего Господа получают удел. Абдулла ответил:
«Мы тоже спросили по поводу этого аята у посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал:
«أَرْوَاحُهُمْ فِي جَوْفِ طَيْرٍ خُضْرٍ، لَهَا قَنَادِيلُ مُعَلَّقَةٌ بِالْعَرْشِ، تَسْرَحُ مِنَ الْجَنَّةِ حَيْثُ شَاءَتْ، ثُمَّ تَأْوِي إِلَى تِلْكَ الْقَنَادِيلِ،
فَاطَّلَعَ إِلَيْهِمْ رَبُّهُمُ اطِّلَاعَةً فَقَالَ: هَلْ تَشْتَهُونَ شَيْئًا؟ فَقَالُوا: أَيَّ شَيْءٍ نَشْتَهِي وَنَحْنُ نَسْرَحُ مِنَ الْجَنَّةِ حَيْثُ شِئْنَا؟
فَفَعَلَ ذَلِكَ بِهِمْ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ، فَلَمَّا رَأَوْا أَنَّهُمْ لَنْ يُتْرَكُوا مِنْ أَنْ يُسْأَلُوا، قَالُوا: يَا رَبِّ نُرِيدُ أَنْ تَرُدَّ أَرْوَاحَنَا فِي أَجْسَادِنَا
حَتَّى نُقْتَلَ فِي سَبِيلِكَ مَرَّةً أُخْرَى، فَلَمَّا رَأَى أَنْ لَيْسَ لَهُمْ حَاجَةٌ، تُرِكُوا»
«Их души в зобах зелёных птиц, летают по раю как пожелают, а потом находят приют на люстрах, прикрепленных к Трону. Твой Господь взглянет на них и говорит: «Что вы желаете?» Те отвечают: «О, Господь наш, что ещё нам желать, ты даровал нам то, что не даровал никому из Твоих творений?» Затем Он повторит (вопрос),
когда же они понимают, что их не оставят без того, чтобы они не ответили,
они скажут: «Мы хотим вернуться в мирскую обитель и сражаться на Твоём пути пока не погибнем ещё раз из-за награды за мученичество». Когда Он увидел,
что у них нет больше никакого желания, Он оставил их[29]».
(Подобный хадис приводится от Анаса и от Абу Саида).
Имам Ахмад передаёт от Анаса,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَا مِنْ نَفْسٍ تَمُوتُ، لَهَا عِنْدَ اللهِ خَيْرٌ، يَسُرُّهَا أَنْ تَرْجِعَ إِلَى الدُّنْيَا، إِلَّا الشَّهِيدُ،
فَإِنَّهُ يَسُرُّهُ أَنْ يَرْجِعَ إِلَى الدُّنْيَا فَيُقْتَلَ مَرَّةً أُخْرَى، لِمَا يَرَى مِنْ فَضْلِ الشَهَادَة»
«Кто бы не умер (из верующих), он найдёт столько добра у Аллаха, что не пожелает вернуться в этот мир, кроме шахида. Он будет рад вернуться в этот мир и быть убитым ещё раз из-за достоинств мученичества, которые он увидит[30]».
В дополнении Имам Ахмад передаёт от ибн Аббаса,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَمَّا أُصِيبَ إِخْوَانُكُمْ بِأُحُدٍ، جَعَلَ اللهُ أَرْوَاحَهُمْ فِي أَجْوَافِ طَيْرٍ خُضْرٍ، تَرِدُ أَنْهَارَ الْجَنَّـةِ، وَتَأْكُلُ مِنْ ثِمَارِهَا،
وَتَأْوِي إِلى قَنَادِيلَ مِنْ ذَهَبٍ فِي ظِلِّ الْعَرْشِ،فَلَمَّا وَجَدُوا طِيبَ مَشْرَبِهِمْ وَمَأْكَلِهِمْ، وَحُسْنَ مُتَقَلَّبِهِمْ قَالُوا: يَا لَيْتَ إِخْوَانَنَا يَعْلَمُونَ مَا صَنَعَ اللهُ لَنَا، لِئَلَّا يَزْهَدُوا فِي الْجِهَادِ، وَلَا يَنْكُلُوا عَنِ الْحَرْبِ،فَقَالَ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ: أَنْا أُبَلِّغُهُمْ عَنْكُم»
«Когда погибли ваши братья в Ухуде, Аллах поместил их души во внутренность зеленых птиц, которые прилетают к ручейкам рая, едят его плоды, устраиваются на фонарях из золота в тени навеса. Обнаружив, что у них прекрасные питье и еда, хорошее место отдыха, они скажут: «О, если бы наши братья знали, как поступил с нами Аллах, то они не отказывались бы от участия в джихаде — священной войне
— и не уклонялись бы от участия в войне!» Аллах им говорит: «Я им сообщу о вас». Аллах ниспослал своему посланнику следующие аяты из суры «Аль Имран»:
﴿وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ أَمْواَتاً بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ ﴾
И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми.
Нет, живые! Они у своего Господа получают удел[31].
Передают со слов Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Акила, который говорил:
«Я слышал, как Джабир ибн Абдаллах рассказывал, что Пророк его спросил:
«Хочешь,я тебе сообщу радостную весть, Джабир?» Я ответил: «Да, Пророк Аллаха».
Он тогда сказал: «Твоего отца, убитого в Ухуде, Аллах, Всемогущий и Великий,
оживил и потом спросил его: «О Абдаллах ибн Амр, что мне сделать для тебя?»
А он ответил: «О, Господь! Я хочу, чтобы ты вернул меня к жизни,
и я буду воевать за Тебя и второй раз буду убит».
Имам Ахмад передаёт от Аббаса,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«الشُّهَدَاءُ عَلى بَارِقِ نَهْرٍ بِبَابِ الْجَنَّـةِ، فِي قُبَّةٍ خَضْرَاءَ، يَخْرُجُ عَلَيْهِمْ رِزْقُهُمْ مِنَ الْجَنَّـةِ بُكْرَةً وَعَشِيًّا»
«Погибшие за дело Аллаха у сияющей реки возле дверей рая в зеленой башне;
им выносят пищу из рая утром и вечером[32]».
Из всех этих хадисов становится ясно, что шахиды разделяются на типы. Некоторые
из них летают над раем, другие стоят у дверей рая возле реки. Возможно эти шахиды закончивают свой путь возле этой реки. Они собераются там и им выносят райскую пищу утром и вечером. Аллах знает лучше. В хадисе от имама Ахмада говорится, что душа каждого верующего будет летать по раю как захочет и питаться с его плодов. Она будет радоватьсяот вида того, что уготовил ей Аллах из почестей. Этот хадис с достоверным иснадом. Имамы трёх мазхабов сошлись во мнениях по поводу достоверности этого хадиса.
Имам Ахмад передаёт хадис,
который сообщил Абдур-Рахман ибн Ка’б ибн Малик от своего отца о том,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«نَسَمَةُ الْمُؤْمِنِ طَائِرٌ تَعْلَقُ فِي شَجَرِ الْجَنَّةِ حَتَّى يَرْجِعَهُ اللهُ إِلَى جَسَدهِ يَوْمَ يَبْعَثُه»
«Душа верующего будет птицей в раю, которая будет садиться на райские деревья,
пока Аллах не вернёт её в тело (верующего) в день Воскрешения[33]».
Этот хадис указывает на то, что души верующих будут летать по раю.
Просим у Аллаха Щедрого, чтобы Он умертвил нас будучи верующими.
Слово Аллаха:
﴿فَرِحِينَ بِمَآ ءَاتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَيَسْتَبْشِرُونَ بِالَّذِينَ لَمْ يَلْحَقُواْ بِهِم مِّنْ خَلْفِهِمْ أَلاَّ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾
Радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуют они о тех,
которые еще не присоединились к ним, следуя за ними,
что над ними нет страха, и не будут они опечалены!
То есть шахиды, которые погибли на пути Аллаха, являются живыми у Господа.
Они радуются тем благам, среди которых они находятся, ликуют за тех братьев, которые погибают на пути Аллаха после них, ибо воссоединяются с ними. Они не боятся за своё будущее и не печалятся о том, что они оставили в прошлом. Мы просим у Аллаха рая.
Ибн Исхак прокомментировал: «Они радуются за тех, кто присоединяется
к ним из братьев, дабы те могли разделить с ними награду Аллаха».
В двух Сахихах приводится хадис от Анаса о семидесяти сподвижниках, которые были убиты в Бир Мауна, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклинал в молитве тех, кто убил их, пока не было ниспослано в Коране о них:
“Передайте нашим людям, что мы уже встретились с нашим Господом,
Который остался доволен нами и сделал довольными нас”
но в последующем (этот аят Корана) был отменён[34].
Затем Всевышний Аллах сказал:
﴿يَسْتَبْشِرُونَ بِنِعْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ وَفَضْلٍ وَأَنَّ اللَّهَ لاَ يُضِيعُ أَجْرَ الْمُؤْمِنِينَ ﴾
Они ликуют о милости от Аллаха, и щедрости, и о том,
что Аллах не губит награды верующих.
Мухаммад ибн Исхак сказал: «Они ликуют и радуются тому, что увидели ту награду, которая им была обещана». Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: «Эти аяты
включают в себя всех верующих: шахидов и всех остальных. Ведь каждый раз, когда Аллах упоминает пророков и их награду, Он также упоминает верующих и их награду».
Слово Аллаха: ﴿الَّذِينَ اسْتَجَابُواْ لِلَّهِ وَالرَّسُولِ مِن بَعْدِ مَآ أَصَـابَهُمُ الْقَرْحُ﴾
Те, которые дали ответ Аллаху и посланнику, после того как постигли их раны.
Речь идёт о дне при Хамра аль-Асад. После того, как многобожники
одержали относительную победу над мусульманами, то стали возвращаться восвояси.
Пройдя немного, они стали сожалеть о том, что не напали на Медину и не покончили
с этим делом полностью. Когда эта весть дошла до пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он мобилизовал мусульман для погони за многобожниками, дабы устрашить их и показать, что у него ещё есть сила и мощь. Он позволил участвовать в этом походе лишь тем, кто участвовал в битве при Ухуде, кроме Джабира ибн Абдуллы, о котором мы
упомянем позже. Мусульмане откликнулись на этот призыв в знак повиновения
Аллаху и Его посланнику,не смотря на свои раны и усталость.
Ибн Абу Хатим передаёт от Икримы,
что когда многобожники стали возвращаться после Ухуда, они сказали:
«Вы ни Мухуммада не убили, ни полногрудых наложниц не захватили. Тьфу на вас и на ваши дела. Давайте вернёмся!» Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышал об этом, то мобилизовал мусульман. Они выступили, пока не достигли Хамра аль-Асад. Многобожники, узнав об этом, сказали: «Давайте вернёмся по, хорошему».
Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тоже вернулся.
Это тоже принято считать военным походом. Тогда Всевышний Аллах ниспослал:
﴿الَّذِينَ اسْتَجَابُواْ لِلَّهِ وَالرَّسُولِ مِن بَعْدِ مَآ أَصَـابَهُمُ الْقَرْحُ لِلَّذِينَ أَحْسَنُواْ مِنْهُمْ وَاتَّقَوْا أَجْرٌ عَظِيمٌ ﴾
Те, которые дали ответ Аллаху и посланнику, после того как постигли их раны.
Тем из них, которые делали добро и боялись, награда великая!
Ибн Исхак передал: «Битва при горе Ухуд состоялась в субботу в середине шавваля.
Когда наступил другой день — воскресенье, шестнадцатый день шавваля, муэдзин
(призывающий на молитву) призвал людей выступить против врага. Муэдзин призывал выступить только тех людей, которые участвовали накануне в битве. Тогда к Пророку
(да благословит его Аллах и приветствует) обратился Джабир ибн Абдаллах и сказал:
«О, Посланник Аллаха! Мой отец оставил меня присмотреть за моими семью сестрами». Он сказал: «Сын мой! Мы не можем оставить этих женщин одних, без мужчины.
А я не могу отпустить тебя на войну вместе с Пророком вместо себя. Так оставайся вместе с сестрами». Я остался вместе с ними». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ему, и он выступил вместе с ним. Но Посланник Аллаха выступил лишь с целью напугать врага, чтобы до них дошло, что он выступилпротив них, чтобы поняли, что у него есть силы и что постигшее мусульман поражение не устрашило их».
Мухаммад ибн Исхак также сообщил:
Мне рассказал Абдаллах ибн Хариджа со слов Абу ас-Саиба, раба Аиши бинт Усман,
что один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из рода Бану Абд аль-Ашхаль участвовал в битве при Ухуде вместе с Пророком. Он рассказывал:
«В битве при Ухуде приняли участие я и мой брат. Вернулись ранеными. Когда муэдзин Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призвал выступить против врага, я сказал брату или он сказал мне: «Разве можем мы не участвовать в походе Пророка? Хотя, у нас нет верхового животного, чтобы сесть верхом на него,
и мы оба, были тяжело ранены». Мы выступили вместе с Посланником Аллаха.
Я был ранен легче, чем мой брат. Мы шли, попеременно перетаскивая груз,
пока не дошли до того места, куда пришли мусульмане».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев