Аллах сказал далее:
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
(28) Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему.
Аллах свидетельствует о факте Его существования и что Он является Создателем и Дающим удел, что Он имеет полную власть над Его рабами.
﴿كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ﴾Как вы можете не веровать в Аллаха?
– как вы отрицаете Его существование или поклоняетесь кому-то наряду с ним.
﴿وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـاكُمْ﴾тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас
– т.е. вы были ничем, а Он вывел вас из ничего, как Он сказал об этом:
﴿أَمْ خُلِقُواْ مِنْ غَيْرِ شَىْءٍ أَمْ هُمُ الْخَـالِقُونَ أَمْ خَلَقُواْ السَّماوَتِ وَالارْضَ بَل لاَّ يُوقِنُونَ ﴾
Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю?
О нет! Просто они лишены убежденности. (52:35-36)
Также Аллах сказал: ﴿هَلْ أَتَى عَلَى الإِنسَانِ حِينٌ مِّنَ الدَّهْرِ لَمْ يَكُن شَيْئاً مَّذْكُوراً﴾
Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен? (76:1)
Аятов на эту тему множество.
Ибн Джарир передаёт от Ата, что ибн Аббас сказал:
﴿وَكُنتُمْ أَمْوَتًا فَأَحْيَـاكُمْ﴾тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас –т.е.
вы были мертвыми в чреслах ваших отцов и вообще были ничем, пока Аллах не сотворил вас. Затем он умертвит вас по настоящему, а затем воскресит из мёртвых.
Это подобно слову Всевышнего Аллаха: ﴿قَالُواْ رَبَّنَآ أَمَتَّنَا اثْنَتَيْنِ وَأَحْيَيْتَنَا اثْنَتَيْنِ﴾
Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы,
и дважды Ты оживил нас». (40:11)
Всевышний Аллах сказал:
هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَآءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَـوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ
(29) Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле,
а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи.
После того, как Аллах упомянул о доказательстве их создания,
которое они могут наблюдать в самих себе, Аллах приводит второе доказательство,
которое они могут наблюдать в сотворении небес и земли.
Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. – обратился то, есть намерился или направился.
Здесь слово الإسْتِواء «аль-истава» означает намерение или направление,
т.к. как использован предлог إلَى «иля» (к чему-то).
﴿فَسَوَّاهُنَّ﴾Обратился – может иметь также значение - сотворил их.
﴿فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَـوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ﴾
а затем обратился к небу и сделал его семью небесами
– может значить также, что Его знание охватывает все Его творения,
как об этом сказано в другом аяте: ﴿أَلاَ يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ﴾
Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил. (67:14)
Этот аят (2:29) детально разъяснён другим аятом из суры «Разъяснены»:
﴿قُلْ أَءِنَّكُمْ لَتَكْفُرُونَ بِالَّذِى خَلَقَ الارْضَ فِى يَوْمَيْنِ وَتَجْعَلُونَ لَهُ أَندَاداً ذَلِكَ رَبُّ الْعَالَمِينَ وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِىَ مِن فَوْقِهَا وَبَـرَكَ فِيهَا وَقَدَّرَ فِيهَآ أَقْوَاتَهَا فِى أَرْبَعَةِ أَيَّامٍ سَوَآءً لِّلسَّآئِلِينَ ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَآءِ وَهِىَ دُخَانٌ فَقَالَ لَهَا وَلِلارْضِ ائْتِيَا طَوْعاً أَوْ كَرْهاً قَالَتَآ أَتَيْنَا طَآئِعِينَ فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَـوَتٍ فِى يَوْمَيْنِ وَأَوْحَى فِى كُلِّ سَمَآءٍ أَمْرَهَا وَزَيَّنَّا السَّمَآءَ الدُّنْيَا بِمَصَابِيحَ وَحِفْظاً ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ﴾
Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня,
и равняете с Ним других? Он же – Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание
для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле”.
Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности.
Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его (или для оберегания его).
Таково предопределение Могущественного, Знающего». (41:9-12)
В рассматриваемом аяте содержится доказательство того, что Аллах начал творение с земли, после завершения её творения Он сотворил семь небес. Такое можно наблюдать при строительстве здания, постройка начинается снизу вверх.
Об этом говорили комментаторы, о чём мы разъясним позже по воле Аллаха.
Что же касается слова Всевышнего Аллаха:
﴿أَءَنتُمْ أَشَدُّ خَلْقاً أَمِ السَّمَآءُ بَنَاهَا رَفَعَ سَمْكَهَا فَسَوَّاهَا وَأَغْطَشَ لَيْلَهَا وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا وَالارْضَ بَعْدَ ذَلِكَ دَحَاهَا
أَخْرَجَ مِنْهَا مَآءَهَا وَمَرْعَاهَاوَالْجِبَالَ أَرْسَاهَا مَتَـاعاً لَّكُمْ وَلاًّنْعَـامِكُمْ﴾
Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал его ночью темным и вывел утреннюю зарю.
После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища
и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту. (79:27-33)
то в этом аяте союзом «и» воспроизведена
последовательность сотворения не в действиях, а по порядку созданных вещей.
Об этом сообщил ибн Аббас в повествовании ибн Абу Тальхи.
Муджахид сказал по поводу фразы: ﴿هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً﴾
Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле
– Аллах сотворил землю прежде небес. Когда Он сотворил землю
из неё вышел дым, как Он сказал об этом: ﴿ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَآءِ وَهِىَ دُخَانٌ﴾
Потом Он обратился к небу, которое было дымом. (41:11)
﴿فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَـوَاتٍ﴾а затем обратился к небу и сделал его семью небесами
– одно над другим, также сотворил семь земель, одну под другой.
Этот аят доказывает тот факт, что земля была сотворена прежде небес,
как об этом говорится в суре «Разъяснены» (аяты которой мы приводили выше).
Сотворение земли, до сотворения небес упоминается в хадисе,
сообщённом аль-Бухари от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) от том,
что его спросили именно об этом. Он ответил, что земля была сотворена до небес,
но была распростёрта после сотворения небес. Так считали многие ранние и поздние знатоки тафсира. Об этом мы подробно рассказали в суре «Вырывающие» (79).
Слово الدحىили распростереть комментируется в аяте:
﴿وَالاٌّرْضَ بَعْدَ ذَلِكَ دَحَاهَا أَخْرَجَ مِنْهَا مَآءَهَا وَمَرْعَـاهَا - وَالْجِبَالَ أَرْسَاهَا ﴾
После этого Он распростер землю,
вывел из нее воду и пастбища и утвердил на ней горы. (79:30-32).
Т.е. сначала была создана земля, затем небо, а потом уже Аллах распростёр землю
с творениями на ней, или вывел из её недр ископаемые. Вывел различные виды растений.
Звёзды стали вращаться вместе с планетами, которые вращаются вокруг них.
Аллах Всевышний знает лучше.
Аллах Всевышний сказал далее:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِى الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ
وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
(30) Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника».
Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие
и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?»
Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».
Аллах напоминает о Своих благах для сынов Адама.
Даже перед их созданием Он упомянул о них в высшем собрании (ангелов), сказав:
﴿وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَـئِكَةِ﴾Вот твой Господь сказал ангелам.
– т. е, О, Мухаммад упомяни своим людям о том, как твой Господь сказал:
﴿إِنِّي جَاعِلٌ فِى الأَرْضِ خَلِيفَةً﴾«Я установлю на земле наместника».
Слово خَلِيفَةً «Халиифат» означает поколения людей,
оставляющие другие поколения за собой на протяжения столетий.
Всевышний Аллах также сказал: ﴿وَهُوَ الَّذِى جَعَلَكُمْ خَلَـئِفَ الاٌّرْضِ﴾
Он – Тот, Кто сделал вас преемниками (خَلَائِفَ) на земле. (6:165)
﴿وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَآءَ الاٌّرْضِ﴾делает вас наследниками (خُلَفَآءَ) земли. (27:62)
﴿وَلَوْ نَشَآءُ لَجَعَلْنَا مِنكُمْ مَّلَـئِكَةً فِى الاٌّرْضِ يَخْلُفُونَ ﴾
Если бы Мы пожелали, то заменили бы вас на земле ангелами,
которые бы стали вашими преемниками (يَخْلُفُونَ). (43:60)
﴿فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ﴾Их преемниками стало поколение. (7:169)
Из рассматриваемого аята ясно, что Аллах не имел в виду именно Адама,
т.к. ангелы ответили Ему: ﴿أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ﴾
Неужели Ты поселишь там того,
кто будет распространять нечестие и проливать кровь?
Ангелы задали этот вопрос лишь с целью познания мудрости. Это так как если бы они сказали: «Есть ли мудрость в создании творений, которые будут проливать кровь и творить злодеяния, ведь мы никогда не творим нечестия, так зачем же творения помимо нас?
Если в этом есть мудрость, то мы преклоняемся перед Тобой и восхваляем Тебя.
Аллах ответил на вопрос ангелов: ﴿إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ﴾
Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!
Т.е. сотворение этого существа принесёт больше пользы, чем вреда,
который вы упомянули. Вы не имеете никакого знания. Я создам среди них пророков
и пошлю посланников. Я также создам среди них праведников, мучеников, правоверных, аскетов, поклоняющихся, кротких, набожных, ученых, которые будут практиковать их знания, и тех, кто любит Аллаха и следует за Его посланниками".
В Сахихе приводится хадис о том,
что ангелы поднимаются к Аллаху с отчётом о делах Его рабов.
И Аллах спросит их: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?».
Они ответят: «Мы застали их в мольбе и покинули их в молитве».Это потому,
что ангелы спускаются к людям во время утренней и во время предвечерней молитвы.
Одни сменяют других в то время, когда люди молятся.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«يُرْفَعُ إِلَيْهِ عَمَلُ اللَّيْلِ قَبْلَ النَّهَارِ وَعَمَلُ النَّهَارِ قَبْلَ اللَّيْل»
Ночные дела поднимаются к Аллаху утром, а дневные к вечеру».
Таким образом, слова ангелов: «Мы застали их в мольбе и покинули их в молитве»соответствует слову Аллаха: ﴿إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ﴾
Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете! - т.е. есть Божья мудрость в их создании,
(мудрость)которую не имеете вы.
Так же это ответ на слова ангелов: ﴿وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ﴾
тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя
Аллах ответил: ﴿إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ﴾
Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!
Или «Я знаю, что Иблис не такой как вы, хотя он один из вас».
Аль-Куртуби, как и большинство других учёных считает, что аят (2:30) доказывает
обязательность назначения Халифа для вынесения решения по вопросам спора между людьми, помощи угнетённым против угнетателей, осуществления Исламского уголовного кодекса и запрещения зла. Существует ряд других задач, которые могут быть выполнены только при назначении Имама, а то что является необходимым для выполнения предписания, - является предписанием соответственно. Мы должны отметить здесь, что должность Имама среди ахль ас-Сунна может осуществляться путём назначения преемника, или, как считает группа среди ученых, было сделано пророком (да благословит его Аллах и приветствует)
в случае с Абу Бакром, т.е. намек на преемника. Или уже существующий халиф назначает другого халифа после него, как Абу Бакр сделал с Умаром. Халиф также может поставить вопрос на обсуждение мусульманского консультативного совета, или группы справедливых мужчин, так, как сделал Умар. Также полномочные люди власти могут собраться вокруг человека, и присягнуть ему на преданность. Или они могут выбрать одного среди них,
как кандидата, согласно мнению большинства ученых.
Халиф должен быть ответственным взрослым мужчиной-мусульманином,
способным исполнить Иджтихад(независимые юридические суждения), справедливым
и сведущим в вопросах войны, политики. Предпочтительнее, чтобы он был курайшитом согласно правильному мнению, но не является необходимостью, чтобы он был из племени Бану Хашим или безгрешным, как этого ложно требуют шииты. Если халиф обвиняется в совершении безнравственных поступков, т.е. становится фасиком (нечестивцем),
то есть разногласие по поводу привлечения его к ответственности, правильное решение то, что он не может быть отстранён за это, потому что посланник Аллаха сказал:
«إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنَ اللهِ فِيهِ بُرْهَان»«Только если вы увидите в нём явное неверие,
тогда у вас есть аргумент перед Аллахом против него[3]».
Есть разногласие по поводу того, может ли халиф уйти в отставку в пользу другого
кандидата, как отстранился от власти аль-Хасан ибн Али в пользу Муавии.
Правильнее считать, что он сделал это из-за крайней необходимости,
и в принципе поступил похвально.
Назначение двух имамов в мире в одно и тоже время недопустимо,
ибо посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ جَاءَكُمْ وَأَمْرُكُمْ جَمِيعٌ يُرِيدُ أَنْ يُفَرِّقَ بَيْنَكُمْ فَاقْتُلُوهُ كَائِنًا مَنْ كَان»
«Кто пришёл к вам в то время, когда вы едины,
хочет разделить вас, казните его, кем бы он ни был ».
Это мнение большинства. Многие ссылаются на единогласие в этом вопросе,
как, например, имам двух святынь.
Аллах сказал
وَعَلَّمَ ءَادَمَ الأَسْمَآءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاـئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِى بِأَسْمَآءِ هَـؤُلاَءِ إِن كُنتُمْ صَـادِقِينَ
(31) Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
قَالُواْ سُبْحَـنَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ
(32) Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас.
Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».
قَالَ يَـاءَادَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّآ أَنبَأَهُم بِأَسْمَآئِهِم
قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَـوَاتِ وَالاٌّرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ
(33) Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете, открыто и что вы утаиваете?»
Аллах заявил, что достоинство Адама выше ангелов, потому что Он научил Адама именам всего, а не их. Это произошло после того, как они пали перед ним ниц. Аллах сообщил ангелам, что Он знает то, чего не знают они. Затем Он упомянул это,
чтобы показать им превосходство Адама над ними в знании.
Аллах сказал: ﴿وَعَلَّمَ ءَادَمَ الأَسْمَآءَ كُلَّهَا﴾Он научил Адама всевозможным именам.
Ад-Даххак и ибн Аббас так прокомментировали этот аят:
«Имена здесь могут означать имена людей, определенного человека,
животного, неба, земли, моря, лошади, осла, и т.д.».
Ибн Абу Хатим и ибн Джарир передают что ибн Аббаса как-то спросили:
﴿وَعَلَّمَ ءَادَمَ الأَسْمَآءَ كُلَّهَا﴾Он научил Адама всевозможным именам.
Неужели Аллах научил его даже названиям тарелки и котла?
Ибн Аббас ответил: «Да, более того даже название дуновения ветерка».
Аллах научил Адама всем названиям, собственным именам и их характеристикам.
В Сахихе аль-Бухари в разделе тафсира приводится хадис от ибн Малика о том,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«يَجْتَمِعُ الْمُؤمِنُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَيَقُولُونَ: لَوِ اسْتَشْفَعْنَا إِلَى رَبِّنَا فَيَأْتُونَ آدَمَ فَيَقُولُونَ: أَنْتَ أَبُو النَّاسِ خَلَقَكَ اللهُ بِيَدِهِ وَأَسْجَدَ لَكَ مَلَائِكَتَهُ وَعَلَّمَكَ أَسْمَاءَ كُلِّ شَيْءٍ، فَاشْفَعْ لَنَا عِنْدَ رَبِّكَ حَتَّى يُريحَنَا مِنْ مَكَانِنَا هَذا، فَيَقُولُ: لَسْتُ هُنَاكُمْ وَيَذْكُرُ ذَنْبَهُ فَيَسْتَحْيِي ائْتُوا نُوحًا فإِنَّهُ أَوَّلُ رَسُولٍ بَعَثَهُ اللهُ إِلَى أَهْلِ الْأَرْضِ، فَيَأْتُونَه، فَيَقُولُ: لَسْتُ هُناكُمْ وَيَذْكُر سُؤَالَه رَبَّه مَا لَيْسَ لَهُ بِه عِلْم فَيَسْتَحْيِي فَيَقُولُ: ائْتُوا خَلِيلَ الرَّحْمن فَيَأْتُونَهُ فَيقُولُ: لَسْتُ هُنَاكُمْ فَيَقُولُ: ائْتُوا مُوسَى عَبْدًا كَلَّمَهُ اللهُ وَأعْطَاهُ التَّوْرَاةَ، فَيقُولُ: لَسْتُ هُنَاكُم فَيَذْكُرُ قَتْلَ النَّفْسِ بِغَيْرِ نَفْسٍ فَيَسْتَحْيِي مِنْ رَبِّهِ فَيَقُولُ: ائْتُوا عِيسى عَبْدَاللهِ وَرَسُولَهُ وَكَلِمَةَ اللهِ ورُوحَهُ، فَيَأْتُونَهُ فَيَقُولُ: لَسْتُ هُنَاكُمْ ائْتُوا مُحَمَّدًا عَبْدًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّم مِنْ ذَنْبِهِ وَمَا تَأَخَّرَ، فَيَأْتُونِّي فأَنْطَلِقُ حَتَّى أَسْتأذِنَ عَلَى رَبِّي فيَأْذَنُ لِي، فإِذَا رأَيْتُ رَبِّي وَقَعْتُ سَاجِدًا فَيَدَعُنِي مَا شَاءَ اللهُ ثُمَّ يُقَالُ: ارْفَعْ رَأْسَكَ وَسَلْ تُعْطَهْ وَقُلْ يُسْمَعْ وَاشْفَعْ تُشَفَّعْ، فأَرْفَعُ رَأْسِي فأَحْمَدُهُ بِتَحْمِيدٍ يُعَلِّمُنِيهِ ثُمَّ أَشْفَعُ فَيُحَدُّ لِي حَدًّا فأُدْخِلُهُمُ الْجَنَّةَ ثُمَّ أَعُودُ إلَيْهِ فَإذَا رَأَيْتُ رَبِّي مِثْلَهُ ثُمَّ أَشْفَعُ فَيُحَدُّ لِي حدًّا فأُدْخِلُهُمُ الْجَنَّةَ ثُمَّ أَعُودُ الثَّالِثَةَ ثُمَّ أعُودُ الرَّابِعَةَ فَأَقُولُ:مَا بَقِيَ فِي النَّار إلَّا مَنْ حَبَسَهُ الْقُرْآنُ وَوَجَبَ عَلَيْهِ الْخُلُود»
«Когда настанет День воскресения, людей охватит волнение,
и будут они (в смятении обращаться) друг к другу, после чего явятся к Адаму и взмолятся: “Заступись за нас перед твоим Господом!” - а он скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Ибрахиму, ибо, поистине, он - возлюбленный Аллаха!”[4] Тогда они явятся к Ибрахиму, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мусе, ибо, поистине, Аллах говорил с ним!”
Тогда они явятся к Мусе, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к ‘Исе, ибо, поистине, он - дух Аллаха и Его слово!” Тогда они явятся к ‘Исе, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мухаммаду!” Тогда они явятся ко мне, и я скажу: “Я (заступлюсь за вас)!” - и обращусь
к своему Господу за разрешением[5], и разрешение (на это) будет дано мне, а затем Он внушит мне слова хвалы, с которыми я обращусь к Нему и которых не знаю сейчас.
И я воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, после чего мне будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори,и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу:
“О Господь мой, община моя, община моя!” - а (мне) будет сказано: “Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) ячменного зерна!” - и я пойду
и сделаю (это). Потом я вернусь,(снова) воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: “О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О, Господь мой, община моя, община моя!” - а (мне) будет сказано: “Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес)пылинки или горчичного зерна!” - и я пойду и сделаю (это). Потом я вернусь и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: “О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу:
“О Господь мой, община моя, община моя!” - а Он скажет (мне): “Ступай и выведи тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) мельчайшей части горчичного зерна,
выведи (таких) из огня!”- и я пойду и сделаю (это)».
В другой версии этого хадиса, передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:
А потом я вернусь в четвёртый раз и (снова) воздам Ему эту хвалу,
после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано:
«О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет
даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!» Тогда я скажу:
«О Господь мой, позволь мне (обратиться к Тебе с заступничеством) за тех,
кто говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”!» - и Он скажет: «Клянусь Своей славой,
величавостью и величием, Я обязательно выведу оттуда тех,
кто говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”
Этот хадис был приведён Муслимом, Насаи и ибн Маджах.
Причина, по которой он был упомянут здесь – это фраза
أَنْتَ أَبُو النَّاسِ خَلَقَكَ اللهُ بِيَدِهِ وَأَسْجَدَ لَكَ مَلَائِكَتَهُ وَعَلَّمَكَ أَسْمَاءَ كُلِّ شَيْءٍ
Ты отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой,и по Его велению ангелы
склонились перед тобой до земли, Он научил тебя именам.
﴿ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ﴾ Всевышний Аллах сказал
а затем показал их ангелам. -т.е. эти творения.
Абдур-Раззак передает от Ма’мара, что Катада сказал:
«Аллах выставил эти создания перед ангелами.
. ﴿فَقَالَ أَنبِئُونِى بِأَسْمَآءِ هَـؤُلاَءِ إِن كُنتُمْ صَـادِقِينَ﴾
и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
Аллах заявляет: «Назовите эти имена прежде, чем вы скажите:
﴿أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ﴾Неужели Ты поселишь там того,
кто будет распространять нечестие и проливать кровь?
Поэтому Аллах сказал: "Если Вы говорите правду о том, что если я назначу не ангела как наместника на земле, и он и его потомство не будут повиноваться Мне, совершать нечестие
и проливать кровь, но если я определяю вас как наместников, вы будете повиноваться Мне, следовать Моим повелениям и чтить и прославлять Меня. Однако, так как Вы не знаете имена творений, которые я показал вам прежде, вы не имеете знания о том,
что будет происходить на Земле, о том, что ещё не существует".
﴿قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ ﴾
Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то,
чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».
Здесь ангелы прославляют святость Аллаха и совершенство от любого вида
недостатка, подтверждая, что никакое существо не могло когда-либо приобрести
никакую часть знания Аллаха, кроме как с Его позволения, и при этом любой
не может знать ничего, кроме того, чему Аллах научит их. Вот почему они сказали:
﴿سُبْحَـانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ﴾
«Пречист Ты! Мы знаем только то,
чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».
-т.е. Аллах осведомлён относительно всего. Он наиболее сведущ о Его созданиях,
и Он принимает самые мудрые решения, и Он обучает кого захочет и лишает кого пожелает знания. Поистине, мудрость Аллаха и справедливость во всех вопросах совершенны.
Всевышний Аллах сказал:
﴿قَالَ يَـاءَادَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّآ أَنبَأَهُم بِأَسْمَآئِهِم
قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ ﴾
Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете?» (2:33)
Зайд ибн Аслам сказал, что Адам стал перечислять имена всех:
«Ты – Джабраил, ты – Микаил, ты – Исрафил», пока не упомянул название вороны.
Муджахид сказал, что слово Аллаха: ﴿قَالَ يَـاءَادَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ﴾
Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах».
- т.е. название голубя, вороны и всего остального".
Об утверждениях подобного значения сообщили
от Саида ибн Джубайра, аль-Хасана, и Катада.
Когда достоинство Адама стало очевидным для ангелов,
поскольку он упомянул названия, которые Аллах научил ему, Аллах сказал ангелам:
﴿أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ﴾
«Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю,
что вы совершаете открыто и что вы утаиваете?» - т.е.
разве Я не говорил вам, что Я знаю явные и скрытые вещи?
Подобно этому Аллах сказал: ﴿وَإِن تَجْهَرْ بِالْقَوْلِ فَإِنَّهُ يَعْلَمُ السِّرَّ وَأَخْفَى﴾
Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. (20:7) Аллах также сказал словами Сулеймана в письме удода:
أَلاَّ يَسْجُدُواْ للَّهِ الَّذِى يُخْرِجُ الْخَبْءَ فِى السَّمَـوَاتِ وَالارْضِ
وَيَعْلَمُ مَا تُخْفُونَ وَمَا تُعْلِنُونَ اللَّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ
Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху,
Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то,
что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете. Нет иного божества,
кроме Аллаха, Господа великого Трона». (27:25-26)
Есть и другие комментарии к слову Всевышнего Аллаха:
﴿وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ﴾знаю сокровенное на небесах и земле,
и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете.
Ад-Даххак передаёт, что ибн Аббас сказал по этому поводу: « Знаю явные и скрытые вещи, даже то, что сокрыл Иблис в своём сердце из высокомерия и гордыни».
Абу Джабир ар-Рази передает, что ар-Раби ибн Анас сказал:
﴿وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ﴾знаю сокровенное на небесах и земле,
и знаю, что вы совершаете открыто и что вы утаиваете.
Очевидная часть того, что они сказали, была: «Неужели Ты сотворишь того,
кто будет творить ничестие и проливать кровь» но на самом деле они подразумевали:
«Мы имеем больше знания и достоинства чем любое создание, которое сотворил
когда-либо их Господь», но они поняли, что сотворение Адама было
одобрено Аллахом, что выше их знания".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев