На что шли китайские женщины, чтобы иметь «ножки-лотосы».
«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си и впервые мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в 7-летнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребёнком, любила прыгать и играть, но после этого всё улетучилось…» Так начала свой рассказ пожилая китаянка Чжан Юнь Ин, вспоминая своё детство и древний китайский обычай бинтовая женских ног, который был распространён среди аристократов вплоть до начала XX века. Сегодня в живых практически не осталось женщин, подвергшихся этой калечащей процедуре в детстве, но в 2014 году британскому фотографу Джо Фaрреллу удaлось зaдокументировaть древний обычaй бинтовaния ног и расспросить женщин о том, как это было. «Процедура бинтования ног расценивалась, как необходимая и прекрасная, практикующаяся аж 10 веков. Редкие попытки «освобождения» ступни от этой ужасной традиции всё же предпринимались, однако противившиеся этому обряду были белыми воронами, - напишет он в своей статье. - «Женщины, не прошедшие обряда бинтования ног, выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия». Именно такого взгляда на протяжении тысячи лет придерживались в Китае. Чудовищный и калечащий тело и жизнь обычай сохранялся в стране так долго, что врос в плоть её культуры…»
Существует множество легенд, откуда взял начало обычай бинтования ног в Древнем Китае. И самая распространенная из них гласит, что у императора Сяо Баоцзюань была наложница с крохотными ножками - она танцевала босиком на золотом помосте, украшенном жемчугом, где были изображены цветы лотоса. Однажды, восхитившись, император воскликнул: «От каждого прикосновения её ножки расцветают лотосы!» Вероятно, именно после этой легенды в обиход вошло выражение «нога-лотос», то есть очень маленькая перебинтованная ступня.
Деформированные стопы, по мнению китайцев, подчёркивали слабость и хрупкость женщины, а вместе с тем придавали её телу чувственность. Однако такая чудовищная практика была не только мучительна, но и смертельно опасна. Женщина, по сути, становилась заложницей собственного тела — без возможности свободно передвигаться, её жизнь была полностью подчинена прихотям мужчин. Только представьте себе, идеальная, по мнению древних китайцев, нога не должна была превышать 7 сантиметров в длину — именно такие ноги назывались «золотыми лотосами».
⠀
Бинтование ног было не просто болезненным, но и очень долгим процессом. Оно проходило в несколько этапов, первый из которых начинался, когда девочке было лет 5-6. Иногда дети бывали старше, но тогда кости были не так податливы. Бинтовали ноги, как правило, мать или другая старшая женщина в семье. Считалось, что мать в таких делах не очень хороша, потому что жалеет собственное дитя и оттого недостаточно сильно стягивает ножку.
⠀
А происходило бинтование так: сначала девочкам подрезали ногти, чтобы предотвратить их врастание, обрабатывали ступни настоями трав и квасцами; затем брали ткань метра 3 в длину и 5 см в ширину, подгибали все пальцы, кроме большого, и перебинтовывали ноги таким образом, чтобы пальцы стремились к пятке, а между ними и пяткой образовывалась арка… Вот как вспоминала процесс своего бинтования китаянка Чжан Юнь Ин: «После того как всё закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой. В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. … Мать никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьём. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны… Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мёрзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от тёплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног»…
⠀
Самой большой опасностью этой калечащей процедуры была инфекция ног. Хотя ногти девочкам постригали, они всё равно врастали, это приводило к воспалению. В результате временами возникал некроз тканей. Если инфекция перекидывалась на кости, и пальцы отпадали — это считалось хорошим знаком, потому что позволяло забинтовать ноги ещё туже. Значит, ступня уменьшится и приблизится к заветным 7 сантиметрам.
⠀
Неспособность женщин передвигаться и постоять за себя провоцировала зверства со стороны мужчин. Андреа Дворкин в своей работе «Гиноцид, или Китайское бинтование ног» пишет: «Мачеха или тётя при «бинтовании ног» проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…»
⠀
Так же там приводится ещё один случай. Если деревня подвергалась опасности, то женщины с искалеченными ногами не могли убежать: «Около 1931 года… разбойники напали на семью, и женщины, прошедшие обряд «бинтования ног», не смогли убежать. Бандиты, раззадоренные неспособностью женщин быстро двигаться, заставили их снять повязки и обувь и бегать босиком. Те кричали от боли и отказывались, несмотря на избиения. Каждый бандит избрал себе жертву и заставлял её танцевать на острых камнях… Изощрённой формой пытки было привязывание женщины таким образом, чтобы её ноги висели в воздухе, причём к каждому пальцу ноги привязывали по кирпичу, пока пальцы не вытягивались или даже отрывались».
Забинтованные ноги были одним из главных сексуальных фетишей китайцев. Рядом со слабой, неспособной на самозащиту женщиной любой мужчина чувствовал себя «героем» — на этом и строилось притяжение. Мужчины безнаказанно могли делать с женщинами всё, что хотели, и те не могли убежать. Впрочем, ирония заключается в том, что, несмотря на возбуждающее действие деформированных стоп, мужчины-китайцы никогда не видели их без обуви — вид голой женской ноги считался в высшей степени неприличным. Даже на так называемых «весенних картинках», китайских эротических изображениях, женщины были изображены обнажёнными, но в обуви. «Если вы снимете обувь и повязку, то эстетическое наслаждение будет навеки разрушено», писал один из китайских авторов. Поэтому перед сном женщина могла лишь слегка ослабить бинты, меняя уличную обувь на домашние туфли. Рассказывали, что мужчинам не нравилось видеть голые «ступни лотоса», но при этом очень нравилось созерцать следы деформированных женских ног на снегу или песке…
⠀
Представления китайцев о последствиях такого увечья были двойственными: с одной стороны, они якобы делали женщину целомудренной, с другой — чувственной. Из-за постоянной нагрузки на небольшую площадь ноги бёдра и ягодицы отекали, становились полнее, и мужчины называли их «сладострастными». Вместе с тем ноги женщины считались слишком крупными, если они были устойчивыми — к примеру, если женщина могла противостоять ветру. Вообще, китайская сексуальная эстетика рассматривала не только искусство походки, но и искусство сидения, стояния, лежания, и даже искусство поправления юбки, и искусство любого движения ног. К примеру, существовали определённые правила, которым женщины должны были неукоснительно следовать: не ходить с поднятыми кончиками пальцев; не ходить с ослабленными пятками; не шевелить юбкой при сидении; не двигать ногами при отдыхе…
⠀
Маленькую ступню идеальной формы сравнивали с молодым месяцем и с весенними побегами бамбука. А саму женщину - с тростником, который колышется от ветра. И это в прямом смысле было так: иногда жёнам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить… Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.
⠀
В 1915 году один китаец написал сатирическое эссе в защиту этого древнего обычая: «Бинтование ног есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина - всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружён в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть ещё много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди учёных я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд бинтования ног и привязанной к дому, я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для неё я целый мир, сама жизнь…». Женщина с забинтованными ногами была показателем статуса мужчины. Считалось, что чем меньше она способна двигаться, чем больше времени проводит в праздности, тем состоятельнее её муж.
⠀
Долгое время считалось, что бинтование ног существовало только среди китайской элиты, но это было не так. Забинтованные ноги могли «проложить дорогу» к лучшей жизни. Крестьяне, чьи женщины были вынуждены работать в поле, бинтовали ноги не так туго, как девочки из богатых семей, но старшей дочери, на которую возлагали большие надежды в плане замужества, «доставалось» больше других. Ведь при подготовке к браку родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о её внешности и достоинствах.
⠀
Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ртом — вот портрет классической китайской красавицы. Что уж говорить, если женщина не вписывалась в эти каноны красоты, но ещё при этом и имела большие ступни?!
Женщин с обычными ногами презирали, над ними смеялись, издевались, они были исключены из общества с его зверскими законами. Шансов на удачный брак у таких девушек почти не оставалось. Они даже не могли устроиться прислужницами в богатый дом, потому что даже прислуга в таких домах была с забинтованными ногами. Поэтому неудивительно, что девочки предпочитали пройти через пытки, чем остаться незамужними. Поистине чудовищная практика порабощения
⠀
«Ноги-лотосы» были в моде сотни, если не тысячи лет в Китае. Но, как и в случае с любыми причудами, эта традиция, наконец, исчезла, хотя на это понадобилось много времени. После того как маньчжурская династия пришла к власти в Китае в 1663 году, император издал указ о запрете бинтования ног. В 1668 году этот указ остался в силе по отношению к девушкам маньчжурского происхождения, но он был отменён в отношении китаянок. В результате этого в Китае появилась пословица «Мода сильнее императора.
⠀
Форма стопы стала важным признаком, отличающим маньчжурских женщин от женщин народа хань. Однако китайские эстетические представления оказывали сильное влияние на маньчжурских женщин, которые стремились подражать особой походке китаянок; с этой целью они придумали свою собственную форму обуви, которая позволяла женщине покачиваться при ходьбе. Эти туфельки, называемые «чашечка цветка», имели высокую платформу и делались обычно из дерева, иногда у них было небольшое возвышение в середине подошвы. Платформа туфельки была клиновидной формы и сужались книзу, поэтому выступающая из-под юбки ступня женщины казалась меньше, чем она была на самом деле.
⠀
«Ступни-лотосы» начали по-настоящему выходить из моды только во времена династии Цин - в период колонизации Китая Западом. Колонисты считали, что женщины с изуродованными стопами страдают и подвергаются пыткам. Западные женщины, которые приезжали в Китай, проявляли особый интерес и заботу о женщинах, чьи ноги были повреждены в результате этого процесса. В течение этого времени китайские интеллектуалы, которые учились за границей в западных странах и вернулись в Китай, начали с отвращением относиться к традиции бинтования ног. К тому времени и образованные китаянки, такие как феминистка Бриджит Квант, боролись против обычая бинтовать ноги.
⠀
К падению династии Цин «стопы-лотосы» окончательно вышли из моды, однако полного запрета на бинтование ног удалось добиться только к 1949 году, когда к власти в Китае пришли коммунисты. С тех пор бинтование ног начало считаться неприемлемым и стало синонимом «феодального и отсталого Китая». К концу 1950-х годов эта традиция была отменена во всех провинциях Китая, но обувь для деформированных ног продолжала производиться: женщины, чьи ноги были забинтованы в детстве, были ещё живы. Последняя пара туфелек для «золотых лотосов» была сшита в 1999 году, после чего состоялась торжественная церемония закрытия обувной фабрики, а товар, оставшийся на складе, был передан в дар этнографическому музею.
Автор: ИСТОРИЯ | ДАТЫ | ЛЮДИ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев